Айвазовский. Сердце, отданное людям.
Информационные материалы К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского
Иван Константинович сумел соединить и проявить свои лучшие качества на поприще искусства, в жизни общества, государства, Родины. Его личность настолько многогранна, что из поля зрения учителя практически выпадает его миссия представителя российской культуры в установлении межкультурных контактов. В Италии, Франции, Америке, Айвазовский представлялся и воспринимался как русский художник, не мыслил свое существование вне Родины. Завоевав мировое признание, творчество художника с одной стороны является символом русского национального художественного искусства,
АЙВАЗОВСКИЙ. СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ ЛЮДЯМ.
За заслуги перед Отечеством Айвазовский был награждён многими орденами. Рождённый в провинциальной небогатой семье, он личным трудом заслужил дворянство, закончив жизненный путь в чине Действительного тайного советника, второго по значимости в империи, что соответствовало званию адмирала на флоте.
Время жизни Айвазовского (1817–1900) в значительной мере совпадает с эпохой, в которую появляется, обретает силу и значение понятие «Русский мир». К середине XIX века несколько десятилетий, минувших от окончания войны, которая получила названия Отечественной 1812 года изменили мироощущение поколений россиян. Слово «Отечество» обрело свое место в русской культуре, объединив людей различных национальностей, вероисповеданий, происхождения и взглядов. В таком свете личность Айвазовского во многом воспринималась современниками, иногда неосознанно, как один из символов не только поколения, но эпохи. Рожденный и остававшийся армянином, никогда не чуравшийся своего происхождения, Айвазовский с гордостью заявлял свое армянство. И, одновременно, становился значительной и неотъемлемой частью пространства русской культуры, как русский художник, патриот, гражданин своего Отечества. Сопричастность Русскому миру, восприятие его духовного единства Айвазовский подтверждал каждым своим поступком. Во время постигшего страну неурожая и голода (1891-1892 гг.) Иван Константинович писал: «Как весь русский люд, я тоже взялся по своим силам сделать все возможное в пользу страждущих». Такое непосредственное, личное участие в судьбе народа сопровождало его всю сознательную жизнь. Происхождение И. К. Айвазовского овеяно мифами и легендами. Достоверно известно, что отец художника происходил из армян, переселившихся в Галицию (область в Польше, ныне частично в Украине) из Западной Армении в XVIII веке. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Детство художника прошло в Феодосии, где проявились первые ростки будущего таланта. Получив начальное образование в церковно-приходской школе при феодосийской Церкви Сурб Саркис, Айвазовский был зачислен в русскую гимназию в Симферополе. Это стало возможным благодаря личному участию и ходатайству Таврического губернатора Александра Казначеева. В 1833 году Айвазовский прибыл в российскую столицу, Санкт-Петербург, где получил возможность учиться в Императорской Академии художеств. «И. К. Айвазовский, будучи учеником академии, пользовался в ней квартирой и столом, экипировкой, довольствуясь малым, чуждый и малейших прихотей, свойственных юношескому возрасту. Продажа акварельных рисунков доставляла ему незначительные карманные деньги на мелкие расходы. В праздничные и воскресные дни он посещал дома светлейшего князя Александра Аркадиевича Суворова-Рымникского и Алексея Романовича Томилова, принявших в молодом художнике самое доброе, теплое участие». Прилежание и усердие, соединённые с природным талантом, позволили Айвазовскому окончить Академию на два года раньше положенного срока и удостоиться права самостоятельной работы. Последующие годы художник много путешествовал, посетил Италию, Францию и другие страны Европы. И в каждом месте, побывав на всех континентах, он нёс дух русского искусства и через него – душу Русского мира. Международное признание Айвазовского – это признание России, всего русского – культуры, искусства, народа. Иван Константинович Айвазовский побывал едва ли не во всех доступных в то время центрах мировой культуры. Причастившись лучшим образцам художественного творчества, он своей душой и своей кистью воплощал их в произведениях русского, отечественного искусства. Находясь в Италии, Франции, Америке, Айвазовский представлялся и воспринимался в этих странах как русский художник, не мыслил свое существование вне родины.
Страсть к путешествиям сопровождала его до весьма почтенных лет. Самое дальнее свое путешествие совершает Иван Константинович в 1892 году: с женой Анной они едут в Америку. 13 октября супруги прибывают в Нью-Йорк, затем их встречают Вашингтон, Сан-Франциско, Бостон. Выставки имеют грандиозный успех. Но из писем Айвазовского той поры мы узнаем о его истинных настроениях: «Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят – не замечал, но теперь рад вернуться в Россию»
Талант Айвазовского получил государственное признание на самом высоком уровне. Художник сопровождал в морских путешествиях императора и членов царской семьи. В начале творческой карьеры, в 1845 и 1846 годах, Айвазовский принял участие в маневрах Черноморского и Балтийского флотов. В 1851 году, путешествуя с российским императором Николаем I, Айвазовский посетил Севастополь. Тема морских баталий овладела сердцем художника. Соединённая с патриотизмом, любовь к флоту позже привела Айвазовского в осаждённый Севастополь во время Крымской войны (1853—1856 гг.). Он сделал многое для того, чтобы поддержать боевой дух защитников города. «Это правда, - писал современник, - Айвазовский уже в осажденном городе открыл выставку своих картин, на которых были изображены события, происшедшие в Севастополе вчера, неделю, месяц назад... Работы вызвали большой интерес у местных жителей... Иногда Иван Константинович, приехав в осажденный город, частично переписывал картины, потому что они не соответствовали происходившему на полях сражений, а точнее, на морях». Вращаясь в высших кругах русского общества, Айвазовский был дружен со многими выдающимися деятелями русской культуры, искусства и литературы. Ещё во время учёбы «с товарищами своими по академии Айвазовский был вообще в самых добрых и приязненных отношениях, особенно же любил П. А. Ставассера и В. И. Штернберга. Первый из них приобрел впоследствии громкую известность как ваятель, второй — превосходный акварелист…». В судьбе будущего прославленного мариниста приняли непосредственное участие В. А. Жуковский и баснописец И. А. Крылов. Знаменитый живописец К. П. Брюллов ввёл Айвазовского в «кружок братии», членом которого был среди других великий русский композитор Несмотря на высшее признание в Петербурге и многих мировых столицах, сердце Айвазовского навсегда было привязано к Крыму, родной Феодосии. Уже в 1845 г. в феодосийском доме Айвазовского была открыта выставка его работ. Окончательно возвратившись в Крым, Иван Константинович воплотил свой давний замысел – обустроить в Феодосии картинную галерею. В 1880 году к дому был пристроен спроектированный художником выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. И третьей в России публичной картинной галереей.
В Феодосии Айвазовский обрёл и личное счастье, женившись на вдове местного армянского купца. К этому времени И. К. Айвазовский был едва ли не самым крупным землевладельцем. Четверо дочерей от первого брака были горячо любимы Иваном Константиновичем. Каждую из них он одарил имением в Крыму - кто где его иметь пожелал — в Баран-Эли, Шейх-Мамае, Роман-Эли, Отузах. Не имея наследника-сына, Айвазовский в последний год жизни предпринял необычный поступок – испросил разрешения императора передать фамилию одному из своих внуков: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери — Александра Латри, ребенка мужского пола доктора Латри, о котором я уже сделал объявление. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Разрешение было получено через месяц после смерти Ивана Айвазовского. Лучшие родственные чувства И. К. Айвазовского нашли проявление и в отношениях с родным братом Габриэлом. Под влиянием брата Ивана Константиновича он отказался от католической веры и возвратился в лоно Армянской апостольской церкви. При участии Ивана Константиновича в 1858 году по приглашению российского правительства Габриэл вернулся из Парижа в родную Феодосию, был назначен предводителем Нахиджевано-Бессарабской епархии. Феодосийский дом Айвазовского становится местом паломничества: актеры, писатели, музыканты, художники гостили у счастливой четы, получая благословение, а нередко и материальную поддержку. Великий маринист не имел учеников в привычном нам понимании. Он не преподавал живопись непосредственно, но само благосклонное разрешение присутствовать при творчестве маэстро, работать в его доме, мастерской, наполняло молодых художников духом Айвазовского. Среди них были и три внука, ставшие впоследствии известными мастерами – Михаил Латри, Алексей Ганзен и Николай Арцеулов. Как и другие художники, составившие славу русского искусства – К. Ф. Богаевский, Э. Я. Магдесян, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбов, А. И. Куинджи – все они впитали в свою творческую манеру художественную ауру маэстро.
Иван Константинович невероятным образом сумел на протяжении всей жизни сочетать карьеру и нравственность. Нет ни одного достоверного свидетельства, что Айвазовский кому-либо намеренно сделал недоброе. В Феодосии он стал настоящим гением места. Город со временем стал одним из художественных центров Новороссии. Ни одно сколько-нибудь значительное дело в Феодосии не оставалось без его личного внимания и участия. Так появляется новое армянское училище и типография, на его средства восстанавливается древняя армянская церковь. Айвазовский – армянин – гордый сын гордого народа. Однако жизненные устои Айвазовского не имеют и тени национализма. Деятельности И. А. Айвазовского принадлежит открытие миру крымскотатарской музыки. Айвазовский отлично знал крымскотатарский язык и самобытную музыкальную культуру Крыма. Играл в особой крымской манере на скрипке и на турецком струнном инструменте саз. В 1837 году И. Айвазовский наиграл композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте "Руслана и Людмилы". Н. Римский-Корсаков и его ученики А. Глазунов и А. Спендиаров были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки и также включали ее мотивы в свои произведения. Айвазовский всегда остро чувствовал сопричастность армянству. Он тяжело пережил резню армянского народа 1895-1896 годов, которую организовал султан Абдул Гамид. Айвазовским была организована выставка в Одессе в помощь армянам, которые спаслись от резни. 2000 рублей, вырученные с выставки, он разделил пополам и послал армянам и грекам. Еще через несколько дней для помощи своим соотечественникам — армянам он послал 3000 франков в адрес русского консула в Константинополе. И. К. Айвазовского с самого детства окружали люди разных национальностей, принимавшие личное участие в судьбе будущего выдающегося мариниста. И обретя положение в обществе и состояние, он сполна выразил свою благодарность людям и городу. Когда Крым вошел в состав Российской империи, система водоснабжения Феодосии была почти полностью разрушена. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. Фонтан собирались назвать именем императора Александра III. Соответствующее прошение уже было подано императору и не дожидаясь его утверждения, была выбита закладная доска с соответствующей надисью. Однако, император распорядился дать фонтану имя самого Айвазовского. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы «И» большего размера, от слова «Императора», а после окончания имени детали буквы «А» от слова «Александра». У фонтана была серебряная кружка с надписью: «За здоровье Айвазовского и его семьи». В начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева, который поддерживал художника в юности. Ещё одним интересом Айвазовского была археология. Он активно занимался проблемой охраны памятников Крыма, учувствовал в археологических раскопках. Благодаря средствам Айвазовского в Феодосии было построено новое здание музея древностей. Оно располагалось на горе Митридат в Керчи, где также была устроена часовня в память генерала Добрые дела Ивана Константиновича неисчислимы. Иногда они проявлялись в необычных на сегодняшний день поступках. По сложившейся традиции, вплоть до начала XX века, девушка не могла выйти замуж, не имея приданого. «Дедушка у половины феодосийцев крестил детей и, пожалуй, всех бедных невест замуж с хорошим приданым выдал», - вспоминал внук живописца Михаил Латри. На склоне лет Иван Константинович позаботился о том, что будет после него. Завещание, стоимость которого составляла 50 тыс руб., он оставил армянской церкви Сурб Саркис и школе, находящейся при ней. А здание галереи и картины в ней оставил в наследство родному городу: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|