Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Верны ли следующие утверждения?

Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение

Основные понятия

 

Величина предложения (quantity supplied).

Величина спроса (quantity demanded).

Дуговая эластичность (arselasticity).

Закон предложения (law of supply).

Закон спроса (law of demand).

Излишек (выигрыш) потребителя (consumer surplus).

Излишек (выигрыш) производителя (producer surplus).

Индивидуальный спрос (individual demand).

Кривая предложения (supply curve).

Кривая спроса (demand curve).

Комплементарные блага (complementary goods).

Нестабильное равновесие (unstable equilibrium).

Неэластичный спрос (inelastic demand).

Перекрестная эластичность спроса (cross-price elasticity of demand).

Равновесная цена (equilibrium price).

Рынок (market).

Субституты (substitutional goods).

Совокупный рыночный спрос (market demand).

Спрос единичной эластичности (unitary elastic demand).

Точечная эластичность (point elasticity).

Трансакционные издержки (transaction cost).

Функция предложения (supply function).

Функция спроса (demand function).

Ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand).

Ценовая эластичность предложения (price elasticity of supply).

Эластичность (elasticity).

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand).

Эластичный спрос (elastic demand).

 

Задания для самоконтроля

1. Соотнесите приведенные в таблице понятия и определения.

 

 

Понятие Определение
1. Величина предложения А. Блага, заменяющие друг друга в потреблении
2. Спрос Б. Разница между валовыми доходами и полными издержками производителя
3. Функция спроса В. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов: цены данного товара, цен ресурсов, используемых в производстве; характера применяемой технологии; налогов и дотаций; природно-климатических условий
4. Субституты Г. Прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара
5. Комплементарные блага Д. Максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить (продать) производитель (продавец) на рынке в единицу времени при определенных условиях
6. Индивидуальный спрос Е. Согласно мнению этого экономиста рыночные цены совершенно гибкие и мгновенно реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры
7. Совокупный рыночный спрос Ж. Малейшее отклонение рынка от равновесного состояния ведет к таким колебательным движениям цен и объемов, которые не возвращают систему к исходному состоянию
8. Излишек (выигрыш) потребителя З. Цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил
9. Кривая предложения И. Разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит
10. Закон предложения К. Блага, дополняющие друг друга в потреблении
11. Излишек (выигрыш) производителя Л. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов
12.Функция предложения М. Согласно мнению этого экономиста рыночные цены недостаточно гибкие, и продавцы реагируют на возникновение разницы между спросом и предложением, изменяя объем предложения товара
13. Равновесие на рынке Н. На рынке существует устойчивая тенденция возврата цены и объема продаж к первоначальному равновесному уровню при малейших отклонениях рынка от равновесного состояния
14. Рыночное равновесие по Вальрасу О. Зависимость между ценой единицы товара и объемом покупки, которая показывает набор цен, по которым потребители хотят и могут купить определенное количество товара
15. Рыночное равновесие по Маршаллу П. Предельно допустимая максимальная цена, выше которой продавец не имеет права легально поднимать цену на свою продукцию
16. Нестабильное рыночное равновесие Р. Это эластичность спроса на один товар по цене другого товара; показывает, каким образом изменяется спрос на товар Х при изменении цены товара на Y 1%
17. Стабильное рыночное равновесие С. Минимальная цена, ниже которой продавец не имеет права продавать, а покупатель – приобретать данный товар
18. Равновесная цена Т. Имеет место, когда даже малейшее изменение цены сопровождается колоссальным изменением объема продаж
19. «Потолок» цены У. имеет место, когда положительная или отрицательная динамика цены не оказывает никакого воздействия на объем продаж
20. «Пол» цены Ф. Ситуация, при которой ни у одного из рыночных агентов (ни у продавцов, ни у покупателей) нет стимулов менять свое поведение: нет неудовлетворенных потребителей, нет сверхнормативных запасов товара
21. Эластичность Х. Это безразмерная величина, которая характеризует чувствительность спроса или предложения к колебаниям какого-либо рыночного параметра: цены, дохода и т.д.; показывает, в какой степени (на сколько процентов) изменяется объем покупок или продаж при увеличении или сокращении целевого параметра на 1%
22. Ценовая эластичность спроса Ц. Оценка эластичности спроса в точке (т.е. при небольших изменениях цены)
23. Точечная эластичность Ч. Спрос, предъявляемый одним покупателем
24. Эластичность спроса по доходу Ш. Это безразмерная величина, которая показывает, на сколько процентов изменяется величина предложения товара при изменении его цены на 1%
25. Эластичный спрос Щ. Это безразмерная величина, показывающая, каким образом (на сколько) изменяется спрос на данный товар при изменении дохода потребителя на 1%
26. Абсолютно эластичный спрос Ы. Показывает, насколько изменится величина спроса при изменении цены товара на 1%
27. Абсолютно неэластичный спрос Э. Спрос, при котором небольшое изменение цены вызывает существенные изменения объема продаж. Коэффициент эластичности такого спроса больше единицы (по абсолютному значению)
28. Эластичность предложения по цене Ю. Графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количеством этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени
29. Перекрестная эластичность Я. Сумма индивидуальных спросов на рынке по каждой цене

 

2. «Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия». Прокомментируйте эти предложения.

3. Изобразите на графике линию предложения SS некоторого товара.

4. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графически.

5. Перечислите основные факторы, которые влияют на изменение спроса.

6. Каковы основные признаки избытка и дефицита?

7. Какие факторы влияют на предложение?

8. Каким образом налоги и субсидии влияют на рыночное равновесие?

9. Что представляет собой свободное благо (приведите как можно больше примеров свободных благ)?

10. Что представляет собой стабильное (нестабильное) равновесие?

11. В чем различия механизма достижения рыночного равновесия по Леону Вальрасу и Альфреду Маршаллу?

12. Каким образом можно установить увеличение числа покупателей на рынке данного товара?

13. На примерах покажите различия между комплементарными благами и благами-субститутами.

14. Представьте графически потребительский излишек и излишек производителя.

15. Проанализируйте возможные экономические последствия государством в законодательном порядке «потолка» цен?

16. Приведите примеры рынков, где вводится минимальный уровень цены – «пол» цены, ниже которого продавец не имеет права продавать, а покупатель – приобретать данный товар.

17. Каковы будут экономические последствия установления государством уровня минимальной цены («пола» цены), например, за 1 кг гречневой крупы в размере 30 руб.?

18. Представьте графически, как отразятся на модели спроса и предложения следующие события: а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей недоступно; б) после повышения заработной платы госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров; в) в результате рекламной компании население стало предпочитать молоку кока-колу.

19. Почему на некоторых рынках при росте цены товара производители оказываются в проигрыше?

20. Что представляет собой спрос единичной эластичности?

21. Для того, чтобы найти величину ценовой эластичности спроса, используются две формулы: формула точечной и формула дуговой эластичности. Когда применяется первая и когда - вторая формулы эластичности?

22. Ценовая эластичность предложения, прежде всего, меняется в зависимости от периода времени. Поясните это утверждение.

23. Какие товары относятся к виду нормальных товаров, какие – инфериорных (малоценных, некачественных)? Приведите примеры.

24. Охарактеризуйте основные виды товаров по перекрестной эластичности: товары-субституты, товары-комплементы, нейтральные товары.

25. Почему ценовая эластичность важна для разработки ценовой политики фирмы?

 

Тесты

Верны ли следующие утверждения?

26. В основе построения кривой спроса лежит кривая «цена-потребление»:

а) да;

б) нет.

 

27. Закон спроса утверждает, когда цена товара растет, спрос на этот товар тоже растет:

а) да;

б) нет.

28. Субсидии производству не увеличивают выигрыш потребителя.

а) да;

б) нет.

29. Если количество продаваемых шин увеличилось при уменьшении цен на бензин, то при прочих равных условиях экономисты могли бы сказать, что шины и бензин – взаимозаменяемые товары:

а) да;

б) нет.

30. Если (при прочих равных условиях) спрос на товар растет в результате роста потребительских доходов, то этот товар относится к категории «нормальные товары»:

а) да;

б) нет.

31. В обычном понимании два товара: Х и Y называются взаимодополняющими, если рост цены на товар Y ведет (при прочих равных условиях) к падению спроса на товар Х:

а) да;

б) нет.

32. Падение цены на товар Х приведет к росту спроса на Y - его товар-субститут:

а) да;

б) нет.

33. Распределительная функция цены выражается в ликвидации товарных избытков и дефицита:

а) да;

б) нет.

34. Если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, ибо в таких условиях спрос будет падать, а предложение расти:

а) да;

б) нет.

35. Если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, то, возможно, цена на него не изменится:

а) да;

б) нет.

36. Из двух товаров: твердый швейцарский сыр и швейцарский сыр самый эластичный спрос у твердого швейцарского сыра:

а) да;

б) нет.

37. Эластичность спроса по доходу на шампунь равна 1,2. Если доход покупателей возрастет на 5%, то спрос на шампунь увеличится на 6%:

а) да;

б) нет.

38. Показатель наклона функции спроса или предложения является ключевым параметром соответствующей эластичности:

а) да;

б) нет.

Выберите правильный вариант ответа

 

39. Разница между спросом и величиной спроса состоит в том, что спрос:

а) характеризуется изменением неценовых факторов, а объем спроса – ценовыми факторами;

б) характеризуется изменением ценовых факторов, а объем спроса – неценовыми факторами

в) зависит от потребностей людей, а объем спроса – от их возможностей;

г) определяется качественными параметрами, а объем спроса – возможностями потребителя.

 

40. Когда перекрестная эластичность спроса на данный товар по цене другого товара равна -2, то такие товары:

а) заменяющие друг друга в потреблении;

б) дополняющие друг друга в потреблении;

в) независимые друг от друга в потреблении;

г) имеющейся информации для ответа недостаточно.

41. Новейшие технологические разработки привели к росту урожайности клюквы. В то же время, ученые доказали огромную пользу клюквы для здоровья. Это приведет к:

а) увеличению равновесной цены и количества клюквы на рынке;

б) увеличению равновесного количества и неопределенному воздействию на равновесную цену клюквы;

в) снижению равновесной цены и количества клюквы на рынке;

г) снижению равновесной цены и неопределенному воздействию на равновесное количество клюквы.

42. Рис и картофель - взаимозаменяемые товары. Если цена на рис повышается, и случился небывалый урожай картофеля, то на рынке картофеля можно ожидать, что:
а) равновесная цена будет расти, падать или оставаться неизменной, а равновесное количество будет расти;
б) равновесная цена будет расти, в то время как равновесное количество уменьшится;
в) равновесная цена и количество будут сокращаться;
г) равновесная цена будет расти, в то время как равновесное количество может сократиться, увеличиться или остаться неизменным.

 

43. Бензин, продукт нефтепереработки, составляет большую часть транспортных расходов для многих производителей. Если цена на нефть растет, в то время как сокращаются доходы потребителей, можно ожидать, что равновесная цена многих нормальных товаров будет ________, в то время как их равновесное количество будет ________:
а) падать; расти;
б) падать, расти, или оставаться неизменной; уменьшаться;
в) падать; сокращаться, расти, или оставаться неизменным;
г) падать; падать.

 

44. Рост цены на пшеницу, важного компонента в производстве хлеба, в сочетании с увеличением числа людей, потребляющих хлеб, приведет к ка-кому из следующих изменений на рынке хлеба?
а) и равновесная цена, и количество будут увеличиваться;
б) равновесное количество будет уменьшаться, а равновесная цена может снизиться, увеличиться, или остаться такой же;

в) и равновесная цена, и количество будут уменьшаться;
г) равновесная цена возрастет, а равновесное количество может уменьшиться, увеличиться, или остаться таким же.

 

45. Перемещение вниз по кривой спроса может быть вызвано:

а) изменением цены на дополняющий товар;

б) изменением вкусов потребителей;

в) изменением цены на данный товар;

г) ростом числа потребителей, использующих данный товар.

46. Причиной снижения цены на товар может являться:

а) падение цен на ресурсы;

б) рост налогов на бизнес;

в) падение цены на взаимодополняющий товар;

г) появление моды на данный товар.

47. Если спрос на мороженое описывается уравнением: QD = 1000 - 2P, а предложение уравнением: QS = 100 + P, то при цене Р = 100 возникнет дефицит:

а) 1000 единиц;

б) 800 единиц;

в) 200 единиц;

г) 600 единиц.

48. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:

а) врачи не рекомендуют есть много говядины;

б) снизится цена на свинину;

в) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота;

г) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.

 

49. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается неизменным;

г) меняется по синусоиде.

 

50. При росте цены на товар А величина спроса на него широких слоев потребителей тем не менее выросла. Это значит, что товар А относится к:

а) товарам Гиффена;

б) товарам первой необходимости;

в) предметам роскоши;

г) ситуация невозможна.

 

51. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:

а) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

б) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;

в) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;

г) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.

 

52. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это значит, что произошло:

а) увеличение предложения;

б) сокращение спроса;

в) увеличение величины предложения;

г) уменьшение величины предложения.

53. Если и спрос, и предложение одновременно сокращаются, то:

а) объем продаж упадет;

б) объем продаж возрастет;

в) цена упадет;

г) цена вырастет.

54. Если функция спроса: QD = 10 - 2P, а функция предложения:

QS = -5 + 3P, то равновесная цена равна:

а) 6;

б) 9;

в) 3;

г) 12.

55. Если функция спроса: QD = 8 - P, а функция предложения:

QS = -4 + 2P, то рыночная цена и объем продаж составят:

а) P = 2 Q = 4;

б) P = 6 Q = 2;

в) P = 10 Q = 4;

г) P = 4 Q = 4.

 

56. При цене (Р) 10 тыс. руб. за единицу величина спроса на товар равна нулю. При величине спроса (Q) 10 ед. ценовая эластичность спроса на товар равна -1. Укажите, как выглядит функция спроса при условии, что функция спроса линейна:

а) Q = 10 – P/2;

б) Q = 20 – 2P;

в) Q = 10 – P;

г) P = 10 – 2Q.

57. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:.

а) спрос неэластичен;

б) спрос эластичен;

в) спрос совершенно эластичен;

г) предложение эластично.

58. Следствием роста доходов потребителей, при неизменном предложении нормальных товаров, является:

а) рост цены и рост объема продаж;

б) рост цены при неизменном объеме продаж;

в) снижение цены и объема продаж;

г) снижениецены и рост объема продаж.

59. Дефицит на товарных рынках возникает, если:

а) производство превышает потребности;

б) товаров всем не хватает;

в) величина предложения превышает величину спроса;

г) величина спроса превышает величину предложения.

 

60. На графике (рис. 3.1) показана ситуация, в которой:

а) увеличение спроса вызывает рост цен;

б) рост предложения вызывает уменьшение цен;

в) уменьшение предложения сопровождается ростом цен;

г) уменьшение спроса вызывает падение цен.

Рис. 3.1

 

61. На графике (рис. 3.2) ситуация, в которой;

а) увеличение спроса вызывает рост цен;

б) уменьшение предложения сопровождается ростом цен;

в) рост предложения вызывает уменьшение цен;

г) уменьшение спроса вызывает падение цен.

Рис. 3.2

 

62. Производитель, оказавшись в точке А, представленной на графике (рис. 3.3), знает, что:

а) величина предложения меньше величины спроса;

б) спрос больше предложения;

в) предложение больше спроса;

г) величина предложения больше величины спроса.

Рис. 3.3

 

63. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

а) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

б) изменения цены к изменению спроса;

в) изменения спроса к изменению предложения;

г) процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса.

 

64. Товары являются взаимозаменяемыми, если коэффициент:

а) эластичности по доходу больше нуля;

б) перекрестной эластичности меньше нуля;

в) перекрестной эластичности больше нуля;

г) эластичности по цене меньше нуля.

 

65. Товары являются взаимодополняющими, если коэффициент:

а) перекрестной эластичности меньше нуля;

б) эластичности по доходу больше нуля;

в) перекрестной эластичности равен нулю;

г) эластичности по цене меньше нуля.

 

66. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен: Еd = -1,4; коэффициент эластичности спроса по доходу: EI = 2, то при снижении цены на 5% и росте дохода на 1% спрос увеличится на:

а) 7%;

б) 5%;

в) 9%;

г) 2%.

 

67. Какое из следующих утверждений относится к характеристике неэластичного спроса:

а) имеется большое количество товаров-заменителей;
б) потребители расходуют на товар значительную долю своего бюджета;
в) рассматривается продолжительный период времени;
г) товар является для потребителя предметом первой необходимости.

 

68. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен: Еd = -2, а коэффициент эластичности спроса по доходу; EI = 5, то при росте цены на 3% и росте дохода на 1% спрос снизится на:

а) 11%;

б) 1%;

в) 5%;

г) 6%.

 

69. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен: Еd = -2,5; коэффициент эластичности спроса по доходу: EI = 2, то при росте цены на 2% и росте дохода на 1% спрос снизится на:

а) 7%;

б) 5%;

в) 2%;

г) 3%.

 

70. Если коэффициент эластичности спроса по цене равен: Еd = -1,5;

коэффициент эластичности спроса по доходу EI = 2,5, то при снижении цены на 2% и росте дохода на 2% спрос увеличится на:

а) 8%;

б) 5%;

в) 10%;

г) 3%.

71. Спрос задан уравнением: Qd = 100 – P. При каких ценах спрос на товар эластичен:

а) при ценах больше 100;

б) при ценах больше 50;

в) при ценах меньше 50;

г) при ценах больше 25.

 

72. Спрос задан уравнением: Qd = 100 – P. При каких ценах спрос на товар неэластичен:

а) при ценах больше 100;

б) при ценах больше 50;

в) при ценах меньше 50;

г) при ценах больше 25.

73. Ценовая эластичность вертикальной кривой спроса:

а) бесконечно велика;

б) равна 0;

в) равна 1;

г) равна 0,1.

 

74. Если некая отрасль высокоприбыльная, то, вероятно, вскоре на рынке появятся новые фирмы. Это будет отражено на графике:

а) сдвигом кривой спроса вправо;

б) сдвигом кривой предложения вправо;

в) сдвигом кривой спроса влево;

г) сдвигом кривой предложения влево.

 

75. Функция спроса имеет вид: Qd = 30 – 4P. При какой цене эластичность спроса составит -2:

а) 7,5;

б) 5,0;

в) 22;

г) 0.

76. Спрос з адан уравнением: Qd = 100 - 2P. При каких ценах

спрос на товар эластичен:

а) при ценах более 100;

б) при ценах более 50;

в) при ценах более 25;

г) при ценах более 20.

77. Эластичность спроса, определяемая на основе средней величины спроса и средней цены, является:

а) единичной;

б) совершенной;

в) дуговой;

г) точечной.

78. Товар относится к качественно нормальным товарам, если:

а) эластичность его спроса по доходу равна (–0,6);

б) перекрестная эластичность спроса равна (–0,6);

в) ценовая эластичность спроса равна 1,5;

г) эластичность его спроса по доходу равна 0,5.

 

Выберите несколько правильных вариантов ответа

 

79. «Потолок цен» может привести:

а) излишку предложения;

б) превышению величины спроса над величиной предложения;

в) конкуренции среди покупателей;

г) дефициту товара.

 

80. Целью установления «пола цены» (минимума цены) является:

а) помощь покупателям товара;

б) воздействие на рынок товара через установление цены ниже равновесной;

в) создание излишка предложения товара на рынке;

г) помощь производителям товара.

 

81. Налог искажает деятельность рынка, так как:

а) забирает деньги у покупателей;

б) забирает деньги у продавцов;

в) увеличивает цены товаров;

г) нет верного ответа.

 

Задачи и вопросы повышенной сложности

 

82. Имеются следующие утверждения:

а) я никогда не куплю CD Бритни Спирс! Я бы даже не взял ни один диск задаром.

б) когда цена на кофе падает, я обычно покупаю больше банок кофе. Но как только цена упадет до 2 долл. за банку, я готов выкупить весь запас в супермаркете.

в) я покупаю больше пачек апельсинового сока, даже если на него растет цена. Означает ли это, что я нарушаю закон спроса?

г) в связи с ростом платы за обучение большинство студентов в колледже почувствовали уменьшение располагаемого дохода. Почти все из них чаще обедают в столовой и реже в ресторанах, хотя цены в столовой выросли тоже (ответ проиллюстрируйте графически)[1].

Объясните наклон кривой спроса для каждого из утверждений.

Ответ проиллюстрируйте графиками.

83. Возьмите в качестве примера рынок джинсов.

а) постройте графики спроса и предложения, учитывая эластичность данного товара; на графике отметьте рыночную цену и количество продаж. Сдвиньте кривую спроса и предложения вправо и покажите новые рыночную цену и количество продаж.

б) определите детерминанты спроса по товару (джинсам).

84. Кривые спроса и предложения на товар А имеют линейный вид и заданы формулами: Qd = 50 - 6P; QS = 4P - 10, где P измеряется в рублях, Q – в тысячах единиц. Правительство ввело акциз в 1 рубль на каждую проданную единицу товара А.

Определите суммарную величину, которую заплатят продавцы и покупатели.

85. Функция спроса; Qd = 16 – 4P. Равновесная цена равна 2.

Определите излишек потребителя. Проиллюстрируйте это графиком.

 

86. Функция спроса на товар задана уравнением: Qd = 45 – 3P, а функция предложения: QS = 2P + 10.

Определите излишек потребителя.

 

87. Спрос на хлеб в городе А описывается функцией:

P = 10000 – 0,5Q. Единственный завод, выпекающий хлеб, принадлежит государству, его средняя суточная мощность 15 тонн.

Определите: при какой цене завод получит наибольшую выручку от продажи хлеба?

88. Кривая спроса описывается уравнением: Qd = 70 - 2P; кривая предложения: QS = 10 + P. Правительство ввело налог на потребителей, равный 9 руб. за единицу продукта.

Определите:

а) равновесные цену и объем продаж до введения налога;

б) равновесные цену и объем продаж после введения налога;

в) доход государства от введения налога.

89. Известно, что еженедельно на рынке продается 120 единиц товара по цене Р = 12 долл.. При условии равновесия на рынке снижение цены на 15 повышает объем спроса на товар на 0,6%.

Определите функцию спроса на данный товар, предполагая, что она линейная..

90. Предложение товара А описывается уравнением: QS = 10 + 0,5Р. Равновесная цена установилась на уровне 40 денежных единиц. Введен налог на товар А в размере 10 денежных единиц за 1 штуку товара.

Определите:

а) новые параметры равновесия на рынке, зная, что ценовая эластичность спроса на этом участке равна -2, а функция спроса – линейна;

б) распределение налогового бремени;

в) размер потерь «мертвого груза».

 

91. Предложение денег в стране возросло с 16 млн. до 18 млн. ден. единиц. Объем продаж уменьшился на 10%, скорость обращения не изменилась.

Определите, на сколько процентов в среднем изменились цены?

 

92. Функция спроса на товар Х имеет вид: QХ = 10 – 2Р1 + 0,5Р2. Р1, Р2 – рыночные цены товаров Х и Y.

Определите:

а) коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса на товар Х при Р1 = 3 долл., Р2 = 10 долл.;

б) к какой группе товаров (комплементы, субституты или нейтральные) относятся товары Х и Y.

Проблемы

(подготовьте письменные ответы на вопросы)

 

93. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых спроса и предложения?

Сформулируйте ответы на вопросы: а) при каких условиях возможно прекращение экономической динамики? б) что вы понимаете под термином «экономическая свобода»? в) почему только экономическая свобода обеспечивает равновесие рынка?

94. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую цену? Как бы Вы ответили на вопрос Адама Смита?

 

95. Россияне уже ощутили на себе последствия кризиса – инфляцию и снижение доходов: 58% начали экономить на досуге и отдыхе, 41% - на одежде и еде[2]. При этом они уверены, что в ближайшее время их материальное положение стабилизируется и даже улучшится.

Кризис отразился на финансовом поведении населения. Две трети россиян, которые были опрошены социологической компанией SynovateComcon, пожаловались, что по ним сильно ударило снижение курса национальной валюты, а почти половина респондентов - на уменьшение заработных плат и премий.

Как вы считаете, План первоочередных мероприятий Правительства России на 2015 год[3] сможет обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной стабильности в стране в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры? Обоснуйте свой ответ.

96. Российская общественная инициатива (РОИ) выступила с предложением заменить пугающие надписи на пачках сигарет позитивными: вместо предупреждений о последствиях курения, рассказывать о преимуществе жизни без сигарет. Такие меры позволят улучшить моральное состояние курильщика. Министерство здравоохранения России эту инициативу одобрило.

Как, на ваш взгляд, такая форма экономической политики Министерства здравоохранения может отразиться на состоянии спроса и предложения сигарет в России? Насколько оправданы инициативы общественности? Как это скажется на ценах на сигареты, на усилиях государства работать над тем, чтобы сделать курение немодным среди молодежи и резко сократить спрос на сигареты среди подростков?

97. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

 

98. «Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет выигрыша производителя, и наоборот». Так ли это? Почему?

 

99. Федеральная антимонопольная служба России (02.04.2015) обнародовала список товаров, на которые в регионах страны заморожены цены. Всего в перечне 56 групп товаров.

Так, в Екатеринбурге введены ограничения по ценам на свинину, говядину, курицу, масло, хлеб, соль, шоколад, сыры, макароны, кофе, яблоки: минимальная цена на фарш из говядины установлена на уровне 199 руб., а максимальная — 299,99 руб. Гречка может стоить от 49,60 руб. до 55,90 руб., капуста — от 27 руб. до 38,99 руб., картофель — от 17,80 руб. до 34,90 руб., хлеб пшеничный — от 9,90 руб. до 26,49 руб., яйцо куриное — от 48,40 руб. до 55,99 руб., рыба мороженая — от 109,99 руб. до 154 руб., а свинина — от 179,99 руб. до 222,90 руб. На ряд товаров установлена только минимальная цена. В частности, на морковь — 32,99 руб., лук — 17,80 руб., пельмени — 239 руб. Решение о заморозке цен было принято ассоциацией ритейлеров АКОРТ (объединяет крупнейшие торговые сети страны) в феврале 2015 года. В соглашении с государством о заморозке цен участвуют 12 сетей, включая X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Дикси» и «Лента». Цены должны были быть заморожены на не менее чем 20 товаров, однако их списки каждый продавец определяет самостоятельно[4].

Как вы считаете, эффективны ли государственные меры в установлении «пола цен»?

Может ли замораживание цен снизить инфляционное давление на рынке и в экономике?

 

Литература

Основная

Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – 8-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. Гл. 3.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. Гл. 3.

Нуреев Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. Тема 3.

Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / Гл. ред. д.э.н., проф. Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2015. Гл. 3.

 

Дополнительная

Микроэкономика: промежуточный уровень: учеб. пособие / Т.П. Балакина, Е.А. Левина, Е.В. Покатович, Е.В. Попова; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013.

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

Интернет-ресурсы

Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России.. URL: http://www.finansy.ru.

Мониторинг экономических показателей. URL: http://www.budgetrf.ru.

Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы). URL: http://www.cbr.ru.

РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера). URL: http://www.rbc.ru.

Эксперт (еженедельный деловой аналитический журнал). URL: http://expert.ru.


[1] Krugman P., Wells R. Macroeconomics. 2nd edition. Worth Publishers. 2008. P. 92.

 

[2] Шохина Е. Россияне начали экономить на еде // Эксперт. 29.01.2015: http://expert.ru/2015/01/29 /rossiyane-nachali-ekonomit-na-ede/.

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации№98-р от 27 января 2015 года «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». //http://government.ru /docs/16639/.

 

[4] Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2699404.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...