Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция взглядов на предмет экономической теории. Основная проблема экономики




Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется). Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития.

В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

  • экономия – как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;
  • политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
  • экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы еще не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Разложение феодализма и становление капитализма обусловили возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

 

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

  • Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.
  • Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
  • Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.
  • Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.
  • Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А.Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.
  • Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю.

  • «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества»1.
  • «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей»2.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, экономическая теория – это наука, изучающая поведение людей с позиции соотношения между целями и ограниченными средствами (ресурсами) для их достижения, которые могут иметь различное (альтернативное) употребление.

 


 

Поведение экономического человека в процессе его производительной и потребительской деятельности базируется на принципе рациональности. Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Поэтому с конца XIX в. принято считать, что предметом экономической теории являются проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
В основе данного определения лежат два положения. Суть первого заключается в том, что материальные потребности общества буквально безграничны или неутолимы. Потребности — это желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (получаемое людьми удовлетворение).
Естественная направленность людей на удовлетворение их растущих потребностей, проявляясь внешне в притязаниях, интересах, целях, выступает как побудительная сила, мотив хозяйственно-экономической деятельности. Удовлетворение возникшей потребности может быть преодолено лишь присвоением таких благ и услуг, которые соответствуют данной потребности. Следовательно, потребности являются той силой, которая стимулирует активность индивидов. Существует множество классификаций потребности.

Пять основных:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т. д.).
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в защите от опасности со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем).
3. Социальные потребности (потребности в причастности), принадлежность чему или кому-либо, социальное взаимодействие.
4. Потребности в уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.


Второе положение указывает на ограниченность ресурсов, их редкость. Как отдельный человек, так и обществ
Как отдельный человек, так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для удовлетворения их потребностей, ограничено время. Поэтому постоянно ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким ограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей их роста. Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условиях редкости, т. е. такой ситуации, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить в полном объеме потребности и желания каждого. (Но если бы ресурсы были безграничны, а потребности все удовлетворены, не нужна была бы экономическая теория.)

 

Плюсы и минусы смешанной экономики и чем она же все-таки лучше чем командно административная и рыночная

 

Студенческий ФОРУМ по экономической теории

 

Микроэкономика

Рыночный механизм, взаимодействие спроса и предложения.

Рынок- это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов

*Рынок факторов производства

*Рынок товаров и услуг

Главное- не форума рынка, а его функция обеспечение обмена

Для производителей выгода – прибыль

Сущность и виды рынка.

Признаки конкурентного рынка:

*Много продавцов и много покупателей, никто не моэет определять цены

*Полная информация о ценах

Сущность и виды рынка

*Неконкурентный рынок

Продавцы могут определять цены и навязывать их покупателям(монопольные рынки)

 

Рыночный спрос и его факторы,

Что же определяет цены на свободном конкурентном рынке?

Для этого в микроэкономике рассматриваются экономические категории: спрос и предложение

Спрос – это количество товаров и услуг которые опкупатели и потребители сталкиваясь с ограниченностью своих ресурсов готовы и в состоянии купить по некоторой цене втечение опр. Количества времени

Динамика спроса определяется законом спроса:

По мере роста цены на данный товар величина спроса на него будет падать и наоборот

Первое обоснование:

Закон убывающей предельной полезности (каждая последующая единица потребляемого блага приносит покупателю меньшую полезность чем предыдущая

Эффект дохода, эффект замещения, эффект убывающей предельной полезности

Кроме цены, существуют другие определители или детерминанты спросы

Приводящие к смещению прямой

1. Изменение вкуса покупателей

2. Изменение числа покупателей

3. Изменение дохода покупателей

4. Изменение цен на сопряженные товары: а) Взаимозаменяемые(ТРАНСПОРТ) б)

5.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...