Работа с суждением историка.
Тренинг по теме «правление александра I» Работа с хронологией. Заполните таблицу.
Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом): ___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___ Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом): ___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с персоналиями. Заполните таблицу.
Работа со схемой. Заполните схемы «Структура органов власти по плану М.М. Сперанского» (верхняя) и «Основные органы власти при Александре I». На второй схеме подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I. Работа с картой.
Найдите на карте: 1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, северный Азербайджан, центральная Польша; 2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит; 3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию; 4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.
Работа с понятиями. Дайте определение понятий. 1. Министерства —
2. Вольные хлебопашцы —
3. Разделение властей —
4. Законосовещательный орган власти —
Работа с источниками. О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности. 1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии.) __________________________________ 2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.) ________________________________ 3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.) __________________________________ 4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)
__________________________________ 5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова.) __________________________________ 6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича.) __________________________________ 7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.) __________________________________ 8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.) __________________________________ 9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)
__________________________________ ___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с суждением историка. Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им? «Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с изображениями. Найти в Интернете и вставить следующие изображения: - Адмиралтейство в СПб (указать архитектурный стиль и автора) - Казанский собор в СПб (указать архитектурный стиль и автора, а также значение в русской истории – храм-памятник чему?) - арка Главного штаба в СПб (указать архитектурный стиль и автора) - Большой театр в Москве (указать архитектурный стиль и автора) - памятник Минину и Пожарскому в Москве (указать автора)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|