Итоговый государственный экзамен по русскому языку и литературе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программа Государственной итоговой аттестации выпускников
Код и направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность (профили): Русский язык и Литература
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная очно-заочная заочная
Москва 2016 год
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС) по направлениям высшего образования, и Уставом Университета, утвержденным 15.11.2015 г.; Положением МПГУ о государственной итоговой аттестации выпускников; Положением МПГУ о выпускной квалификационной работе. Цель государственной итоговой аттестации Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовленности обучающегося образовательной организации высшего образования, осваивающего образовательную программу бакалавриата, к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательной программы высшего образования (далее – ОПВО) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература).
Перечень компетенций, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации Государственная итоговая аттестация направлена на установление уровня сформированности следующих компетенций: - способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); - владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); - готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4).
Трудоемкость государственной итоговой аттестации Трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 6 зачетных единиц.
Виды государственных аттестационных испытаний Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература) включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.
Итоговый государственный экзамен по русскому языку и литературе I. Общие положения Государственный экзамен проводится в соответствии со следующими принципами: 1. Компетентностный подход, обусловливающий единство фундаментальности и практической составляющей высшего образования, когнитивного, деятельностного и ценностного аспектов, а также ориентированный на способность выпускника реализовывать профессиональный задачи в рамках избранного вида деятельности; 2. Соответствие современному уровню развития филологических, методических и психолого-педагогических наук и их новейших достижений; 3. Междисциплинарность и интегративность; 4. Контекстность и проверка готовности выпускников к деятельности в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Основой комплексных заданий государственного экзамена является содержание следующих дисциплин учебного плана ОПВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и литература): 1) История русской литературы 2) История зарубежной литературы 3) Теория литературы 4) История языка 5) Современный русский язык 6) Теория языка 7) Стилистика 8) Риторика 9) Филологический анализ текста 10) Современные средства оценивания результатов обучения 11) Методика обучения русскому языку 12) Методика обучения литературе 13) Педагогика 14) Психология 15) Возрастная анатомия, физиология и гигиена
II. Структура и перечень комплексных заданий
Государственный экзамен проводится в форме комплексного междисциплинарного экзамена. Государственный экзамен проводится в устной форме: студенту предлагается художественное произведение или фрагмент текста с комплексным заданием, включающим вопросы по лингвистике, литературоведению и методикам их преподавания. Выбор текстов в качестве основы проведения государственного экзамена обусловлен следующими причинами:
1. Комплексный анализ текста является одной из важнейших составляющих современного филологического образования. При анализе текста экзаменующиеся должны показать понимание того, что выбор и сочетание языковых средств обусловлены как объективными (жанр, речевые нормы и т.п.), так и субъективными (идейно-эстетическая позиция автора, особенности индивидуального стиля и т.п.) текстообразующими факторами. Не менее важным является и умение рассматривать анализируемые фрагменты в широком историко-литературном и культурном контексте. Такой многоаспектный подход к тексту позволяет в полной мере реализовать знания, полученные студентами в процессе изучения всех дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов, а также методик преподавания русского языка и литературы. 2. Выпускник педагогического вуза должен владеть формами и способами формирования у учащихся языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, которые проверяются в ходе итоговой государственной аттестации в средней школе. Из трех форм заданий по русскому языку два построены на основе теста (анализ готового и продуцирование собственного). На уроках литературы в школе идет систематическая работа на основе текстов по их анализу и интерпретации. К текстам, предлагаемым для анализа, предъявляются следующие требования: 1. Художественный текст или его фрагмент (проза, стихи, драматическое произведение). 2. Объем не должен превышать 1500 знаков. 3. Произведения отбираются из круга изученных в курсе истории русской литературы. 4. Произведения должны быть актуальными для дальнейшей профессиональной деятельности в государственных образовательных учреждениях среднего образования. План комплексного анализа текста I. Литературоведческий анализ: значение приведенного фрагмента в целом произведении, историко-культурного контекста произведения, литературного направления, особенностей метода, определение жанра (жанровой разновидности), особенностей системы образов и др. II. Идейно-содержательный анализ текста (определение темы и главной мысли текста; выделение микротем и ключевых слов, словосочетаний, предложений, отражающих эти микротемы; причинно-следственные отношения между содержательными частями текста; его пафос и тональность).
III. Анализ композиционной организации текста и его составляющих (выделение компонентов текста; определение роли абзацев в тексте иих соотношения). IV. Типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи; указание на сочетание в нем различных типовых фрагментов). V. Стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю; выделение характерных для данного стиля языковых средств и стилистических приемов; определение особенностей сочетания в тексте разностилевых языковых элементов; раскрытие стилевой окраски тех или иных слов и конструкций). Характеристика изобразительно-экспрессивных средств языка (тропы, фигуры). VI. Фонетико-графический (затранскрибируйте выделенный жирным шрифтом фрагмент, укажите фонетические явления), морфемный и словообразовательный (сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов выделенных шрифтом и разрядкой), морфологический (произведите морфологический разбор слов выделенных курсивом) анализ выделенных в тексте слов и сочетаний; дайте полную синтаксическую характеристику подчеркнутого предложения (-ий). VII. Орфографический и пунктуационный комментарии к тексту (анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений, особенности пунктуационного оформления текста). VIII. Методика работы с данным произведением (другими произведениями автора или авторов данного литературного направления) в школе. Методика использования предложенного отрывка на уроках русского языка, в том числе выбор слов для различных видов разбора на уроках в разных классах. Воспитательная ценность данного фрагмента текста, психологические вопросы его восприятия.
III. Проверяемые дидактические единицы
IV. Критерии оценивания Ответ выпускника оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». · Оценки “отлично” заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии. · Оценки “хорошо” заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам. · Оценки “удовлетворительно” заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий. · Оценки “неудовлетворительно” выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. К погрешностям принципиального характера следует отнести: · Отсутствие знаний по содержанию задания экзаменационного билета; · Отсутствие навыков анализа текстов; · Несформированность понятийного аппарата; · Отсутствие умения систематизировать приобретенные знания, умения обобщать изученный материал и делать выводы. · Недостаточная сформированность культуры речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|