д) аксиологическая школа.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер. …………………………………………………………………………………………………………………. 12. Культура представляет собой объект особой сложности, зависимый от деятельности людей, наполненный объективным содержанием. Бытие культуры выступает как целостный процесс, развертывающийся в обществе в сфере материального и духовного производства. Культура как сложноорганизованный объект, является многомерным. При рассмотрении этого многомерного образования необходимо подчеркнуть две его особенности - технико-технологическую и предметно-продуктивную, которые определяют особенности материальной деятельности людей, что дает возможность выделить слой материальной культуры. Наряду с материальной традиционно выделяют еще один уровень - духовная культура. В XIX веке сформировались две противоположные точки зрения на культуру. Одна (идет от Руссо) из них рассматривает культуру как средство закабаления человека, превращения его в рабское существо, другая считает культуру средством облагораживания человека, превращения его в собственно человека. Так, Руссо считал, что человек по своей природе антикультурен, а культура определяется человеком как зло. Ущербность культуры Руссо видел в существовании частной собственности, которая делает людей неравными и в государственной власти, антинародной по своей сущности.
Продолжая эту мысль, немецкий философ Ф.Ницше также определяет человека как существо природное, антикультурное, а культура создана для подавления и порабощения человека. Только провозглашаемый им сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты - запреты на естественные поступки и желания. Такой человек осознает трагичность своего бытия, порывает с обществом, реализует свою личную свободу и достигает трагического единства жизни и смерти, характерного для культу античного бога Диониса. Идеи Ницше были развиты экзистенциализмом - культура отчуждает человека от самого себя, делая его бытие не подлинным, фрейдизмом - культура влияет на неустойчивость психики людей, формирует серию патологических комплексов, изменяющих естественное поведение людей. ………………………………………………………………………………………………………………… 13. Н Я Данилевским была создана концепция локальных "культурно-исторических типов", которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Однако выдающейся заслугой Н.Я.Данилевского является то, что, осуществляя типологизацию культур, он одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры. Хорошо осознавая, что деятельность ставшего, а тем более развитого до современного уровня человека (человечества) не может быть однородной, а реализуется, дифференцируясь на различные виды, Н.Я.Данилевский основной критерий своей типологии культур видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, создающих доминирование соответствующих этому (этим) виду деятельности культурных ценностей. В 1871 г. было осуществлено первое издание «России и Европы», встреченное публикой весьма прохладно. Однако последующие его издания разошлись почти сразу, что было обусловлено изменившейся социально-политической атмосферой России 80-х гг.. Книга Данилевского с ее попыткой дать ответ на возникшие в русском обществе вопросы о дальнейших судьбах России, ее взаимоотношений с европейским миром, с оригинальной концепцией всемирной истории, перевертывавшей традиционные представления, обрела популярность.
Согласно Данилевскому, различия между культурно-историческими типами определяются особенностями психического строя, нравственности и условиями исторического воспитания народов, которые их создают. Этими особенностями обусловлены и созданная ими культура, и и их роль в истории. Цель книги Данилевского - доказать возможность, даже необходимость новой славянской культуры. На пути этой задачи стоит предрассудок, который необходимо опровергнуть: как в Европе, так и в России, все уверены в том, что культура только одна, лишь непрерывно развивающаяся, причём все прежние культуры есть только ступени этого развития. Хранилище этой культуры - «...важнейшая причина, по которой отвергается мысль о какой-либо самостоятельной цивилизации вне германо-романских форм культуры, заключается в неправильном понимании самых общих начал исторического процесса и в неясном, туманном представлении об историческом явлении, называемом прогрессом.» ………………………………………………………………………………………………………………. 14.ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА — самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории. Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно. Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homo sapiens — примерно 100 тысяч лет назад. На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.
Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя). Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу. С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал — устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание. В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы. 15. Духовная культура первобытного общества Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.
………………………………………………………………………………………………………… 16. древний египет. Цивилизация, это совокупность взаимодействующих между собой частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Поговорим о культуре древнего Египта, кратко можно сказать, что ее следы мы ощущаем до сих пор. Это и памятники архитектуры, это и труды астрономов, и многое другое.Архитектурные памятники древних египтян, так же дошли до нас, это и пирамиды Гизы, и Луксорский храм, и дворцовый комплекс Амарны.
Язык и письменность К нашему времени носителей языка уже не было, и французский ученый Ж. Ф. Шампольон в 1822 г блестяще справился с задачей расшифровки языка. Изобразительное искусство Древнего Египта Религия древнего Египта Наследие древнего Египта …………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 17.Вавилонская культура Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил он в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны. Очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас немного. Это можно объяснить тем, что территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма. Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудессвета. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Также можно упомянуть знаменитые мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 18. Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность. Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. З отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 19. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) В самом начале V в.до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ персидской державы. В ходе греческо-персидских войн сложился морской союз греческих городов, в который входило около двухсот государств. Первенство в нем принадлежало Афинам - крупнейшему экономическому, политическому и культурному центру Древней Эллады. В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Архитектура V в.до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.
Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Искусство другого великого ваятеля - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название Живопись. Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 20. Период Греческой истории с XI до IX века до н.э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея". От этого времени почти не осталось памятников зодчества. Сохранились лишь руины, по которым можно сказать, что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры. Планы сооружений напоминали мегарон микенской эпохи - прямоугольные постройки, вход в которые находился на узкой стороне. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели как обычные дома, так и храмы, которые рассматривались как жилище божества. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период. В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э.) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы отдалённо напоминают очертания человеческого тела. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм (вспомните стилизацию в неолитическом искусстве). Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы и кости, малорасчленённые, но красочные и разнообразные по форме. Статуэтки изображают всадников, атлетов (героев или богов), животных. В этой мелкой пластике также просматривается геометрический стиль. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 21. Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—VI вв. до н. э. Это было время интенсивного развития древнегреческого общества, его называют архаической революцией. Решающее влияние на культурное развитие этого периода оказала колонизация. В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной консервативными культовыми традициями. Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества. Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии по всей береговой линии этих регионов. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья. В результате колонизации греческий мир вышел из изоляции гомеровского периода. Торговые отношения с другими народами способствовали усвоению греками чужих культурных достижений: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. Сильное воздействие на греков оказали египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие продукты чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую художественную культуру. Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств. ……………………………………………………………………………………………………………. 22. Культура эпохи республики На становление и развитие культуры Римской республики большое влияние имелигреки, особенно после объединения Италии под властью Рима и захвата имгреческих колоний на юге Апеннинского полуострова. Римляне всегда интересовалисьдостижениями различных народов, можно было практически применить вземледелии, строительстве, корабельной и военном деле, поэтому достижениягреческой цивилизации вызвали большой интерес у граждан Римскойреспублики. Образование. Первой ступенью в образовании римлян было семейное воспитание. Дети воспитывались вуважении к верованиям и обычаям предков. Они имели беспрекословно подчиняться волеотца. Считалось, что настоящий гражданин - это послушный сын и дисциплинированныйвоин. Обычно нарушения родительской воли строго каралось. Следующим шагом в получении знаний была школа. В эпоху республики в римскихшколах изучали так называемые семь свободных искусств: грамматику, логику, риторику,геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Впоследствии к ним добавили архитектуру. Существовало три типа школ: начальная, грамматическая и риторическая. В начальной школеучились дети от 7 до 12 лет. Они овладевали письмо, чтениеи математике. Научиться писать было несложно, поскольку слова писали так, как они извучали. Если ученик пропустил хотя бы одну букву в слове, его били розгами.Ценилась не красота написания, а скорость. Девочки тоже ходили в школу иизучали даже больше дисциплин, чем мальчики. В грамматической школе юноши 12-16 летизучали римскую и греческую литературу, латинский и греческий языки. Высшей школой можно считать риторическую, где молодые люди 16-20 лет изучали философию,историю, риторику и право. Как и у греков, школы были частными, за обучениеприходилось платить. Престижным считалось обучение в Афинах или на островеРодос. Литература и театр. Родная для римлян латинский язык результате римскихзавоеваний превратился в язык межнационального общения в древнеммире. Она стала основой для возникновения современных языков: итальянского,английского, испанского, французского. Латинский язык долгое время был языком науки,а в медицине сохранилась и поныне. Известны латинские крылатыевысказывания: «Карфаген должен быть разрушен», «Пришел, увидел, победил» и многиедр. Латинском языке были написаны лучшие произведения римских авторов. Настоящая жизнь комедии начиналось, когда ее ставили на сцене. В 240 г. до н.э.состоялся первый спектакль на латинском языке. Это время считается началом римскоготеатра. Архитектура. Развивая искусство архитектуры, римляне во многом подражалигреков, но пошли дальше своих учителей. В архитектуре римляне объединилиэтрусском и греческий традиции и добавили восточные элементы. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 23. Культура эпохи империи Образование. В отличие от эпохи республики, когда большинство учебных заведений быличастными, империя начала контролировать систему образования. Учителя были государственнымислужащими и получали заработную плату Научные знания. Свой вклад в развитие различных областей научных знаний сделалПлиний Старший (23 (24)-79 гг.) Самой известной его работойявляется произведение «Естественная история» В связи с завоеванием римлянами новыхземель развивалась география. Известна труд «География», принадлежащегоперу Страбона. Он собрал в своей книге все имеющиесяв то время сведения о странах и народах - от Британии до Индии. Литература. Назон (43 г.до н.э. - бл. 1918н.э.) в «Метаморфозах» рассказывает о превращении людей и богов наживотных и созвездия, в «Фастов»- О римских религиозныхпраздники, забытые его современниками. Овидий считал, что лучшие времена - «золотой век»- Уже прошли, но к ним можно вернуться, если жить, как древние пастухи иземледельцы. Так же воспевал «золотой век» Квинт Гораций Флакк (65-8 гг до н.э.), но, в отличие от Овидия, считал,что лучшие времена в будущем принесет божественный спаситель. Архитектура. В эпоху империи произошел расцвет зодчества. Каждый император пыталсяукрасить столицу и другие города величественными сооружениями - театры, амфитеатры,базиликами, форумами или термами. Крупнейшими были термы императора Диоклетиана, В которых одновременно могло разместиться 3200человек, и термыКаракаллы, Где отдыхало до 1 800человек. Кроме бань, в термах обустраивали помещения для спорта и гимнастики,залы для отдыха, бесед, помещения для выступлений ораторов, бассейны,библиотеки, внутренний двор с небольшим парком. Образование. Если греческая скульптура прославилась преждеобобщенными образами, которые воплощали человеческую красоту, то в Риме значительногоразвития приобрел жанр психологического скульптурного портрета. Искусство «оживило»историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Юлия Цезаря,Цицерона, Октавиана и др. Фресковая живопись и мозаика - реалистичные, с богатой цветовой гаммой,отражением объема и глубины пространства - стали известны после раскопок городовПомпеи иГеркуланума, Уничтоженных во времяизвержения Везувия в 79 г. до н.э. Эта трагедия, принесшая гибельлюдям, сохранила жизнь произведениям искусства. Об живописные портреты тех временузнали из археологических находок в Фаюмские оазисе вЕгипте. Портреты были найдены в захоронениях. Написаны на досках (иногда - тканях)на восковой основе, портреты поражают изяществом, а также мастерствомпередачи не только внешности, но и внутреннего мира человека. Театр. Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками урожая.Самобытным римским театральным жанром были мимы - бытовые комические сценкис диалогами, пением, музыкой и танцами (своеобразный прообраз современнойоперетты). Позже ставили комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актерыпроисходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они, как правило, занималинизкое общественное положение. В Риме впервые возникают профессиональные актерскиетрупы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные представления. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 24. Своеобразие понятия культуры в Средние века.
Культура средневековья возникла примерно в V в.н.э. как синтез трех культур: христианской, античной и варварской. Распространено мнение, что средневековье – «темные века», и по отношению к раннему этапу (до IX в.) это справедливо. Но многие ценности, восринимаемые в наше время, как общечеловеческие, представления, которые мы считаем естественными, берут свое начало в средних веках. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей. В это время единственным общественным институтом в котором сосредотачивалась духовная культура, стала церковь. Духовенство стало носителем христианства и средоточием его духовной сущности. Но если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит трансцендентизм и персонализм. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоления ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование. Христианство получило дополнительную форму существования на длительный срок, но не бесконечный. Новое время показывает, что на первый план выходит светская культура – «царство кесаря». ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 25. В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Саму эля Пуфендорфа (1632 – 1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась им как противостояние природному, естественному состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека. Боль
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|