Развитие слухового внимания
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки. Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо. Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.[12] Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть: - медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации. - пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности. - активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр. 1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей. 2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них. 4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад. 5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства. Нарушения внимания часто являются одним из центральных симптомов в психологической картине школьной неуспеваемости. Для диагностики особенностей внимания детей с трудностями обучения применяются такие традиционные психологические методики как «Корректурная проба» и тест Пьерона-Рузера. 1. Корректурная проба. Данная методика предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, изучения особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявлений признаков утомления и пресыщения. В зависимости от степени ознакомлённости ребёнка с буквами, ему предлагается графический или буквенный вариант методики. Испытуемый должен поочерёдно опознавать и зачёркивать элементы (конкретные буквы или графические значки. Графические корректурные пробы используются в работе с детьми, незнакомыми с буквами или с теми, у кого зрительные образы букв крайне непрочны. Стимульный материал. В графическом варианте корректурной пробы ребёнку предлагается лист со 104 фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке. Количество фигурок каждого вида различны. Буквенный вариант корректурной пробы содержит 40 строк по 40 букв. Инструкция. Исследователь зачёркивает одну из фигурок (букв) и предлагает ребёнку сделать то же самое: «Зачеркни все такие же фигурки (буквы)». Во время выполнения методики ребёнком регистрируется количество найденных за 1 минуту правильных фигурок. По окончании работы подсчитывается количество и тип ошибок (регуляторные, пространственные и т.д.), оценивается динамика распределения ошибок в зависимости от пространственного положения на листе, этапа работы и её темпа. Если число ошибок заметно нарастает к концу работы, это может говорить об ослаблении внимания в связи с пресыщением или утомлением. Если же ошибки распределяются равномерно, это свидетельствует о снижении устойчивости внимания и трудностях его произвольной концентрации. Волнообразное появление и исчезновение ошибок обычно говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.
2. Тест Пьерона-Рузера. Методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как устойчивость, возможность переключения и распределения. Также она позволяет оценить такие нейродинамические особенности психической деятельности ребёнка как темп работы, врабатываемость в задание, условия проявления признаков утомления и пресыщения. Кроме того, методика даёт представление о скорости и качестве формиования простой программы деятельности, степени развития элементарных графических навыков и зрительно-моторной координации. Стимульный материал. Бланк с изображением четырёх типов геометрических фигур, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10х10. В левой верхней части бланка находится образец. Для заполнения бланка рекомендуется использовать простой карандаш. Перед началом выполнения задания ребёнку показывают бланк и объясняют, как с ним работать. Испытуемый должен ставить определённые значки в каждой фигуре – так, как это задано на образце. В зависимости от возраста ребёнка и его индивидуально-психологических особенностей условные обозначения (точка, вертикальная или горизонтальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. В последнем случае четвёртая фигура должна оставаться пустой. Школьникам, имеющим ярко выраженные нарушения внимания или повышенную истощаемость, лучше уменьшить объём предлагаемого задания до 5-7 строк. С помощью секундомера психолог фиксирует количество фигур, заполняемых ребёнком каждую минуту, делая отметки в виде точек или чёрточек прямо на бланке. Лучше заранее предупредить испытуемого о подобной регистрации его достижений. Специалисту стоит обратить внимание на то, с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, без опоры на образец. Образец на бланке остаётся открытым до конца работы школьника.
Инструкция. «Давай украсим фигуры так, как я тебе покажу. В квадратике я поставлю вот такую чёрточку (вертикальную), в треугольнике – точку, в кружке – вот такую чёрточку (горизонтальную), а ромб оставлю чистым. Укрась остальные фигуры сам точно так же». Затем необходимо устно проговорить, какие знаки следует ставить в каждом типе фигур. Помимо качественной оценки различных параметров внимания, необходимо производить подсчёт количества правильно заполненных фигур по отношению к их общему числу (индекс правильности), количества заполненных фигур за каждую минуту, а также числа допущенных ошибок за регистрируемые отрезки времени. Результаты методики могут говорить не только о характере распределения внимания, но и косвенным образом указывать на особенности зрительного гнозиса. С этой целью необходимо проанализировать распределение ошибок в разных частях листа.
Заключение Изучение психики и личности человека, познавательных процессов и способов их тренировки и развития становится все более совершенным. Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой. Психологи изобретают более новые, более современные модели для изучения этих процессов. Человек, используя эти модели, глубже познает свой внутренний мир, что позволяет открыть новые способности человека. Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.
Список использованной литературы 1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с. 2. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.
3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1999. – 336 с. 4. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999. - 304 с., ил. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с. 6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с. 7. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 175 с.
[1] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995. [2] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М, 1995. [3] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1997. [4] Там же. - С. 207. [5] Там же. – С. 208. [6] Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. - М., 1995. [7] Там же. - С. 198. [8] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995. [9] Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995. [10] Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. [11] Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1997. [12] Психология и педагогика. Учебное пособие // Отв. ред. В.М. Николаенко. - М., 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|