Критичность к своему состоянию.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Примерные вопросы: Как Вы считаете, Вы совсем здоровы или что-то еще осталось от заболевания? Вам надо еще лечиться? Вы все помните или что-то еще забываете? Чем Вы собираетесь заняться в ближайшее время? Комментарий: Наличие критичности к своему состоянию свидетельствует о личностной сохранности и соответственно сохранности лобных долей мозга. Отсутствие критичности свидетельствует об обратном. СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ 1. Кинестетический кистевой и пальцевый праксис — вос 2. Кинетический (динамический) праксис — воспроизведение Комментарий: Ошибки, поиски и отказы от воспроизведения предъявляемой серии поз свидетельствуют о наличии кинетической кистевой и пальцевой апраксии и, следовательно, о неполноценности функционирования премоторной (прецентральной) области левого полушария. 3. Конструктивный праксис — конструирование из деталей Примечание: потеря способности рисовать не схематически, если она была преморбидно, свидетельствует о неполноценности функционирования теменно-затылочной доли справа.
4. Реципрокная координация (проба Озерецкого). Рис. 1. Кистевые и пальцевые позы. I i!
ИССЛЕДОВАНИЕ ГНОЗИСА Зрительный гнозис. • 1.1. Предметный гнозис — узнавание реалистических, перечеркнутых и наложенных предметных изображений (используются предметные картинки, в т. ч. перечеркнутые и наложенные друг на друга — рис.2). Комментарий: • Затруднения в узнавании реалистических изображений свиде • Затруднения в узнавании перечеркнутых, наложенных, тене • Затруднения в понимании художественных изображений сви 1.2. Оптнко-пространственый гнозис — ориентация в помеще Комментарий: • Неспособность к ориентации в знакомом помещении, в хоро
• Неспособность к определению времени на часах, к ориентации 1.3. Лицевой гнозис —узнавание хорошо знакомых лиц на портре 2 Зак. 3719. 9 Рис. 2, 10 Комментарий: Неспособность узнать хорошо знакомое лицо на портрете свидетельствует о наличии лицевой агнозии и соответственно неполноценности функционирования теменно-затылочной доли правого полушария. 1.4. Цветовой гнозис — а) узнавание цвета (используются полоски Комментарий: • Неспособность узнать заданный цвет на предъявленных об • Неспособность составить цветовую гамму, расположив по по 1.5. Пальцевый гнозис — показ заданного пальца: а) по образцу; Комментарий: • Неспособность показать заданный палец по образцу свиде • Неспособность показать заданный палец по названию может 2. Сомато-сенсорный гнозис (стереогноз) — определение места прикосновения на теле (с закрытыми глазами); узнавание предметов на ощупь (мешочек с фигурками). Комментарий:
• Неспособность указать место прикосновения к той или иной функционирования теменных долей обоих полушарий (функциональная эквипотенциальность обеих сторон). • Неспособность узнавания предметов на ощупь свидетельствует о наличии астереогноза и соответственно о неполноценности функционирования теменной доли слева. Акустический гнозис. 3.1. Узнавание неречевых шумов (природных, включая голоса жи Комментарий: Неспособность узнавать и дифференцировать неречевые шумы свидетельствует о наличии неречевой слуховой агнозии и соответственно о неполноценности функционирования височной доли правого полушария. 3.2. Узнавание знакомых мелодий. Комментарий: Неспособность узнать знакомую мелодию свидетельствует о наличии амузии и соответственно неполноценности функционирования правой височной доли. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Импрессивная речь. 1.1. Понимание речи. Ситуативный и неситуативный диалог — ответы на вопросы, выполнение устных инструкций. Примерные вопросы — те же, что и в начальной беседе. Примерные инструкции: Закройте глаза! Откройте рот! Поднимите руку! Сожмите руку в кулак! Положите кулак на колено! Положите кулак на голову! Возьмите со стола ручку и дайте ее мне! Поднимите воротничок и застегните пуговицу на рубашке! Положите ручку под листок! Положите ручку в карман! и т. п.- Комментарий: Неспособность понимания обращенной к больному речи, затруднения и ошибки в этом виде речевой деятельности свидетельствуют о нарушении понимания речи, являющимся первичным дефектом при грубой сенсорной афазии. Топически представлена дисфункция височной доли левого полушария. 1.2. Соотнесение названия с предметом — показ предметов и час Примерные инструкции: Покажите окно! Покажите дверь! Покажите потолок! Покажите пол! Покажите ухо! Покажите нос! Покажите глаза! и т. п. Примечание: Исследующий не должен смотреть на называемый предмет или часть тела, чтобы не подсказывать ответ глазами. Комментарий: Затруднения в понимании инструкций — показатель нарушения понимания речи. Неспособность к показу называемых предметов или частей тела, затруднения и ошибки в этом виде деятельности свидетельствуют о наличии одного из наиболее важных диагностически симптома отчуждения смысла слова. Оба симптома свидетельствуют о наличии сенсорной афазии. Локализация очага поражения — также височная область левого полушария.
1.3. Понимание сложно построенной речи — объяснение логико-грамматических конструкций. Комментарий: Неспособность понимания инструкций, сформулированных в форме логико-грамматических конструкций свидетельствует о нарушении понимания на самом высоком по иерархии уровне импрессивной речи, носит название импрессивного аграм-матизма и характерна для семантической афазии. Локализация очага поражения — зона перекрытия (ТРО) левого полушария. Экспрессивная речь. 2.1. Автоматизмы порядковой речи — порядковый счет до 10, пе 2.2. Аффективно окрашенные автоматизмы типа «ах ты, черт!», Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов делается на протяжении всего обследования. Комментарий: Отсутствие элементов аффективно окрашенных речевых автоматизмов свидетельствует_ о низком спонтанном компенсаторном потенциале правого полушария мозга и, следовательно, об отсутствии элементов явного или скрытого левшества или амбидекстрии.
Примечание: Отсутствие речевых автоматизмов — неблагоприятный фактор в отношении прогноза восстановления речевой функции. Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов особенно важен при моторных афазиях (афферентного и эфферентного' типа), поскольку они являются свидетельством определенной артикуляционной активности. 2.3. Соотношение объемов произвольной и непроизвольной речи.
2.4. Повторение. 2АЛ. Повторение звуков, слогов. Предъявляются звуки и слоги, из разных по месту и способу образования групп: Губные (п, б, м), переднязычные (т, д, н), заднеязычные (г, к, х), среднеязычный (й), свистящие (с, з, ц) шипящие (ш, ж, ч), дифтонги с й (я, е, ё, ю). Одни из них произносятся как изолированные звуки (ш, ж, я...), другие как слоги (ма, ми, су, се...) Комментарий: Неспособность" повторения предъявляемых речевых стимулов, затруднения и ошибки в этом виде деятельности могут носить различный характер, поэтому обращается внимание на артикуляционную сторону произносительного акта. • Смазанность артикуляции при сохранности обобщенной про • Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых циативной связи с соответствующей фонемой. Отсутствие артикуляционных дефектов при повторении звуков и слогов свидетельствует о первичной сохранности афферентного артикуляционного праксиса. Нарушение повторения отдельных звуков и слогов, т. е. распад артикулемы является первичным дефектом при моторной афазии афферентного типа. Он лежит в основе системных расстройств речи в виде негрубых дефектов понимания, трудностей актуализации слов и фраз, чтения и письма, т. к. не обеспечивает внутренних артикуляционных подкреплений различных речевых действий. Локализация очага поражения при афферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, афферентной моторной афазии — постцентральная (нижнетеменная) область левого полушария. 2.4.2. Повторение слов и фраз. Предъявляются слова и фразы различной степени лингвистической сложности. Примерный перечень слов и фраз:
Комментарий: Неспособность повторения слов и фраз, затруднения и ошибки в этом виде деятельности так же, как и при повторении звуков и слогов, могут носить различный характер — дизарт-рический и апраксический. • Смазанность произнесения текста при сохранности языковых • Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых • Отсутствие артикуляционных дефектов при повторении слов и Нарушение повторения серии звуков и слогов, т. е. слов и фраз, является первичным дефектом при моторной афазии эфферентного типа. Он лежит в основе тех же системных расстройств, что и при афферентной моторной афазии, т. к. и в этом случае не обеспечены внутренние артикуляционные подкрепления различных речевых действий. Характерно для этой формы афазии и нарушение слоговой структуры слова, базирующейся на ритмической основе. Распад же «кинетической мелодии» слова включает и нарушение его ритмической компоненты. Локализация очага поражения при эфферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, эфферентной моторной афазии — пре-моторная (прецентралышя) область левого полушария. 2.5. Называние. 2.5.1. Называние предметов (рис. 3). Комментарий: Неспособность назвать предмет (забывание названия или описание функции предмета вместо номинации) является первичным дефектом при акустико-мнестической (по А.Р. Пурия) или предметной амнестической (по Е.П. Кок) афазии, который обусловливает системные расстройства в виде нарушений понимания речи, актуализации фразы, чтения и письма из-за дефицита слов. Локализация очага поражения — височная и височно-затылочная область левого полушария (по Е.П. Кок). 2.5.2. Называние действий и спонтанная речь. Называние действий проверяется по сюжетным картинкам (рис. 4). Вопросная речь в диалоге обследуется с помощью побуждения больного к задаванию исследующему вопросов. Примерные инструкции, побуждающие больного задать вопрос: Спросите, как меня зовут? Спросите меня, как я себя чувствую? Спросите меня, в каком городе я живу? Спросите меня, кто я по специальности? Спросите меня, что я больше люблю молоко или компот? Комментарий: Нарушения в спонтанной речи могут выступать на 3-х уровнях: а) мышечном (измененный тонус речевых мышц, объем их движений; б) артикуляционном; в) языковом. • Наличие смазанности Произнесения текста свидетельствует о дизартрическом характере нарушений. Рис. 3.
• Наличие фонетических искажений, т. е. искажений артикуля • Неспособность называния действий (предикативности речи) Локализация очага поражения —- заднелобная доля левого полушария. 2.6.2. Спонтанная речь в монологе (пересказе, рассказе, импровизации). Комментарий: Тот же, что и к спонтанной речи в диалоге, но несколько усложненный ввиду большей сложности монологической речи, чем диалогической. Примечание: Наличие диссоциации между результатами обследования, с одной стороны, понимания первичного состояния понимания речи и повторения, а с другой, — спонтанной речи, т.е. когда в тестах на понимание и повторение дефект отсутствует, а в спонтанной речи присутствует, следует рассматривать как афазию по типу дезавтоматизации сложившихся речевых навыков (атипичную). 2.7. Чтение — букв, слов, фраз, тестов. 2.1 Л. Глобальное чтение — узнавание и показывание заданных слов, раскладывание подписей к картинкам. Комментарий: Неспособность к глобальному чтению свидетельствует о наличии грубой алексии, а также о низком компенсаторном потенциале «здорового» мозга, и, прежде всего, правого полушария (симультанный охват текста). Такая алексия может иметь место в структуре дефекта любой из форм афазии. 2.7.2. Аналитическое чтение. Комментарий: В основе неспособности прочесть предъявляемые графические знаки может лежать потеря представления об обобщенном оптическом образе буквы (графемы) и выступать в виде
первичной оптической алексии (дислексии). Она носит, как правило, изолированный характер, а значит, не приводит к системным речевым дефектам. Локализация очага поражения — затылочная область левого полушария. Другой причиной дислексии при афазии может являться неполноценность фонематических представлений, характерных для сенсорной афазии. В этом случае страдает ассоциативная связь между графемой и фонемой. Локализация очага поражения — височная доля левого полушария. Следующим фактором, обусловливающим дислексию, является неполноценность артикуляционной стороны речи. В этом случае страдает ассоциативная связь между неполноценностью артикулирования, характерная для моторных афазий. В этом случае страдает ассоциативная связь между графемой и артикулемой. Топически имеет место неполноценность функционирования теменной или премоторной области левого полушария. 2.8,. Письмо — букв, слов, фраз, текстов. 2.8.1. Списывание. Комментарий: Неспособность списывать предъявляемые символы может иметь место при грубых моторных и сенсорной афазиях. В ее основе лежит: а) потеря представления об обобщенном оптическом образе буквы (графемы) и соответственно функциональная неполноценность затылочной области левого полушария; б) нарушение графомоторной функции пишущей руки и соответственно функционирования премоторной области левого полушария; в) распад ассоциативной связи между графемой, фонемой и графомо-торным навыком. Соответственно имеет место неполноценность функционирования проводящих путей, связывающих затылочную область (графема), височную (фонема) и премоторную (графомо-торный навык). 2.8.2. Диктант. Комментарий: Неспособность или затруднения писать под диктовку могут иметь место при любой форме афазии и быть обусловленной распадом ассоциативной связи фонема — графема. Она, как правило, проявляется в трудностях: а) членения речевого потока (неполноценность функционирования левой височной доли); б) удержания диктуемого текста в оперативной слухоречевой памяти (неполноценность функционирования нижней части левой височной доли). 2.8.3. Самостоятельное п исьмо. Комментарий: Неспособность писать самостоятельно («от себя») при наличии способности списывать и писать под диктовку может быть обусловлена: а) снижением речевой инициативы и выступать в составе динамической афазии, обусловленной неполноценностью функционирования заднелобных отделов левого полушария; б) неспособностью оформить мысль словами по законам языка при любой из форм афазии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|