Глава 2. Исследование личностных особенностей педагогов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Программа исследования Исследование проводилось с двумя группами по 7 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 15 до 26 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 5 до 8 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате. Исследование проводилось при помощи двух методик: тест «Басса-Дарки» и «Hand test». При помощи теста «Басса-Дарки» можно определить формы агрессивного поведения и личностных черт агрессивности. А. Басе разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Опросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает «да» или «нет» [26]. Тест руки («Hand test») – проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание [27].
Анализ полученных данных Выявив педагогов с различным стажем педагогической деятельности, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).
Таблица 1
Группы испытуемых по стажу педагогической деятельности. Как видно из таблицы 1 педагогов с различным стажем педагогической деятельности мы можем разделить на 2 группы: 1 группа – стаж работы от 15 до 26 лет, 2 группа – стаж работы от 5 до 8 лет. Анализируя полученные данные по выявлению педагогов по стажу педагогической деятельности, мы можем сделать следующие выводы (см. Табл. 2.).
Таблица 2
Количество испытуемых в группах по стажу педагогической деятельности. Как видно из таблицы 2 педагогов с малым педагогическим стажем 7 человек, что составляет 50%, с большим стажем педагогической деятельности -7 человек, что составляет 50 %. При помощи теста «Басса-Дарки» выявим у двух групп испытуемых уровень враждебности и уровень агрессивности. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (см. Табл.3, Рис.1.).
Таблица 3
Уровень физической агрессии в группах педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Таблицы 3., средний балл уровня физической агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 3,7, средний балл уровня физической агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 3,9.
Рисунок 1
Уровень физической агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 1., уровень физической агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня физической агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная (см. Табл. 4, Рис. 2.).
Таблица 4
Уровень косвенной агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Таблицы 4., средний балл уровня косвенной агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 4,4, средний балл уровня косвенной агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 5,5. Рисунок 2
Уровень косвенной агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 2., уровень косвенной агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня косвенной агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности (см. Табл. 5., Рис. 3.).
Таблица 5
Уровень раздражения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 5., средний балл уровня раздражения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 4,4, средний балл уровня раздражения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 5. Рисунок 3.
Уровень раздражения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки).
Как видно из Рис. 3., уровень раздражения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня раздражения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (см. Табл. 6., Рис. 4.).
Таблица 6
Уровень негативизма у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 6., средний балл уровня негативизма у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 2,1, средний балл уровня негативизма у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2,1.
Рисунок 4
Уровень негативизма у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 4., уровень негативизма у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности одинаковый. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия (см. Табл. 7., Рис. 5.).
Таблица 7
Уровень обиды у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 7., средний балл уровня обиды у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 4,7, средний балл уровня обиды у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 5,1.
Рисунок 5
Уровень обиды у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 5., уровень обиды у педагогов с малым стажем педагогической деятельности превышает уровень обиды у педагогов с большим стажем педагогической деятельности.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред (см. Табл 8., Рис. 6.).
Таблица 8
Уровень подозрительности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 8., средний балл уровня подозрительности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 6, средний балл уровня подозрительности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 5,9.
Рисунок 6
Уровень подозрительности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 6., уровень подозрительности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности больше уровня подозрительности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) (см. Табл. 9., Рис. 7.).
Таблица 9
Уровень вербальной агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 9., средний балл уровня вербальной агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 6,3, средний балл вербальной агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 7,4.
Рисунок 7
Уровень вербальной агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 7., уровень вербальной агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности ниже уровня вербальной агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (см. Табл. 10., Рис. 8.). Таблица 10
Уровень чувства вины у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 10., средний балл уровня чувства вины у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 7, средний балл уровня чувства вины у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 6,3.
Рисунок 8
Уровень чувства вины у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 8., уровень чувства вины у педагогов с большим стажем педагогической деятельности превышает уровень чувства вины у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Индекс враждебности включает в себя шкалы: Обида и Подозрительность. Нормой враждебности является величина ее индекса, равная 6,5-7 (+-3) (см. Табл.11., Рис. 9.).
Таблица 11
Уровень индекса враждебности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 11., средний балл индекса враждебности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 10,7, средний балл индекса враждебности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 10,3.
Рисунок 9
Уровень индекса враждебности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 9., уровень индекса враждебности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности больше уровня индекса враждебности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы: Физическая агрессия, Раздражение и Вербальная агрессия. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 (+-4) (см. Табл. 12., Рис. 10.).
Таблица 12
Уровень индекса агрессивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Табл. 12., средний балл уровня агрессивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 13,7, средний балл уровня агрессивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 16,3. Рисунок 10
Уровень индекса агрессивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика Басса – Дарки). Как видно из Рис. 10., уровень индекса агрессивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня индекса агрессивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. При помощи «Hand testa» выявим уровень открытого агрессивного поведения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности. Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет (см. Табл. 13., Рис. 11.).
Таблица 13
Уровень агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 13 средний балл уровня агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 1,6, средний балл уровня агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 1,4.
Рисунок 11
Уровень агрессии у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 11 уровень агрессии у педагогов с большим стажем педагогической деятельности больше уровня агрессии у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Указания (директивность) – активное влияние на поведение другого человека. Рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми (см. Табл. 14., Рис. 12.).
Таблица 14
Уровень директивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 14., средний балл уровня директивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 2,1, средний балл уровня директивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2,4.
Рисунок 12
Уровень директивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 12., уровень директивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня директивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-то от физического воздействия, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе (см. Табл. 15., Рис. 13.). Таблица 15
Уровень страха у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 15., средний балл уровня страха у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,3, средний балл уровня страха у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 0,3.
Рисунок 13
Уровень страха у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 13., уровень страха у педагогов с большим стажем педагогической деятельности равен уровню страха у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Привязанность (аффлиация) – потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям (см. Табл. 16., Рис. 14.).
Таблица 16
Уровень аффлиации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 16., средний балл уровня аффлиации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,7, средний балл уровня аффлиации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 1,1.
Рисунок 14
Уровень аффлиации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 14., уровень аффлиации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня аффлиации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Коммуникация – деловое общение на равных. Ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты (см. Табл. 17., Рис. 15.).
Таблица 17
Уровень коммуникации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 17 средний балл уровня коммуникации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 2,1, средний балл уровня коммуникации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2.
Рисунок 15 Уровень коммуникации у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 15., уровень коммуникации у педагогов с большим стажем педагогической деятельности превышает уровень коммуникации у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Зависимость – необходимость подчиняться чужой воле. Рука выражает подчинение другим лицам (см. Табл. 18., Рис. 16.).
Таблица 18
Уровень зависимости у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 18., средний балл уровня зависимости у педагогов с большим стажем педагогической деятельности – 0,9, средний балл уровня зависимости у педагогов с малым стажем педагогической деятельности – 2.
Рисунок 16 Уровень зависимости у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 16., уровень зависимости у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня зависимости у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле: (агрессия + директивность) – (страх + аффликация + коммуникация + зависимость) (см. Табл. 19., Рис. 17.).
Таблица 19
Уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Табл. 19., средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности - -0,3, средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности - -1,6. Рисунок 17
Уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Hand test»). Как видно из Рис. 17., уровень количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с большим стажем педагогической деятельности меньше уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения у педагогов с малым стажем педагогической деятельности. Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: выявим взаимосвязь уровня агрессивности в зависимости от педагогического стажа у педагогов, по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу коофициента корреляции Пирсона (см. Приложение 3.). При обработке данных, полученных при помощи теста «Басса-Дарки», по методу коофициента корреляции Пирсона статистической значимой связи не обнаружено. Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю агрессивности по данным, полученным при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 4.). При обработке данных, полученных при помощи теста «Басса-Дарки», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: выявим взаимосвязь уровня открытого агрессивного поведения в зависимости от педагогического стажа у педагогов по данным, полученным при помощи «Hand testa» по методу коофициента корреляции Пирсона (см. Приложение 5.). При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa» статистической значимой связи не обнаружено. Проверим, существует ли статистически значимые различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение, по данным, полученным при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни (см. Приложение 6.). При обработке данных, полученных при помощи «Hand testa», по методу U – критерий Манна-Уитни выявились следующие результаты: группа педагогов с малым стажем педагогической деятельности не превосходит группу педагогов с большим стажем педагогической деятельности по характеристике: открытое агрессивное поведение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 4,4 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 4,7 · средний балл уровня подозрительности - 6 · средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3 · средний балл уровня чувства вины – 7 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,7 · средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7 · средний балл уровня агрессии – 1,6 · средний балл уровня директивности – 2,1 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 0,7 · средний балл уровня коммуникации – 2,1 · средний балл уровня зависимости – 0,9 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3 2. для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,9 · средний балл уровня косвенной агрессии – 5,5 · средний балл уровня раздражения – 5 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 5,1 · средний балл уровня подозрительности – 5,9 · средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4 · средний балл уровня чувства вины – 6,3 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,3 · средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3 · средний балл уровня агрессии – 1,4 · средний балл уровня директивности – 2,4 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 1,1 · средний балл уровня коммуникации – 2 · средний балл уровня зависимости – 2 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6 3. существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. 4. не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение. Заключение
В данной курсовой работе исследовалась тема «Личностные особенности педагогов». В теоретической части рассматривалось: структура педагогической деятельности, психологические особенности педагогов, особенности педагогических конфликтов, агрессивность и ее проявления в деятельности. В практической части проводились исследования при помощи теста «Басса-Дарки» и «Hand testa». При анализе полученных результатов выявилось, что: для педагогов с большим стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 4,4 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 4,7 · средний балл уровня подозрительности - 6 · средний балл уровня вербальной агрессии – 6,3 · средний балл уровня чувства вины – 7 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,7 · средний балл уровня индекса агрессивности – 13,7 · средний балл уровня агрессии – 1,6 · средний балл уровня директивности – 2,1 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 0,7 · средний балл уровня коммуникации – 2,1 · средний балл уровня зависимости – 0,9 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -0,3. Для педагогов с малым стажем педагогической деятельности характерно: · средний балл уровня физической агрессии – 3,7 · средний балл уровня косвенной агрессии – 4,4 · средний балл уровня раздражения – 5 · средний балл уровня негативизма – 2,1 · средний балл уровня обиды – 5,1 · средний балл уровня подозрительности – 5,9 · средний балл уровня вербальной агрессии – 7,4 · средний балл уровня чувства вины – 6,3 · средний балл уровня индекса враждебности – 10,3 · средний балл уровня индекса агрессивности – 16,3 · средний балл уровня агрессии – 1,4 · средний балл уровня директивности – 2,4 · средний балл уровня страха – 0,3 · средний балл уровня аффлиации – 1,1 · средний балл уровня коммуникации – 2 · средний балл уровня зависимости – 2 · средний балл уровня количественного показателя открытого агрессивного поведения - -1,6. Существуют различия между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: агрессивность, как личностная черта. Не выявлено различий между педагогами с большим стажем педагогической деятельности и педагогами с малым стажем педагогической деятельности по показателю: открытое агрессивное поведение. Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов, а именно: 1)высокий уровень агрессивности свойственен педагогам, имеющим большой стаж работы педагогической деятельности; 2)низкий уровень агрессивности характерен педагогам с малым стажем педагогической деятельности» подтвердилась частично. А именно: существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и стажем работы у педагогов: 1)высокий уровень агрессивности, как личностной черте, свойственен педагогам, имеющим малый стаж педагогической деятельности; 2)педагоги с большим стажем педагогической деятельности не отличаются от педагогов с малым стажем педагогической деятельности по характеристике: уровень открытого агрессивного поведения. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика – 1954. - №8: С.30-35. 2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова.- М., 1977. 356 с. 3. Блонский П.П. Педология: Кн. Преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М., 1999. 568 с. 4. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с. 5. Волович М.Б. Не мучить а учить: О пользе педагогической психологии. – М., 1992. 279 с. 6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с. 7. Гаралева М.Д., Моросакова В.И. Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии – 2004.-№6: С. 20-22. 8. Журавлев В.И. Педагогическая конфликталогия. – М., 1995. 357 с. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с. 10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с. 11. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с. 12. Круженин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с. 13. Кузьмина Прфессианолизм деятельности педагогов. – М., 1989. 512 с. 14. Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций. – М., 2002. 585 с. 15. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М., 1970. 531 с. 16. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438 с. 17. Овчарова Р.В. Технологии образования практическо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|