Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Язык как знаковая система. Лингвосемиотика




 

Осуществление коммуникации как взаимообмена информацией (знаниями, мыслями, идеями) между людьми предполагает использование знаков, функционирующих в качестве носителей определенных смысловых содержаний (значений). Коммуникация заключается в передаче сообщений, закодированных посредством знаков определенной знаковой системы. Благодаря знакам оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщении информации и реализация коммуникативных актов. Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.

Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (греч. semeiotikon) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад Ч.Пирс, Ч.Моррис, Ф. де Соссюр, Л.Ельмслев, Р.О.Якобсон, Р.Барт, Ю.С.Степанов и др.

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми пользуются люди в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности.

Чтобы познать язык, необходимо вскрыть природу языкового знака. Понятие знака является для лингвистики столь же фундаментальным, как понятие атома для физических наук и понятие клетки для биологии. Знаковый характер языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. Человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков.

Процесс, в котором нечто функционирует как знак, называют семиозисом. В общей семиотике под знаком понимают любое явление, обозначающее, репрезентирующее другое явление. Знаком является все то, по чему можно судить о чем-либо другом. Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и передачи сообщений, информации, знания.

Термин “знак” понимается в широком смысле как некоторый объект, которому при определенных условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

Под знаком следует понимать отношение замещения (“суппозиция”, в средневековой логике) между совокупностью чувственно воспринимаемых объектов, называемой означающим, и некоторой другой сущностью, называемой означаемым. Понятия означающего и означаемого были введены Соссюром (в соответствии с традицией, идущей еще от Августина Блаженного).

Знаки принято отличать от признаков (симптомов). Последние не являются средствами целенаправленной передачи информации кем-то. В них план выражения и план содержания находятся в причинно-следственной связи (например, лужи на земле как свидетельство недавно прошедшего дождя).

В собственно знаках, используемых для целенаправленной передачи информации, связь между двумя сторонами не обусловлена природными, причинно-следственными отношениями, а подчинена принципу произвольности.

Люди пользуются множеством разнообразных знаковых систем, которые можно классифицировать прежде всего с учетом канала связи (среды, в которой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди используют также жестикуляцию, мимику и др., а также искусственные коммуникативные системы (сигнализацию с помощью технических устройств), системы символов в логике, математике, физике и т.д., языки типа эсперанто, языки программирования и т.п. В некоторых ситуациях общения наблюдается одновременная передача знаков разного рода, использование разных сред (мультимедийная коммуникация).

Исследование семиотической природы естественного языка, знаки которого непосредственно связаны с психической деятельностью, с мышлением человека, с социальными условиями, должно принимать во внимание все эти факторы.

Эвристическая ценность семиотики состоит не только в возможности с единой точки зрения рассматривать разные знаковые системы, но и в возможности обнаружить знаковые ситуации в самых различных областях культуры (литература, искусство, ритуалы, игры и т.д.).

Языковой знак – объект лингвосемиотики, основателем которой считается Ф. де Соссюр.

16. План выражения и план содержания языкового знака

 

Языковой знак – это материально-идеальное образование (двусторонняя сущность). Две стороны знака – означающее (экспонент материальное тело знака, знаконоситель) и означаемое (десигнат, значение знака) составляют относительно устойчивое единство.

Допустим, А – экспонент знака, В – десигнат. Мы можем сказать:

А стоит вместо В;

А есть знак В;

А репрезентирует В;

А замещает В;

А обозначает В;

А представляет В.

А – есть экспонент, означающее, план выражения, материальное тело знака, знаконоситель. В – есть десигнат, означаемое, план содержания знака.

План содержания знака (десигнат) включает денотат и сигнификат. Денотат – это обозначаемый знаком класс предметов, свойств, отношений. Он соответствует объему понятия (экстенсионалу) – совокупности предметов внешнего мира, которые определяются совокупностью признаков, т.е. это то в реальном мире, что может именоваться данным знаком. Сигнификат – понятийное содержание языкового знака. Термин “сигнификат” восходит к средневековой логике и соответствует приблизительно “содержанию понятия” – интенсионалу, т.е. совокупности семантических признаков. С гносеологической точки зрения сигнификат представляет собой отражение в человеческом сознании свойств соответствующего денотата. Сигнификат всегда фиксирует некоторый комплекс признаков денотата.

А - означающее, выражение

экспонент,

план выражения (ПВ),

знаконоситель,

материальное тело знака,

сигнификант

В - означаемое, значение,

план содержания (ПС)

десигнат:

денотат

(экстенсионал,

объем понятия,

класс предметов, свойств и т.д. ),

образ предмета,

сигнификат

(интенсионал,

содержание понятия,

совокупность признаков).

идея, понятие, концепт

План выражения и план содержания языковых единиц разлагаются на односторонние единицы: фигуры плана содержания (семы) и фигуры плана выражения (дифференциальные признаки).

Некоторые другие коды используют также план выражения, разложимый на фигуры выражения. Например, морская сигнализация, состоящая из 26 знаков, использует положение флажка в левой или правой руке. Десятеричная система исчисления использует не только числа, но и порядок их расположения:

258 это: 2 - -

5 -

Построение плана выражения из фигур можно продемонстрировать на следующем примере. Из фигур (черточек) путем их различной конфигурации можно построить разные графемы, например, Н, П, Г,Ш,Х,А,М,И, Т и т.д.

Как означающее, так и означаемое знака могут члениться на отдельные компоненты, которые не являются сами по себе знаками. Так, в означающем слова выделяются следующие друг за другом кратчайшие звуковые единицы языка – фонемы. В означаемом знака (семантеме, семеме) выделяются сосуществующие во времени элементарные семантические компоненты - семы. Например семантема “мать” включает такие семы: [+одушевленное существо], [+ человек], [+находящийся в родственных отношениях], [+находящийся в прямом родстве], [+старше на одно поколение], [+женский пол].

Связь между означаемым и означающим, по Ф. де Соссюру, конвенциональна (условна, произвольна, арбитрарна). Каждый знак по-своему соотносит означаемое и означающее. Однако, у многих языковых знаков эта связь может быть объяснена факторами звукоподражания, звукового символизма, словообразовательной и семантической мотивированностью.

Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем они могут как бы “скользить” относительно друг друга (см. далее об асимметричности двух сторон знака).

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.