Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема невозможности проведения психологического консультирования.

Психологу-консультанту нельзя проводить психологическое консультирование если:
1) психолог-консультант не компетентен в данном вопросе;
2) у психолога-консультанта есть такие же проблемы;
3) клиент является его родственником, другом или близким знакомым;
4) клиент является психически больным;
5) человек не хочет, чтоб его консультировали;
6) у человека называющего себя психологом нет законченного психологического образования.

 

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодек­сов непосредственно применимы к работе психолога-консультан­та. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консуль­тант».

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта ха­рактеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юриди­ческие основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на дости­жение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуаль­ного и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендаци­ях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отноше­ния к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие ус­луги клиентам, для которых он имеет необходимое образова­ние, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять толь­ко апробированные методики, отвечающие современным об­щенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консуль­танта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических мето­дик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или пере­давать третьим лицам данные о своих клиентах или о резуль­татах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологиче­ского воздействия на людей некомпетентными лицами, про­фессионально не подготовленными людьми, а также преду­преждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специ­алистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпе­тентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со сто­роны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекоменда­ций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хра­нение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обя­зательным в практической работе психолога-консультанта.

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профес­сионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касают­ся того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к кли­енту в разных ситуациях психологического консультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которые нередко возника­ют в процессе проведения психологического консультирования.

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен про­являть в общении склиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически прони­кать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внут­ренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о сво­их собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую ре­акцию и тем самым, делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопережива­ния, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в реше­нии его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюде­нию с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность са­мостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его пережива­ния в конструктивное русло[1].

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переде­лать себя.

Эмпатия — это основное межличностное качество, которым дол­жен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве яв­ляется готовность, желание и способность человека психологиче­ски чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точ­ке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказы­вается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой, и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

[1] Мей Р. Искусство психологического консультирования. – С. 98.

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним — значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультан­та в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недо­статки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпати­ровать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостат­ки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать прак­тически не может.

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о кли­енте понимается такое внешнее поведение психолога-консультан­та, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих иск­реннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-кон­сультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего вли­яния на психологическое состояние клиента.

Доброжелательность — это также важное психологическое качест­во консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось, и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Особое место в практике психологического консультирования за­нимает так называемое безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего — это стремление психолога-консультанта в общении с клиен­том избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испыты­вал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживать­ся от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, что­бы помочь эту проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование — это процесс, в котором обе стороны — психолог-консультант и клиент — как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это де­лать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консуль­танта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самосто­ятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание — это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом.

Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохра­нять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от не­го. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к кли­енту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента — лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60—70 см до 100—110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находиться между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где проводится консультация, могут находить­ся часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и пси­холога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консуль­тации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В рав­ной мере это касается всего того, что может происходить в помеще­нии во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помеще­нии или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

 

Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1) http://www.studfiles.ru/preview/2907848/

2) http://libraryno.ru/1-3-trebovaniya-k-psihologu-konsul-tantu-i-psihologicheskomu-konsul-tirovaniyu-kons_sr/

3) http://www.psychologist.ru/forum/bytopic/78/index.htm

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...