Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Итоговый государственный экзамен по русскому языку и литературе





Программа

Государственной итоговой аттестации выпускников

 

Код и направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

 

 

Направленность (профили):

Русский язык и Литература

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

 

 

Формы обучения:

очная

очно-заочная

заочная

 

Москва

2016 год

 

 

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС) по направлениям высшего образования, и Уставом Университета, утвержденным 15.11.2015 г.; Положением МПГУ о государственной итоговой аттестации выпускников; Положением МПГУ о выпускной квалификационной работе.

Цель государственной итоговой аттестации

Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовленности обучающегося образовательной организации высшего образования, осваивающего образовательную программу бакалавриата, к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательной программы высшего образования (далее – ОПВО) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература).



 

Перечень компетенций, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации

Государственная итоговая аттестация направлена на установление уровня сформированности следующих компетенций:

- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

- готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4).

 

Трудоемкость государственной итоговой аттестации

Трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 6 зачетных единиц.

 

 

Виды государственных аттестационных испытаний

Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература) включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

 

Итоговый государственный экзамен по русскому языку и литературе

I. Общие положения

Государственный экзамен проводится в соответствии со следующими принципами:

1. Компетентностный подход, обусловливающий единство фундаментальности и практической составляющей высшего образования, когнитивного, деятельностного и ценностного аспектов, а также ориентированный на способность выпускника реализовывать профессиональный задачи в рамках избранного вида деятельности;

2. Соответствие современному уровню развития филологических, методических и психолого-педагогических наук и их новейших достижений;

3. Междисциплинарность и интегративность;

4. Контекстность и проверка готовности выпускников к деятельности в конкретных ситуациях профессиональной деятельности.

Основой комплексных заданий государственного экзамена является содержание следующих дисциплин учебного плана ОПВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и литература):

1) История русской литературы

2) История зарубежной литературы

3) Теория литературы

4) История языка

5) Современный русский язык

6) Теория языка

7) Стилистика

8) Риторика

9) Филологический анализ текста

10) Современные средства оценивания результатов обучения

11) Методика обучения русскому языку

12) Методика обучения литературе

13) Педагогика

14) Психология

15) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

II. Структура и перечень комплексных заданий

 

Государственный экзамен проводится в форме комплексного междисциплинарного экзамена. Государственный экзамен проводится в устной форме: студенту предлагается художественное произведение или фрагмент текста с комплексным заданием, включающим вопросы по лингвистике, литературоведению и методикам их преподавания.

Выбор текстов в качестве основы проведения государственного экзамена обусловлен следующими причинами:

1. Комплексный анализ текста является одной из важнейших составляющих современного филологического образования. При анализе текста экзаменующиеся должны показать понимание того, что выбор и сочетание языковых средств обусловлены как объективными (жанр, речевые нормы и т.п.), так и субъективными (идейно-эстетическая позиция автора, особенности индивидуального стиля и т.п.) текстообразующими факторами. Не менее важным является и умение рассматривать анализируемые фрагменты в широком историко-литературном и культурном контексте. Такой многоаспектный подход к тексту позволяет в полной мере реализовать знания, полученные студентами в процессе изучения всех дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов, а также методик преподавания русского языка и литературы.

2. Выпускник педагогического вуза должен владеть формами и способами формирования у учащихся языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, которые проверяются в ходе итоговой государственной аттестации в средней школе. Из трех форм заданий по русскому языку два построены на основе теста (анализ готового и продуцирование собственного). На уроках литературы в школе идет систематическая работа на основе текстов по их анализу и интерпретации.

К текстам, предлагаемым для анализа, предъявляются следующие требования:

1. Художественный текст или его фрагмент (проза, стихи, драматическое произведение).

2. Объем не должен превышать 1500 знаков.

3. Произведения отбираются из круга изученных в курсе истории русской литературы.

4. Произведения должны быть актуальными для дальнейшей профессиональной деятельности в государственных образовательных учреждениях среднего образования.

План комплексного анализа текста

I. Литературоведческий анализ: значение приведенного фрагмента в целом произведении, историко-культурного контекста произведения, литературного направления, особенностей метода, определение жанра (жанровой разновидности), особенностей системы образов и др.

II. Идейно-содержательный анализ текста (определение темы и главной мысли текста; выделение микротем и ключевых слов, словосочетаний, предложений, отражающих эти микротемы; причинно-следственные отношения между содержательными частями текста; его пафос и тональность).

III. Анализ композиционной организации текста и его составляющих (выделение компонентов текста; определение роли абзацев в тексте иих соотношения).

IV. Типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи; указание на сочетание в нем различных типовых фрагментов).

V. Стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю; выделение характерных для данного стиля языковых средств и стилистических приемов; определение особенностей сочетания в тексте разностилевых языковых элементов; раскрытие стилевой окраски тех или иных слов и конструкций). Характеристика изобразительно-экспрессивных средств языка (тропы, фигуры).

VI. Фонетико-графический (затранскрибируйте выделенный жирным шрифтом фрагмент, укажите фонетические явления), морфемный и словообразовательный (сделайте морфемный и словообразовательный разбор слов выделенных шрифтом и разрядкой), морфологический (произведите морфологический разбор слов выделенных курсивом) анализ выделенных в тексте слов и сочетаний; дайте полную синтаксическую характеристику подчеркнутого предложения (-ий).

VII. Орфографический и пунктуационный комментарии к тексту (анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений, особенности пунктуационного оформления текста).

VIII.Методика работы с данным произведением (другими произведениями автора или авторов данного литературного направления) в школе. Методика использования предложенного отрывка на уроках русского языка, в том числе выбор слов для различных видов разбора на уроках в разных классах. Воспитательная ценность данного фрагмента текста, психологические вопросы его восприятия.

 

III. Проверяемые дидактические единицы

 

Дисциплины (разделы) Проверяемые дидактические единицы
Теория языка Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации. Общие и частные функции языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Типы языковых единиц. Основные закономерности развития языка. Основные лингвистические направления. Методы изучения языка
Литературоведение   Введение в литературоведение Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Тропы. Проблемы стиховедения. Текстология. Понятие о методе, жанре, стиле. Теория литературы Литературоведческие школы. Функции литературы. Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии. Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа. Теория жанра. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма. Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение. Художественный стиль. Проблемы поэтики..
Теория и методика обучения русскому языку Методика как теория и практика обучения русскому языку в разных типах средних учебных заведений. Цели, содержание и структура современного школьного курса русского языка. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Средства обучения. Урок как основная форма обучения, типы уроков. Требования к знаниям и умениям по русскому языку. Контроль знаний, умений и навыков. Методика изучения фонетики, орфоэпии и интонации; лексики и фразеологии; словообразования; грамматики. Методика освоения орфографии и пунктуации. Развитие речи учащихся в системе языкового образования. Углубленное изучение русского языка в школе. Внеурочная работа.
Теория и методика обучения литературе Методика обучения литературе как научная дисциплина. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Литературное образование читателя-школьника. Методы преподавания литературы в школе. Содержание курса литературы в разных типах школ. Задачи литературного развития ученика. Этапы изучения литературного произведения: чтение произведения и ориентировочные занятия, анализ текста в его художественном единстве, заключительное занятие. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой. Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении. Урок и другие формы занятий по литературе. Изучение литературной критики. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Внеклассная и внешкольная работа по литературе, факультативные занятия в системе учебно-воспитательного процесса.
Современные средства оценивания результатов обучения   Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг; накопительная оценка («портфолио»). Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции. Этапы развития тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. Итоговая государственная аттестация, ее содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.
История языка Языковые аспекты культуры славян. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Историческая фонетика и грамматика. Эволюция словарного состава. История русского литературного языка. Исторический комментарий фактов современного русского языка.
Современный русский язык Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике. Фонетика и фонология. Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Лексика и фразеология. Семасеология. Лексико-фразеологическая система русского языка. Лексикография. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология). Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста. Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке.
Стилистика   Стили языка и стили речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Жанрово-стилистические разновидности текстов. Стилистические возможности единиц разных языковых уровней. Стилистические нормы языка. Индивидуальный языковой стиль.
Филологический анализ текста   Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Типология текстов. Методы и приемы анализа текстов разных жанров. Специфика анализа художественного текста. Комплексный филологический анализ текста.
Риторика   Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторики. Основные этапы развития риторики. Риторический идеал. Общение и коммуникация. Виды и стили общения. Постулаты общения. Невербальные средства общения. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевая стратегия и тактика. Специфика педагогического общения. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Профессиональные речевые жанры. Этапы создания текста. Коммуникативные качества речи. Устная речь, ее основные жанры. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников и типы беседы. Модели беседы. Дидактическая беседа. Публичное выступление. Общие принципы управления вниманием аудитории. Структура публичного выступления. Основные жанры и виды речей (информирующая речь, аргументирующая речь, эпидейктическая речь). Письменная речь. Письменные высказывания, их особенности, основные жанры, приемы создания. Устные и письменные высказывания профессионального характера. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
История русской литературы Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы “серебряного века”. Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики.
История зарубежной литературы Периодизация литературного процесса. Литература античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Cредних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения. Литература ХVIII в.: просвещение, предромантизм. Литература ХIХ в.: романтизм, реализм. Литература рубежа ХIХ – ХХ вв. Литература ХХ в.: реализм, модернизм, постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль ХIХ-ХХ вв. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи
Психология   Понятие о личности.. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах: Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Мотивация учения. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Группа как социально-психологический феномен. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

 

IV. Критерии оценивания

Ответ выпускника оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

· Оценки “отлично” заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии.

· Оценки “хорошо” заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

· Оценки “удовлетворительно” заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

· Оценки “неудовлетворительно” выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

· Отсутствие знаний по содержанию задания экзаменационного билета;

· Отсутствие навыков анализа текстов;

· Несформированность понятийного аппарата;

· Отсутствие умения систематизировать приобретенные знания, умения обобщать изученный материал и делать выводы.

· Недостаточная сформированность культуры речи.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.