Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия поведенческих типов как факторы конфликта

Психологические аспекты конфликта

Конфликт и манипуляция

А. Маслоу, автор теории самоактуализации, дал описание наиболее пол­ного раскрытия творческих сил у нормально развивающейся личности. Она способна объективно и непредвзято воспринимать себя и свое окружение; гото­ва без сверхкритичности принять людей и природу; обладает простотой и есте­ственностью поведения; стремится работать на высокопрофессиональном уровне; независима в суждениях, уверена в себе и имеет потребность как в об­щении, так и в уединении; сохраняет свежесть чувств и восприятия; способна на переживания самого высокого уровня; открыта к людям, к миру в целом, способна к состраданию и симпатии; поддерживает глубокие отношения с ок­ружающими; демократична в поведении; обладает устойчивым нравственным кодексом и различает цели и средства; склонна к доброжелательному юмору; способна к творчеству.

Маслоу интересовался прежде всего здоровой личностью, его последова­тель Э. Шостром противопоставил системе самоактуализации ее негативную проекцию — систему манипуляции. «Манипуляция - это действия, направлен­ные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением». Умелый манипулятор незаметно для своего партнера побуждает его к решениям и действиям, которые не соответствуют его (партнера) намерениям и интересам, но являются желательными для самого манипулятора.

Э. Шостром разработал концепцию человека-манипулятора в противовес человеку-актуализатору. Актуализатору свойственны честность, искренность; осознанность жизни; свобода, открытость, спонтанность; доверие, наличие ве­ры, убеждений. В противоположность этому для манипулятора характерны: ложь себе и другим; неосознанность жизни, автоматизированность, ведущая к апатии и скуке; контроль, закрытость, намеренность; цинизм и безверие.

Навязчивой идеей манипулятора является контроль над другими. Но чем больше он управляет другими, тем больше испытывает потребность подчинять­ся сам. Манипулятор относится к другим как к вещам, инструментам для дос­тижения личных целей, а это оборачивается тем, что он и самого себя превра­щает в орудие своей корыстной игры. В результате он лишается способности переживать естественные, искренние чувства, утрачивает и свободу, и счастье. Возникающие при этом внутриличностные конфликты манипулятор с безна­дежным упорством стремится вывести вовне, вовлечь окружающих в драму своих страстей. Таблица, созданная Шостромом, дает ясное представление о стиле жизни двух противоречащих типов.

 

Таблица. Основные контрастные черты актуализаторов и манипуляторов

 

Актуализаторы Манипуляторы
1. ЧЕСТНОСТЬ (прозрачность, искренность, аутентичность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были. Их характеризуют сердечность, выразительность 1. ЛОЖЬ (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Лома ют комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление
2. ОСОЗНАННОСТЬ (отклик, интерес, жизненаполненность). Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни 2. НЕОСОЗНАННОСТЬ (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», т.е. видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слы­шать
3. СВОБОДА (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свой потенци­ал. Они— хозяева своей жизни, субъекты 3. КОНТРОЛЬ (закрытость, намеренность). Для них жизнь — это шахматная игра. Ста­раются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть планы от своего оппонента
4. ДОВЕРИЕ (вера, убеждение). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и спра­виться с трудностями здесь и теперь 4. ЦИНИЗМ (безверие). Не доверяй никому — ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют челове­ческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует

 

Человек не рождается Манипуляторам. Он развивает способность мани­пулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.

Можно выделить 4 основных манипулятивных системы.

Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью актив­ных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, при­нимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное поло­жение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающе-то» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но за­висим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., дергая людьми как ма­рионетками.

Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прики­дывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позво­ляя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, тре­бующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь - это битва, где все остальные лю­ди - это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого», и поэтому может рассмат­риваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипулятором.

Четвертая (основная) форма манипулятивной системы - это система без­различной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его клю­чевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы также то пассивны, то активны. Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами. Приме­ром тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчи­нить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку Манипулятор ведет себя с другим как с неодушевленным предметом, такое безразличное отноше­ние исподволь взращивает качество неодушевленности в нем самом. Вот поче­му называют его отношение к окружающим самоуничтожающим.

Вступать в конфликты с окружающими людьми случается и манипулято­рам, и актуализаторам. Но, несомненно, конфликты у тех и других разные. Актуализатор рискует собой, открывая свои чувства и интересы, но зато получает шанс их действительно удовлетворить. Конфликты актуализаторов конструк­тивны, они подобны грозе, возникающей естественно и служащей действитель­ному разрешению назревшей проблемы и эмоциональному облегчению. Мани­пуляторы же устраивают конфликты или избегают их преднамеренно. Кон­фликты манипуляторов спроектированы, инициированы специально и служат инструментом достижения определенной выгоды, материальной или мораль­ной. Такие конфликты нередко носят деструктивный характер, так как не об­легчают, а отягчают ситуацию.

Если манипуляторы, преследуя какие-то свои интересы, искусственно из­бегают открытого конфликта, всячески оттягивают решение спорного вопроса или выяснение отношений, то это тоже часто приводит к неприятным послед­ствиям. Возникает и растет напряжение, которое нагнетается иногда до такой степени, что ситуация выходит из-под контроля.

Например, исследования преступников, совершивших особо жестокие действия, пока­зали, что среди них можно выделить два типа. Преступники первого типа не контролируют себя, не испытывают сожалений и считают правомерными свои действия по отношению к жертвам их преступлений. Преступники второго типа, напротив, характеризуются гипертро­фированным самоконтролем. Парадоксально, но наиболее жестокие преступления были со­вершены чрезмерно контролирующими себя субъектами, которые прежде всегда вели себя необыкновенно мягко, терпеливо и неагрессивно. Долго копившееся раздражение, недоволь­ство переходило у них в бешенство, разряжалось с необыкновенной жестокостью. Совершив преступление, они после этого испытывали жестокие муки совести... до следующего раза, когда их «доведут» до потери контроля. Это - два из многочисленных типов манипуляторов.

 

Различия поведенческих типов как факторы конфликта

 

Можно выделить целый ряд относительно устойчивых типов поведе­ния, связанных с принадлежностью к определенному полу, возрасту, характе­рологическому типу и т. д. Естественно, само существование этих типов подра­зумевает наличие устойчивых различий в восприятии мира, людей и реагирова­нии на них. Такие различия сами по себе могут стать провокаторами конфлик­тов.

Гендерные различия. Различие гендерных, связанных с полом (от англ.- gender - пол) моделей поведения часто является причиной конфликтов. По пово­ду гендерных особенностей поведения и их роли в общении между мужчинами и женщинами существует столько мифов, предрассудков и стереотипов, сколько нет, наверное, ни в какой другой области человеческих взаимоотношений. Со­гласиться с расхожим представлением, что все женщины (или все мужчины) одинаковы, конечно, нельзя. Тем не менее, можно выделить вполне типичные различия, порождающие конфликты между представителями различных полов.

Согласно общепринятой концепции, дифференциация полов есть средст­во, с помощью которого природа обеспечивает выживаемость биологических систем. Система делится на две части: одна (мужской пол) должна обеспечивать изменчивость генофонда, необходимую для эволюции системы и ее приспособления к изменениям внешней среды, другая (женский пол) -сохранение имеющегося генофонда, т.е. устойчивость, стабильность системы.

Мужская часть популяции отличается от женской большим разнообрази­ем по любому параметру, большей степенью отклонений от средних величин. На мужских особях природа экспериментирует. Результаты экспериментов мо­гут быть удачными или нет, а то, что оказывается полезным, закрепляется в по­томстве. Мужчины чаще находятся на крайних полюсах, а женщины тяготеют к средней выраженности различных свойств. Например, в качестве одного из от­ветов на извечный вопрос о том, кто умнее, можно привести данные исследова­ний: среди мужчин больше как гениев, высокоодаренных, так и умственно от­сталых. Женщины находятся в средней зоне, и различия между ними не столь значимы.

Женщина должна выполнить сложную программу вынашивания и рожде­ния потомства, поэтому ее организм более устойчив и обладает большей сопро­тивляемостью неблагоприятным воздействиям. У новорожденной девочки при наличии каких-то нарушений гораздо больше шансов выжить, чем у мальчика. Как бы учитывая это, природа обеспечивает рождение 105 мальчиков на 100 девочек, но данное соотношение радикально меняется с возрастом, причем чем дальше, тем больше в сторону уменьшения числа мужчин в сравнении с числом женщин. Женщины в среднем живут дольше, меньше подвержены серьезным заболеваниям (физическим и психическим), в тяжелой форме такие заболевания гораздо чаще встречаются у мужчин.

Проблема конфликтности, агрессивности мужчин и женщин решается не­однозначно. Внешне мужчины выглядят гораздо более агрессивными. Мальчи­ки, например, чаще дерутся, не слушаются родителей, восстают против учите­лей и так далее. Однако у девочек есть свои, не столь явные способы проявлять агрессию и конфликтовать. Наиболее типичные из их способов негативного воздействия — бойкот, эмоциональное неприятие, изоляция. Вспомним, напри­мер, о пресловутом «женском коллективе» с его интригами, подводными тече­ниями и прочими сложными эмоциональными коллизиями. В то же время женщины осторожнее и не доходят до крайностей, до прямой угрозы жизни и здоровью, до открытого нарушения основных социальных норм.

По определению Деборы Таннен, мужчины живут в мире статусов, а женщины - в мире близостей. В соответствии с этим первые борются за свою независимость, всячески оберегая свое достоинство от даже кажущихся посяга­тельств, а вторые - за достижение и сохранение эмоциональной близости, опа­саясь, прежде всего, отторжения и изоляции. Мальчики в своих играх соперни­чают, определяя иерархию и свой статус в ней. Их игры имеют четкие правила и критерии успешности. Мальчики терпимы к различиям и даже приветствуют их. Игры девочек чаще направлены на моделирование отношений, обычно не имеют жестких правил, критериев успешности и предполагают кооперацию. Девочки не поощряют демонстрацию успехов. Девочки ориентированы на ра­венство и нетерпимо относятся к различиям. Впоследствии женщины, как и де­вочки, нередко скрывают свои способности из опасения вызвать недовольство подруг или коллег-женщин. Они и в семье жертвуют успехом и самореализаци­ей ради сохранения отношений.

Очень часто конфликты между мужчинами и женщинами возникают из-за разного прочитывания посланий друг другу, тем более что женщины менее склонны говорить напрямую, особенно о своих желаниях. Так, делаемое жен­щиной приглашение к обсуждению вопроса или к переговорам нередко звучит для мужчины как запрос на информацию или принятие решения им.

Например, на вопрос: «Не хочешь ли зайти в кафе?» мужчина может чис­тосердечно ответить: «Нет», а женщина будет до глубины души обижена тем, что ее желание туда зайти было проигнорировано. Часто вопрос женщины типа: «Что ты думаешь по поводу..?» влечет за собой принятие решения мужчиной. В результате женщина выражает недовольство из-за игнорирования ее интересов, а мужчина считает, что она сама не знает, чего хочет.

Обмен мимолетными чувствами, деталями информации для женщины - средство и свидетельство достижения близости. Мужчины считают это мелоч­ностью и не любят вдаваться в «незначимые» детали. Попытка женщин рас­спрашивать мужчин о деталях происшедшего с ними или рассказать о своих впечатлениях нередко кончается конфликтом.

Рассказ о невзгодах, неприятностях для женщин является, прежде всего, попыткой получить сочувствие, «поглаживание», как выражается Э. Берн. Именно такая реакция для них является свидетельством эмоциональной близо­сти и сопереживания. Часто они не ожидают конкретных действий в ответ на свои жалобы. Мужчины же чувствуют себя обязанными среагировать «делом» на высказанные проблемы. Они склонны давать советы или предлагать реше­ние, помощь - вместо того чтобы сочувственно выслушивать «переживания».

Их очень сердит, если данные ими рекомендации не реализуются, а те же самые жалобы повторяются вновь. Для женщин же повторение одних и тех же сетова­ний - способ «выговориться» и облегчить тем свое состояние, им нужно полу­чить в ответ подтверждение эмоционального неравнодушия к ним. Однако мужчины переносят подобные коллизии с большим трудом.

Нередко, слыша о каких-либо неприятностях собеседника, мужчина не задает вопросов и меняет тему из деликатности, уважения к независимости дру­гого. Но если собеседник - женщина, то она, как правило, воспринимает это как отсутствие интереса к ее проблемам, а, следовательно, и к ней самой.

Если женщина слышит о каких-то неприятностях партнера, то часто ста­рается присоединиться и показать, что у нее случались похожие беды, поэтому она это понимает и сопереживает ему. Это нередко воспринимается мужчиной как его принижение.

Таковы некоторые возможные истоки конфликтного взаимодействия мужчин и женщин. Несомненно, это лишь общие закономерности, и индивиду­альные различия могут их перекрывать.

Возрастные различия. Возрастные особенности нередко создают почву для возникновения конфликтных ситуаций при взаимодействиях как внутри, так и между разными возрастными группами.

В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена геронтофобия (неприятие пожилых), которая принимает подчас гротескные фор­мы. Например, ставятся жесткие возрастные ограничения при приеме на рабо­ту, иногда просто абсурдные, в то же время не менее часто при приеме на ра­боту выдвигается требование наличия опыта работы по данному профилю не менее 3-5 лет, что отсекает группу выпускников и молодых специалистов

Чисто возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирую­щими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привыч­ный уклад жизни и т. д., создают еще больший конфликтный потенциал. «Кон­фликт поколений», который многими отрицается, все же по крайней мере в по­тенциальном, латентном виде «тлеет» в современном обществе и время от вре­мени дает о себе знать. Он выражается, например, в таких явлениях, как движе­ние хиппи, отрицающих образ жизни своих родителей, «бунт молодых», обви­нение ими старшего поколения в ответственности за беды современности, борьба «молодых» со «старыми» за рабочие места, продвижение по служебной лестнице, выход на руководящие должности и т. д.

Характерологические различия как источник конфликтов. Еще од­ним фактором, провоцирующим возникновение обострений в отношениях меж­ду людьми, может выступать их склад личности, особенности характера.

Существует огромное количество базирующихся на различных основани­ях классификаций типов личности. Остановимся на одной из них - широко ис­пользуемой в западном деловом мире типологии Бриггс-Майерс, которая опи­рается на концепцию Юнга. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведе­нии людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Майерс составили Индикатор типов личности (MBTI), в основу которого положены 4 принципа (предпочтения):

1. Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип);

2. Как он собирает информацию о мире - последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);

3. Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под влиянием своих эмоций (эмоциональный или чувствующий тип);

4. Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).

Опыт показывает, что ни один психологический тип не блещет в кон­фликтных ситуациях. Трудно сказать почему, но конфликт способствует прояв­лению худших черт из тех, которыми мы обладаем.

Мыслительные во время конфликта на работе стараются разобраться в его сути, обсудить возникшие проблемы и выработать подход к его разреше­нию, в то время как Чувствующие сосредотачиваются на собственных эмоциях, начинают винить себя в том, что произошло, а зачастую реагируют даже физи­чески - потеют, кричат, плачут и т. д.

Экстраверты обычно бессознательно стремятся вынести конфликт вовне, с тем, чтобы он мог стать предметом дискуссии. Это происходит вне зависимо­сти от того, спорит ли Экстраверт с другим Экстравертом или Интровертом. По ходу дела Экстраверты стараются буквально окатить собеседника потоком слов, уточняя свою позицию. Большинство Экстравертов убеждено, что стоит сказать еще одно слово - «и мы во всем разберемся». Интроверты чаще всего ощущают, что если они услышат хоть еще «одно слово», они взбесятся.

Проблема с Экстравертами в том, что они способны так много наговорить за короткое время, но сами вряд ли помнят, что только что говорили. Они могут быть удивлены и даже шокированы, когда узнают, что другие не только запо­минают их слова, но и обижаются на них. Дополнительная проблема и новый конфликт может возникнуть из-за склонности Экстравертов забывать, что именно они говорили. Отсюда рождается перспектива поспорить, во-первых, о том, произносилась ли данная реплика вообще, во-вторых, какие именно слова при этом были использованы, в-третьих, хотел ли говорящий при этом сказать то, что услышал его собеседник.

Для Интроверта конфликт оборачивается тяжелейшим физическим стрес­сом. Во время спора, когда Экстраверт выплескивает свои проблемы на окру­жающих, Интроверт загоняет их вовнутрь. Поскольку Экстраверты составляют 70% населения, больше всего конфликтов выливается в устные стычки. Весьма редко одной из сторон приходит на ум сказать другой в разгар спора: «Слушай, напиши все, что думаешь, я прочитаю, и завтра мы к этому вернемся». Не то, чтобы это самое лучшее из всех средств, но смысл в нем есть, а именно: суще­ствуют разные пути урегулирования конфликта.

В психике человека выделяют 4 основных канала связи с миром, на которых функционируют психические функции сенсорики: ощущения, интуи­ция, логика и эмоции. Однако расположение, а, следовательно, и преобладание этих функций различно у разных людей, чем и определяется психосоциотип челове­ка. Выделяют 16 психосоциотипов в зависимости от порядка расположения психических функций на этих каналах. Все четыре функции (логическая, эмоциональна, интуитивная, ощущающая) представлены у каждо­го человека, но разной интенсивности и расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека. Сопоставляя людей разных психо­социотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости.

К какому бы типу личности вы ни относились, имейте в виду, что те пси­хотипы, с которыми вам приходится чаще всего вступать в конфликтные меж­личностные взаимодействия, размещаются по ступеням социальной иерархии далеко не равномерно. Психологи утверждают, что на нижних ступенях служебно-должностной лестницы представлены все психологические типы личностей. Однако по мере продвижения по служебным ступеням чувст­вующие и воспринимающие постепенно ис­чезают, находя для себя более подходящие сферы деятельности. Если персонал нижнего уровня состоит из мыслительных типов на 58 %, то менеджеры сред­него звена представлены ими уже на 86 %, старшие менеджеры - на 93 %, а на­чальники - на 95 %. Такая же тенденция характерна и для динамики рассудочного типа личности, который в сфере персонала нижнего уровня встречается у 48 % обследованных, а на уровне начальников почти удваивается и достигает 87 %.

Исходя из такого распределения, необходимо иметь в виду, что, если вы конфликтуете с кем-либо из руководителей, находящихся на более высокой служебной ступеньке, чем вы сами, вы гораздо чаще встречаетесь с контраген­том рассудочного (нередко в соединении с мыслительным) психотипа. Следует иметь в виду (разумеется, при учете индивидуальных различий), что на всех уровнях управленческой лестницы они стремятся обеспечить необходимую для эффективной работы организованность и ожидают, что остальные будут дейст­вовать так же, подчиняясь их требованиям беспрекословно. Они стремятся к продуктивности в деятельности своей организации, но оставляют без внимания чувства и интересы исполнителей, вследствие чего нередко сеют вокруг себя неуравновешенность и враждебность. Если же они наталкиваются на непокор­ных и оказываются в конфликтном противостоянии с ними, то нередко теряют самообладание. Для большинства из них нет ничего страшнее подлинных меж­личностных конфликтов: они теряются, наталкиваясь на неожиданное для них (вследствие невнимания к динамике межличностных отношений в коллективе) выражение недовольства по поводу их работы, а тем более - на сопротивление их оценкам и решениям. Вот этим-то и следует воспользоваться, когда вы вступили в конфликт с таким лицом и стремитесь оказаться если и не в выигрыше, то хотя бы не в проигрыше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...