Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции лобных долей и нарушения, связанные с их поражением




Благодаря строению префронтальной коры, лобные доли выполняют две основные функции:

1. регулирование общего состояния мозговой коры (ее активности);

2. протекание основных форм психической деятельности.

Лобные доли мозга и особенно их медиально-базальные отделы являются корковым аппаратом, регулирующим состояние активности. Они играют решающую роль в обеспечении одного из важнейших условий сознательной деятельности человека - создание необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом.

Лобные доли, в отличие от других отделов мозга, не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным. Однако они координируют действия других нейронных структур и играют роль дирижера мозгового оркестра, который не играет ни на одном инструменте, но только благодаря ему весь оркестр звучит гармонично. Лобные доли - это своеобразный командный центр мозга. Потребность в подобном "органе управления" возникла вследствие совершенствования различных отделов мозга, усложнения систем взаимодействия между ними и развития сознания.

Лобные доли мозга обеспечивают формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека, то есть регулируют поведение высшего порядка - определение цели, постановку задачи и поиски путей ее решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремленность, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию. Поэтому повреждение этих отделов может привести к апатии, безразличию, инертности. Неполноценность функций лобных долей может оказаться пагубной для человека.

Поражение лобных долей мозга приводит к нарушению сложных, вызываемых с помощью речи форм активации, составляющих психофизиологическую основу произвольного внимания. При этом элементарные формы ориентировочного рефлекса (или непроизвольного внимания) не только остаются сохранными, но и нередко даже патологически усиливаются.

Пример 1:

Больной часто не может выполнить задания, не отвечает на вопросы и, казалось бы, не обращает никакого внимания на собеседника. Однако если во время исследования раздается скрип двери и в палату входит няня, его глаза тут же поворачиваются к ней, иногда он непроизвольно откликается на ее беседу с другими больными. Стоит только врачу задать вопрос не ему, а его соседу, он может вмешаться в разговор, и опытные врачи хорошо знают, что беседа с соседом - наилучший способ вызвать активацию речевой деятельности у таких больных.

Кроме того, у больных с массивными поражениями лобных долей мозга («лобным синдромом») наблюдаются нарушения их замыслов и намерений.

Например, если речевая инструкция не описывает всех детальных действий, которые должен совершить больной, он не способен адекватно ее выполнить.

Пример 2:

Больному с массивным поражением лобных долей мозга предложили поднять руку. Если его рука лежит на одеяле нужное движение начинает выполняться, но почти сразу же движение замедляется и больной, продолжая повторять «да, да... поднять руку...", перестает выполнять требуемое движение. Если тот же приказ будет адресован больному, рука которого находится под одеялом, адекватное выполнение действия предполагает более сложную программу движений, часть из которых не фигурирует в речевой инструкции; больной должен сначала вынуть руку из-под одеяла и лишь, затем поднять ее. Эта программа оказывается недоступной больному, и он, повторяя «да, да... поднять руку...», не производит никакого движения.

Очень часто требуемое речевой инструкцией действие замещается другим, более привычным и хорошо упроченным или сложная программа действия заменяется элементарным "полевым" поведением.

Пример 3:

Больной, которому предлагается зажечь свечу, успешно зажигает спичку, но вместо того, чтобы поднести ее к свече, которую он держит в руке, берет свечу в рот и начинает «раскуривать» ее, как папиросу; новое и относительно мало упроченное действие заменяется, таким образом, хорошо упроченным стереотипом.

Пример 4:

Один из больных, посмотрев на кнопку звонка, тянулся к ней и нажимал, а когда на звонок приходила няня, не мог объяснить, зачем он ее звал. Другой больной, которому было разрешено выйти из кабинета обследовавшего врача, увидев открытые дверцы шкафа... вошел в шкаф. Третий больной с выраженным "лобным синдромом", которого послали в палату за папиросами, сначала пошел в нужном направлении, но, встретив идущую навстречу группу больных, повернул и пошел за ними, хотя хорошо помнил данную ему инструкцию.

Пример 5:

Больной с выраженным «лобным синдромом» после выписки из госпиталя изъявил желание ехать домой, но, не доехав до своего города, вслед за своим спутником вышел на другой станции и поступил на работу в сапожную мастерскую.

Больные с массивным (чаще всего двусторонним) поражением лобных долей мозга не только теряют заданную программу, но и не замечают допускаемых ими ошибок. Иначе говоря, у них утрачивается не только регуляция, но и контроль над своими действиями, их анализ. Однако больные, не замечающие своих собственных ошибок, способны отметить аналогичные ошибки, допускаемые другим лицом.

Лобные доли так же участвуют в мнестической деятельности (связанной с памятью и запоминанием). Поражение лобных долей не приводит к первичным нарушениям памяти; это видно хотя бы из того, что хорошо упроченные в прошлом опыте стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. Однако в этих случаях существенно страдает другая сторона мнестической деятельности, а именно возможность создавать прочные мотивы запоминания и поддерживать активное напряжение, необходимое для произвольного запоминания, а также возможность переключения от одного комплекса следов к другому. В результате процесс запоминания и воспроизведения материала существенно нарушается. Все это свидетельствует о том, что при поражении лобных долей мозга страдает не первичная основа памяти, а сложная мнестическая деятельность в целом.

Например, при заучивании ряда, состоящего из 8 - 10 словесных или наглядных элементов, нормальный испытуемый прочно удерживает данную ему мнестическую задачу, стремится запомнить соответствующий ряд и, если оказывается не в состоянии сделать это сразу, начинает активно заучивать его, с каждым повторением наращивая число воспроизводимых элементов. Больной с поражением лобных долей мозга, как правило, легко удерживает то число элементов предъявленного ему ряда, которое может запечатлеться непосредственно, без усилий (при ряде из 10 слов непосредственно запечатлеваются 4 - 5 элементов); однако при дальнейших предъявлениях серии он не увеличивает количества воспроизводимых слов, объем воспроизведения остается на уровне 4 - 5 элементов.

При поражении лобных долей мозга отмечаются нарушения и в интеллектуальной деятельности. Нарушается, как правило, программа действий, включенных в состав интеллектуального акта, и больной заменяет подлинную интеллектуальную деятельность либо серией импульсивно возникающих фрагментарных догадок, либо же воспроизведением инертных стереотипов. Процесс наглядного мышления заменяется элементарным угадыванием или фрагментарными оценками, и организованная интеллектуальная деятельность становится недоступной.

Пример 6:

Больному с поражением лобных долей мозга предъявляется картина, изображающая человека, провалившегося сквозь лед; к нему бегут люди, пытающиеся его спасти. На льду вблизи проруби видна надпись "Осторожно". Вдали виден город. У больного процесс анализа картины выпадает: увидев надпись "Осторожно", он сразу же заключает: "Ток высокого напряжения" или "Зараженная местность!"; увидев милиционера, бегущего спасать тонущего, он сразу же говорит; "Война", а увидев стены города с головками церквей, - «Это Кремль!».

Лобные доли являются наиболее поздним и «наименее организованным» образованием мозговой коры, то есть с минимально дифференцированными и максимально взаимозамещаемыми участками. В силу этого сравнительно небольшие по объему поражения префронтальной коры могут компенсироваться соседними участками и протекать почти бессимптомно. Именно поэтому нарушения, вызванные поражением лобных долей, выступают с максимальной выраженностью при двусторонних массивных поражениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...