Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с суждением историка.

Тренинг по теме «правление александра I»

Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. «Семеновская история»  
2. Создание Союза благоденствия  
3. Союз спасения  
4. Бородинская битва (точная дата)  
5. Венский конгресс, создание Священного союза  
6. Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)  
7. Дарование конституции Польше  
8. Дворцовый переворот и убийство Павла I  
9. Деятельность Северного и Южного обществ  
10. Заграничные походы русской армии  
11. Изгнание Наполеона из России (месяц)  
12. Начало массового создания военных поселений  
13. Образование Негласного комитета  
14. Окончательное включение Восточной Грузии в состав России  
15. Отставка и ссылка М.М. Сперанского  
16. Пребывание французов в Москве (месяцы)  
17. Русско-персидская война  
18. Русско-турецкая война  
19. Русско-шведская война  
20. Смерть Александра I  
21. Смоленское сражение (месяц)  
22. Совет в Филях (точная дата)  
23. Создание Государственного совета  
24. Создание министерств  
25. Сражение под Аустерлицем  
26. Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом  
27. Тильзитский мир  
28. Указ о вольных хлебопашцах  

 

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом):

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с персоналиями.

Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
А.А. Аракчеев (Кто?) ______________________________, проводил (какой курс, когда?) _____________________________, создавал (что?) ________________________________________
М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов Командующие (чем, когда?) ___________________________ _________________; Барклай де Толли (также кто?) _____________________; Багратион (что оборонял в Бородинском сражении, что с ним произошло?) _____________________________________________
Д.В. Давыдов Инициатор и организатор первого (чего?) ___________________________________
Даву, Мюрат, Ней (Кто такие?) ______________________________
Дорохов, Сеславин, Фигнер (Кто такие?) ______________________________
К.Ф. Рылеев (Кто?) __________, один из лидеров (чего?) ________________________________
Курин, Четвертаков, Кожина (Кто такие?) ______________________________
М.И. Кутузов (Кто?) _______________, командовал русскими войсками в 1805 г. (в какой битве, с кем) __________________________, затем (в какой войне?) ____________________, был назначен главнокомандующим в войне с Францией (после чего, при каких обстоятельствах?) _____________________________ ______________________________________
М.М. Сперанский (Кто?) _________________________, разработал (что?) _______________________, по его предложению был создан (что?) ____________________________, (что с ним произошло, когда?) ______________________________
Н.М. Муравьев, П.И. Пестель (Кто?) ___________________________________, авторы (чего?) _________________________________
Н.Н. Раевский Оборонял (что, в какой битве?) _________________________ ________________________________
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский, Кочубей (Кто такие?) ______________________________
Ф. Лагарп (Кто?) ___________________________
М.И. Платов (Кто?) ___________________________, прославился в _______________________________

Работа со схемой.

Заполните схемы «Структура органов власти по плану М.М. Сперанского» (верхняя) и «Основные органы власти при Александре I». На второй схеме подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I.

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, северный Азербайджан, центральная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.

 

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Министерства —

 

2. Вольные хлебопашцы —

 

3. Разделение властей —

 

4. Законосовещательный орган власти —

 

Работа с источниками.

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии.) __________________________________

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.) ________________________________

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

__________________________________

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)

__________________________________

5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова.)

__________________________________

6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича.)

__________________________________

7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

__________________________________

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)

__________________________________

9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)

__________________________________

___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им?

«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с изображениями.

Найти в Интернете и вставить следующие изображения:

- Адмиралтейство в СПб (указать архитектурный стиль и автора)

- Казанский собор в СПб (указать архитектурный стиль и автора, а также значение в русской истории – храм-памятник чему?)

- арка Главного штаба в СПб (указать архитектурный стиль и автора)

- Большой театр в Москве (указать архитектурный стиль и автора)

- памятник Минину и Пожарскому в Москве (указать автора)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...