Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мониторинг атмосферного воздуха в местах скопления автотранспорта




фотохимический токсический автотранспорт атмосферный

В 2000 г. руководство Москомприроды решило организовать мониторинг атмосферного воздуха в местах наибольшего скопления автотранспорта. Для этого в городе было создано 50 постов непрерывного контроля (10 стационарных и 40 мобильных). Все они оборудованы американской техникой. Приборы представляют собой небольшие ящики, которые были размещены на столбах на Таганской площади, Садовом кольце в районе Сухаревской площади, на проспекте Мира, в районе Рижского вокзала, а также установлены на автотранспорте. Анализ отобранных проб воздуха позволит разработать профилактические мероприятия.

В 2001 г. в некоторых районах Москвы появились автоматы, отслеживающие уровень загрязнения воздуха. Особое внимание уделяется району третьего транспортного кольца. Здесь работают автоматические анализаторы - специальные системы, определяющие уровень примесей в воздухе, и в первую очередь выхлопных газов.


Повышение качества автомобильных бензинов

 

В настоящее время большое значение для улучшения экологической обстановки имеет запрещение в качестве автомобильного топлива этилированного бензина.

В большинстве северных стран континента он практически уже не используется. Кроме того, все новые автомобили оборудованы специальным катализатором и могут заправляться только неэтилированным топливом.

Европейский Союз потребовал от всех стран ЕС к 2000 г. полностью прекратить использование свинца при производстве автомобильного горючего. В крайнем случае, срок может быть продлен до 2002 г.

В настоящее время производители автозаправочных средств разработали специальные добавки к бензину, не содержащие свинца, но не снижающие эффективность топлива. Так, российские ученые совместно с коллегами из нидерландской транснациональной компании Ай-Си-Ди создали фетерол - высокооктановую добавку к бензину, делающую его экологически почти безвредным, полностью соответствующим зарубежным и отечественным санитарным нормам. Производство такого бензина освоено на ряде российских заводов. Имеется реальная возможность изготавливать до 300 тыс. т. фетерола ежегодно и производить на его основе 2-2,5 млн. т экологически чистых бензинов.

АО «Омский каучук» наладило крупнейшее в России производство метилтретичнобутилового эфира (МТБЭ) - добавки к бензинам, улучшающей их качество и экологическую чистоту.

В качестве кислородсодержащих добавок можно использовать различные спирты, например МТБЭ, полученный из метилового спирта и изомера бутилена. Его применение снижает содержание в автомобильных выхлопах угарного газа на 10-20%, несгоревших углеводородов - на 5-10% и вредных летучих соединений - на 13-17%.

В России МТБЭ производят в Нижнем Новгороде, городе Чайковском, а также в городе Тольятти, где выпускается смесь МТБЭ и бутилового спирта.

В 1998 г. создано государственное предприятие «Московская служба технического контроля на транспорте», которое занимается проблемами снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Предприятие занимается созданием системы технического контроля качества реализуемых моторных топлив, масел и присадок к ним, а также научно-методическим, информационным и инженерным обеспечением работы этой системы.

В 1998 г. Мосгордумой принят закон «О плате за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками на территории города Москвы», которым устанавливается порядок взимания этой платы. Он касается как организаций, торгующих моторным топливом в столице, так и граждан, приобретающих его.

Согласно закону, сумма материальной компенсации за причиненный городу и его жителям ущерб зависит от вида топлива. Полученные средства направляются на проведение природоохранных мероприятий в столице.

В 1999 г. вступил в действие закон Москвы «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям». Целью закона является дальнейшее снижение вредного воздействия автотранспортных средств на окружающую природную среду и здоровье населения Москвы.

Согласно этому закону, реализация моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, является нарушением условий лицензирования данного вида деятельности на территории Москвы.

За реализацию топлива, не соответствующего экологическим требованиям, на юридических лиц налагается в административном порядке штраф в размере пятикратной величины незаконного дохода, получаемого в результате реализации моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, но не менее 50 МРОТ.

Средства, получаемые от штрафов, налагаемых за правонарушения, направляются в бюджет Москвы (50%) и на специальный счет внебюджетного экологического фонда (50%).

Полное вытеснение бензина со свинцом позволит решить многие социальные и экологические проблемы - появится возможность установить на автомобиле нейтрализаторы выхлопов, будут спасены гектары зеленых насаждений, снизится заболеваемость болезнями почек и дыхательных путей.

Нейтрализаторы

 

Устанавливаемые в выхлопных трактах автомобилей нейтрализаторы снизили суммарный выброс токсичных веществ автотранспортом.

Испытания каталитических катализаторов, разработанных в нашей стране, показали, что они снижают уровень окиси углерода в отработанных газах на 80%, углеводородов - на 70%, окиси азота - на 50%. В целом токсичность выброса уменьшается в 10 раз. Процесс окисления, протекающий при прохождении отработанных газов через слои катализатора практически беспламенный.

Лучшим катализатором оказалась платина, но этот дорогой и дефицитный материал не может применяться широко. Были предприняты поиски других, более дешевых и доступных катализаторов. Ученые пришли к выводу, что в известной степени платину могут заменить палладий, рутений, а также окись меди, окись хрома, окись никеля и двуокись марганца.

В нейтрализаторах российского производства используется окись алюминия. Как и в термореакторе, процесс окисления окиси углерода и углеводородов требует подачи дополнительного воздуха, а процесс восстановления окиси азота не требует подачи воздуха. Современные каталитические нейтрализаторы выполняются в виде двухкамерного реактора: в одной камере осуществляется окисление окиси углерода и углеводородов, а во второй восстановление окиси азота.

Нейтрализаторы этого типа применяются на автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. Одна из трудностей состоит в том, что в отработанных газах дизелей содержится кислород (10% и более), в присутствии которого реакция восстановления окиси азота не происходит, а для окисления окиси углерода этого кислорода недостаточно. Поэтому обычные каталитические реакторы без дополнительных устройств обеспечивают у дизелей нейтрализацию несгоревших углеводородов и альдегидов, а окись углерода нейтрализуют лишь в небольшой доле.

По мере эксплуатации созданных приборов обнаружились и другие их недостатки. Так, при наличии бензинового двигателя с высокой степенью сжатия, работающего на этилированном бензине, поверхность катализатора быстро обволакивается свинцом. На катализаторе осаждаются сажа и сера, что существенно ослабляет его действие и практически выводит из строя после сравнительно небольшого пробега.

В России около 15,5 млн. машин, находящихся в личном пользовании граждан, по большей части горожан. Какова перспектива оснащения индивидуального транспорта системами нейтрализации?

В течение трех последних лет в Москве на городском общественном транспорте было установлено 19 тыс. нейтрализаторов, снижающих уровень вредных выбросов на 20 тыс. т ежегодно. В 2003 г. с помощью этого приспособления предполагается сделать экологически чистыми 24 650 столичных автобусов.

Законом предусматривается создание сети сертифицированных мастерских со специально подготовленными специалистами. Без них нейтрализаторы на машинах не появятся. Стоимость российского нейтрализатора составляет 1000 руб., а установка обойдется в 200 руб. Поощрять покупку транспортных средств, отвечающих экологическим нормам, городские власти могут за счет налоговой скидки при регистрации новой машины.

В 1998 г. южноафриканская фирма «Эдване индастриал рисерч» объявила об изобретении нового каталитического конвертера, который позволяет устранять до 95% вредных веществ из выхлопных газов автомобиля.

Если до сих пор подобные конвертеры изготовлялись с использованием платины, то инженеры фирмы предложили использовать марганец, что снизило стоимость изделия в 4 раза. Новый катализатор на марганцевой основе можно использовать со всеми видами дизельного топлива и бензина со свинцовыми добавками и без таковых.

Автомобили на газе

 

Перевод автомашин на газовое топливо позволит почти в 100 раз снизить выбросы в атмосферу канцерогенных веществ. Сократится и расход нефтепродуктов: каждая тысяча газобаллонных автомобилей сэкономит на грузовых перевозках 12 тыс. т., на таксомоторных - 6 тыс. т, на пассажирских автобусах - 30 тыс. т в год. Значительно сократятся затраты и на охрану окружающей среды и воздушного бассейна.

Наиболее реальной альтернативой бензину и дизельному топливу является сжиженный или сжатый газ. Запасы его в несколько раз превосходят запасы нефти, да и технология переработки проще, чем технология извлечения бензина из нефти. Кроме того, для перехода на газообразное топливо практически не требуется вносить конструктивные изменения в двигатели внутреннего сгорания. Что же касается выбросов вредных компонентов, то концентрации окислов углерода и азота в выхлопе мотора, работающего на газе, значительно ниже, чем в выхлопе бензинового мотора, даже снабженного самым современным техкомпонентным каталитическим нейтрализатором с замкнутым контуром. Наконец, газовое топливо практически не содержит соединений свинца и серы.

В России к 1999 г. в 135 городах построено около 300 АГНКС, позволяющих ежедневно заправлять природным газом около 120 тыс. автомобилей и автобусов. Реальная цена газа составляет всего 1 руб. 40 коп. за литр газа.

Основная проблема в смене топливной аппаратуры. Импортное оборудование для карбюраторных автомобилей стоит 200-300 долларов, для инжекторных - 460-57 - долларов. Отечественное несколько дешевле: для «Жигулей» - 2900 руб., «Волг» - 3500 руб.

Автомобили работающие на природном газе, не будут ставиться на учет как источники вредных воздействий на атмосферный воздух. Соответственно их владельцам не придется получать разрешение на выброс вредных веществ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...