КУРС: Возрастная психология
Курс: Возрастная психология Семинарское занятие № 1 ТЕМА: Понятие возраста. Общая стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии Цель: рассмотреть понятийный аппарат возрастной психологии.
Вопросы для обсуждения: 1. Предмет возрастной психологии. 2. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология зрелого человека, геронтопсихология. Их изученность и значение для психологической и педагогической практики. 3. Понятие возраста, его метрические и топологические характеристики. 4. Стратегия анализа возрастных периодов в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.
Задания для самостоятельной работы: Письменно дайте определение понятиям: возраст, хронологический возраст, биологический возраст, психологический возраст.
Литература: 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах. М., 1980. 2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268. 3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2.
КУРС: Возрастная психология Семинарское занятие № 2 ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии Цель: проанализировать основания периодизации психического развития в отечественной психологии.
Вопросы для обсуждения: 1. Подходы к периодизации детского развития в истории психологии. 2. ГипотезаД.Б. Эльконина о периодичности процессов психического развития. 3. Структура и динамика возраста: стабильные и критические возраста, центральные и побочные линии развития.
4. Понятие о зоне ближайшего и зоне актуального развития. Задания для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте работы Л.С. Выготского [2] и Д.Б. Эльконина [3] по вопросам (см. Приложение к сем. № 2). 2. Опираясь на работу Л.С. Выготского [2], письменно сравните стабильные и критические возраста:
Литература: 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 182-197. 2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268. 3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20. КУРС: Возрастная психология Приложение к семинару № 2 ТЕМА: Периодизация психического развития в отечественной психологии Вопросы к анализу работы Выготского Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268. 1. Каковы основания предложенных в науке попыток периодизации детского развития? 2. Каковы должны быть реальные основания периодизации детского развития по мнению Л.С. Выготского? 3. Чем отличаются два основных подхода к пониманию психического развития? 4. Что такое возрастные новообразования? 5. В чем отличия и в чем сходства стабильных и критических возрастов? 6. Что Л.С. Выготский называет центральными и побочными линиями психического развития? 7. Что такое социальная ситуация развития ребенка? 8. Как соотносятся между собой зона актуального развития ребенка и зона ближайшего развития?
9. В чем заключается теоретическое и практическое значение открытия Л.С. Выготским зоны ближайшего развития ребенка?
Вопросы к анализу работы Эльконина Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20. 1. Почему проблема периодизации развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии? В чем теоретическое и практическое значение разработки этой проблемы? 2. Каковы подходы к проблеме периодизации, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским? 3. Какое значение имело для изучения развития психики ребенка введение в рассмотрение проблемы становления и развития психики и сознания понятия деятельности (исследования А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)? 4. В чем состоит натуралистический подход к психическому развитию ребенка Ж. Пиаже и З. Фрейда? 5. Как изменяется характер связи систем “ребенок-вещь”и “ребенок-отдельный взрослый” при рассмотрении формирования личности в системе “ребенок в обществе”? 6. В чем сущность гипотезы о периодичности процессов психического развития Д.Б. Эльконина? 7. Дайте предметно-содержательную характеристику ведущей деятельности и особенностей психического развития ребенка: · в младенчестве; · в раннем детстве; · в дошкольном возрасте; · в младшем школьном возрасте; · в подростковом возрасте; · в старшем школьном возрасте. 8. В чем заключается теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития и построенной на ее основе схемы периодизации психического развития? КУРС: Возрастная психология Семинарское занятие № 3 ТЕМА: Понятие о кризисных и сензитивных периодах Цель: рассмотреть проблему неравномерности психического развития. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема неравномерности психического развития: кризисные и сензитивные периоды. 2. Характеристика кризисных периодов. 2.1. Виды кризисов детского развития. Кризисы отношений и кризисы самосознания. Проблема неизбежности кризисов. 2.2. Фазы кризиса (исследования Л.С. Выготского). 2.3. Роль взрослого в конструктивном проживании кризисов.
3. Кризисы детского развития: период новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис. 4. Кризисы развития в период зрелости и старости.
Задания для самостоятельной работы: Письменно дайте определение понятиям: кризисный период, сензитивность, кризис отношений, кризис самосознания, реальная и идеальная форма взрослости. Литература: 1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 244-268. 2. Запорожец А.В. Избр. психолог. тр.: В 2 т. М., 1986. 3. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей / Умственные способности и возраст. М., 1971. 4. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196-211. 5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 61-69. 6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 7. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1988. №2. 8. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.
КУРС: Возрастная психология Семинарское занятие № 4 ТЕМА: Кризис семи лет Цель: проанализировать подходы к пониманию кризиса семи лет в отечественной психологии. Вопросы для обсуждения: 1. Характеристика кризиса семи лет: хронологические рамки, кризисная симптоматика и ее психологическая сущность, содержание фаз кризиса, варианты выхода из кризиса, основные задачи развития, роль взрослого в конструктивном разрешении кризиса. 2. Подходы к пониманию кризиса 7 лет Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.Г. Елагиной, К.Н. Поливановой, А.Л. Венгера. 3. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Диагностика основных типов развития (по Л.А. Венгеру, К.Н. Поливановой). Задания для самостоятельной работы: 1. Используя работы отечественных исследователей кризиса семи лет [1,2,3,5,8] заполните таблицу:
Психологическое содержание кризиса семи лет
2. Познакомтесь с материалом диагностики основных типов психического развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возраст [4]. Литература: 1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. 2. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4. 3. Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 376-385. 4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Сост. Венгер Л.А., Поливанова К.Н., Слободчиков В.И. и др. М., 1989. 5. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. № 1. С. 37-42. 6. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. 7. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. 8. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 61-69. 9. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода в развитии детей 6-7 лет // Вопросы психологии. 1986. № 4. КУРС: Возрастная психология Семинарское занятие № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|