Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация и характеристика международных экономических организаций

Характеристика

Показатели международной иммиграции рабочей силы в развитые страны *

 

  Иностранная рабочая сила, % от общей
Страна численностирабочейсилы
  1990 г. 2000 г.
     
Австрия 7,4 10,5
     
Бельгия 7,1 8,9
     
Дания 2,4 3,4
     
Франция 6,2 6,0
     
Германия 8,4 8,8
     
Италия 1,3 3,6
     
Япония ОД 0,2
     
Швейцария 18,9 18,3
     
Великобритания 3,3 4,4

№44​ Экономические последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических цен­ трах, обусловливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, мигра­ ция населения становится причиной роста городов и обезлю­ дения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, межнациональные, культурные и иные проти­ воречия.

 

 

Экономические последствия миграции рабочей силыдля стран-импортеров в целом положительные: это фак­ тор развития и расширения производства; занятость на тя­ желых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривле­ кательных для местного населения; рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономи­ ческой конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям им­ миграции относят усиление конкуренции на рынке неква­ лифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реаль­ ной заработной платы соответствующей категории местных работников.

 

Для стран — экспортеров рабочей силы экономическиепоследствия выражаются в получении дополнительных до­ходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим пере­ водам (табл. 5).

№45​ Государственное регулирование миграционных потоков в России и зарубежом

Регулирование миграции рабочей силы осуществляетсяпосредством двусторонних и многосторонних межправитель­ ственных соглашений, международно-правовыми актами, за­ конодательствами государств. В национальномзаконодатель­ ственаходятотражениедветенденции (табл. 6):

 

1) к открытой экономике и соответственно свободному перемещению трудовых ресурсов;

 

2) к протекционизму и ограничениям в области междуна­

 

родной миграции.

 

Большинство стран вводят в миграционную полити­ ку протекционистские меры, призванные защитить инте­ресы собственного населения и национальную экономику. Международнаяорганизациятрудаопределиларядцелей

Эмиграционнаяполитикагосударства
   
Прямыеметоды Косвенныеметоды
регулирования регулирования
   
Экспансионистскаяполитика, Валютная и банковскаяполити­
направленнаяназавоеваниера­ капоощрениявалютныхпере­
бочих мест на рынке зарубеж­ водовиз-зарубежа
ныхстран Предоставлениельготповалют­
Структурнаяполитика (лими­ нымвкладам
тированиевыдачизаграничных Продажарабочим-мигрантам
паспортов: запрет на выезд от­ ценныхбумаг, необлагаемых
дельныхкатегорийработников; налогом
введениеэмиграционныхквот) Таможеннаяполитика, предус­
Требования-условия к субъек­ матривающаятаможенныельго­
тамтрудовоймиграции — фир­ тыдлявозвращающихсятрудя­
мам-посредникам, трудящимся- щихся
мигрантам  
   

 

эмиграционной политики стран-экспортеров. К ним отно­ сятся:

 

— эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые использу­ ются для сбалансированности экспортно-импортных операций;

 

— эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соот­ ветствующий уровень жизни;

 

— требование возвращения эмигрантов на родину сочета­ ется с приобретением ими в зарубежных странах про­ фессии и образования.

 

Основой эмиграционной политики является регулирова­ ние трех фаз эмиграционного цикла: выезд рабочей силы изстраны, пребывание за границей, возвращение на родину.

 

Страны-реципиенты применяют ограничения на въезд трудовых мигрантов:

 

• профессиональнаяквалификация;

 

• возрастнойценз;

 

• состояниездоровья;

• финансовыеограничительныенормативы;

 

• количественноеквотирование;

 

• отраслевыеограничения;

 

• социальныеограничения;

 

• политическиеограничения.

 

Экономическое регулирование трудовой миграции вклю­чает:

 

• уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;

 

• первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

 

• налог на предпринимателей, использующих труд имми­ грантов;

 

• ограничение времени пребывания иностранных работ­ ников в принимающей стране.

 

Российским законодательством также регулируется въезд иностранной рабочей силу в страну. Это дает возможность контроля процесса привлечения иностранной рабочей силы. Эмиграция из России характеризуется двумя процессами: «утечкой умов» и бизнес-миграцией, т. е. эмиграцией пред­ принимателей, вызываемой отсутствием политической и эко­ номической стабильности в России, засильем криминалите­ та, стремлением использовать собственный капитал в более благоприятной среде.

 

С принятием в 1991 г. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (Новая редакция принята 20 апре­ ля 1996 г.) всем гражданам России предоставлено право вы­ езжать за рубеж на работу.

 

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

 

— более высоким уровнем жизни за рубежом и выгодными условиями труда, предлагаемыми там;

 

— численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравни­ тельно низким уровнем квалификации рабочей силы из РФ, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Экономическая миграция в Россию на современном эта­пе определяется наличием вакантных рабочих мест: соотно­ шение числа вакансий к численности безработных по России составляет 0,48. Для сравнения это соотношение для Арме­нии равно 0,004; для Украины — 0,046. Практически во всех государствах СНГ перспектива найти работу равна нулю, за исключением России, Беларуси и Узбекистана.

№46​ Основные проявления глобализации в мировой экономике и их

Характеристика.

Процесс глобализации экономики можно охарактеризовать следующими чертами.

Во-первых, современные условия хозяйствования отличаются углублением интернационализации производства, которая проявляется в совместном производстве конечного продукта представителями многих стран мира. Организационной формой интернационализации производства являются транснациональные компании. По данным ООН в настоящее время в мире существует более 54000 материнских ТНК, которые контролируют около 449000 своих дочерних компаний и отделений за рубежом. Более 40% активов 100 крупнейших компаний мира размещены вне страны базирования материнской компании. На транснациональные корпорации приходится свыше четверти мирового валового продукта. В 1997 г. ТНК реализовали через свои дочерние компании товаров и услуг на сумму в 9,5 трлн. долларов, что превосходит мировой экспорт товаров и услуг, составивший 6,4 трлн. долларов. В 1996 г. в ТНК работали 73 млн. человек, из них 45% в странах происхождения этих компаний.

Другой характерной чертой глобальной экономики является интернационализация капитала, проявляющаяся в увеличении объемов прямых иностранных инвестиций и интернационализации фондового рынка. Известный финансист Дж. Сорос отмечает, что система мирового капитализма “создает благоприятные условия для движения капитала и ведет к быстрому росту мировых финансовых рынков. Ее можно представить в виде гигантского круговорота, всасывающего капитал в финансовые рынки и институты в центре и перекачивающего капитал на периферию – либо непосредственно – с помощью кредитов и инвестиционных портфелей, либо косвенно – через многонациональные компании”[2]. При этом суммы, с которыми совершаются операции на рынках ценных бумаг, во много раз превышают капитал, реально используемый в коммерческой деятельности. Мерой масштаба глобализации может служить объем международных финансовых сделок, который только на валютных рынках Нью-Йорка ежедневно составляет 1,3 трлн. долл.[3]

Индекс транснациональности рассчитывается как среднее арифметическое трех относительных показателей – доли зарубежных активов во всех активах, объема продаж за рубежом во всем объеме продаж, численности иностранного персонала в общей численности сотрудников.

Третьей чертой, характерной для глобальной экономики, является увеличение масштабов международной миграции рабочей силы, причем как реальной, так и виртуальной. Страны "третьего мира" служат источником неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силы для развитых стран. В 80-е годы 83% легальных иммигрантов, прибывающих в США, были азиатского или латиноамериканского происхождения и, как правило, не обладали достаточным образованием. В 90-е годы значительное число граждан стран Европы проживало вне национальных границ, в том числе в Германии – 1,7 млн. человек, во Франции – 1,3 млн. чел. При этом общее количество иностранных рабочих, прибывших из-за пределов Европейского Сообщества, превысило 10 млн. человек[4]. В то же время современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть государственные ограничения иммиграционных процессов. Любая компания развитой страны может поручить выполнение, работ исполнителю, находящемуся в другой стране, и быстро получить результат через глобальную информационную сеть Internet.

Еще одной характерной чертой глобальной экономики в настоящее время является усиление интернационализации обмена товарами и услугами на основе углубления международного разделения труда. Объем торговых оборотов всех государств мира с 1950 по 1992 г.г. повысился с 0,3 до 3,5 трлн. долл.[5] Причем все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства. Если в 1970 г. с экспортом услуг было связано менее 1/3 прямых иностранных инвестиций, то в настоящее время эта доля возросла до 50%, причем интеллектуальный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке[6].

И, наконец, характеризуя процесс глобализации экономики, нельзя не указать на формирование всемирной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества.

 

№47​ Основные направления международного экономического сотрудничества и их характеристика.

Международное регулирование осуществляется по сле­

 

дующим направлениям:

 

— экономическое и промышленное сотрудничество;

 

— сотрудничество в области транспорта;

 

— сотрудничество в валютно-финансовый сфере;

 

— сотрудничество в области мировой торговли;

 

— сотрудничество в области интеллектуальной собственности;

— сотрудничество в области стандартизации и сертифи­

 

кации продукции;

 

— сотрудничество в области инвестиций;

 

— научно-техническое сотрудничество;

 

— сотрудничество в области международной коммерче­

 

ской практики.

 

Так, например, развитие международных экономических отношений сопровождается не только национальным регули­ рованием внешней торговли, но и возникновением в послед­ ние десятилетия разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. Эта тенденция обусловлена не­ сколькими причинами:

 

— углублением интернационализации хозяйственной жизни;

 

— расширением мировых рынков товаров, услуг и факто­

 

ров производства;

 

— развитием транснациональных корпораций;

 

— появлением множества международных организаций. В итоге регулирующие меры одной страны оказывают

 

прямое влияние на экономику других государств, которые предпринимают ответные шаги по защите своих производи­ телей и потребителей, что вызывает необходимость коорди­ нации регулирования на наднациональном уровне. В таком случае она может осуществляться на основе двусторонних договоренностей, многосторонних соглашений региональ­ ного характера, многосторонних конвенций глобального ха­ рактера.

 

В зависимости от целей государств — участников межгосу­ дарственного регулирования внешней торговли согласование методов регулирования ВЭД следует разделить на два вида, основным содержанием которых являются:

 

1) устранение препятствий на пути товаров и факторов производства;

 

2) движение в направлении формирования целостной экономической системы с наднациональнымиинсти­

тутами.

Приоритетные международные экономические взаимосвя­ зи и взаимодействия стран основываются и регулируются сле­ дующими принципами:

 

— суверенное равенство в развитии стран, обеспечение справедливости во внешнеэкономических связях и от­ ношениях;

 

— взаимозависимость и взаимообусловленность интере­ сов промышленно развитых и развивающихся стран;

 

— добросовестное выполнение международных обяза­ тельств, достижение взаимных и реальных результатов между всеми странами;

 

— реализация принципов межгосударственной экономи­ ческой и социальной справедливости в международных отношениях.

 

В современных условиях международное регулирование экономических отношений осуществляется на основе:

 

• международныхдоговоров;

 

• решений (рекомендаций, постановлений) международ­ ных организаций;

 

• решений межгосударственных экономических конфе­ ренций;

 

• международныхобычаев.

 

Целями функционирования международных экономиче­ских организаций как на глобальном, так и на региональном уровнях являются:

 

— развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и на­ родов;

 

— определение и использование наиболее прогрессивных форм международных экономических отношений, осно­ ванных на справедливости, общности интересов, взаим­ ном сотрудничестве между всеми государствами;

 

— изучение и принятие мер по наиболее важным пробле­ мам международных экономических отношений;

 

— достижение сотрудничества в научно-технических, про-мышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств;

 

— развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содейст­ вие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политиче­ ского равенства;

 

— содействие устранению торговых барьеров и обеспече­ нию широкого товарообмена между государствами;

 

— выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи в технологическом и экономиче­

 

скомразвитии;

 

— стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений;

 

— принятие резолюций и рекомендаций в области регули­

 

рования мирохозяйственных связей.

 

Наиболее важными с точки зрения мировой экономики являются следующие функции, выполняемые международны­ ми экономическими организациями: содействие, наблюдение,надзор/мониторинг, регулирование.

 

На наднациональном уровне мониторинг и регулиро­вание мировой экономики осуществляют более 100 меж­дународных организаций, которые различаются по составу, функциям, размерам, влиянию на мировую экономику. Прак­ тически все основные формы международных экономических отношений в той или иной степени регулируются этими ор­ ганизациями. Среди них: Консультативные группы стран по проблемам международной экономики, универсальные меж­ дународные организации (ООН, ВТО), отраслевые междуна­ родные организации (ОПЕК), региональные международные организации (Латиноамериканская энергетическая организа­ ция), банковские международные организации (Европейский банк реконструкции и развития).

№48​ Глобальные проблемы современности: сущность, классификация и

характеристика. Учебник стр254

 

№49​ Основные направления и формы международного экономического

сотрудничества в области решения глобальных проблем и предотвращения глобальных катастроф.

Учебник 258

№50​ Внешняя торговля России: оценка состояния и перспектив.

В условиях благоприятной для страны конъюнктуры на мировых товарных рынках (прежде всего на рынках энергоносителей и металлов), оздоровления внутриэкономической ситуации, наблюдавшихся до наступления мирового финансово-экономического кризиса, этот комплекс оказывал исключительно стимулирующее воздействие на экономику России. Внешняя торговля стала крупнейшим донором федерального бюджета, источником первоначального накопления капитала и опыта рыночного хозяйствования для многих отечественных производств. В последнее десятилетие прирост ВВП страны увеличивался, приближаясь к значению 7-8 % в год, при этом доля прироста, обеспеченная внешнеэкономическим сектором, составляла более 30 %.

Российская экономика приобрела ярко выраженную внешнеторговую ориентацию, где экспорт в отдельные годы достигал свыше 40 % (в 2011 г. - 27,8 % ВВП), а за счет импорта формировалось около 50 % ресурсов розничного товарооборота [7, 22].

Благоприятная конъюнктура на мировом рынке минерального сырья привела к повышению доли России в мировом экспорте с 1,05 % в 2000 г. до 2,9% в 2008 г. Однако резкое падение уровня цен на энергоносители, отмеченное в конце 2008 г. - начале 2009 г., привело к сокращению этой доли до 2,17 %.

В целом мировой финансово-экономический кризис оказал существенное сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в частности, внешнеторговую сферу. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, достиг лишь 495,8 млрд. долл. против 763,5 млрд. долл. в 2008 г., по данным таможенной статистики - 469,3 млрд. долл. против 734,7 млрд. долл. в 2008 г.

Однако в 2009 г. произошло падение средних экспортных цен на 33,5 % [5], что стало логичным продолжением тенденции, отмеченной в 2006 г., когда впервые с 2003 г. наблюдалось замедление роста средних экспортных цен. И хотя экспортная деятельность по-прежнему продолжает оказывать стимулирующее влияние на развитие экономики, ее вклад в прирост ВВП заметно снижается.

Рост стоимостных объемов импорта до наступления мирового финансово-экономического кризиса был обусловлен расширением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а также позитивным влиянием укрепления рубля, и происходил в основном за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров. На фоне роста экономики увеличивался спрос на инвестиционную компоненту в составе импорта. Наблюдалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары, однако темпы их роста были преимущественно ниже темпов роста физических объемов. Кризис оказал существенное влияние на объем и структуру импорта, в результате чего последний (в физическом выражении) сократился в 2010 г. на 36,7% [5] на фоне практически неизменных цен (сокращение составило 0,9% за год). Одной из основных позиций по импортируемым товарам традиционно являются машины и оборудование. Именно ее сокращение, связанное с падением внутреннего спроса, сформировало основную часть снизившегося объема импорта.

Крайне неблагоприятной особенностью российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности является то, что более половины его приходится на низкотехнологичную продукцию, и только 1,5-1,8% - это наукоемкие, высокотехнологичные товары. Доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров не превышает 0,3 %

Современный отечественный высокотехнологичный экспорт представлен преимущественно оборонной, атомной, авиакосмической отраслями, продукция которых, как правило, не предполагает универсального применения, а торговля ею высокополитизирована и имеет ограниченные рынки сбыта [10, 54].

современные тенденции в российском экспорте вступают в растущее противоречие с общемировыми, характеризующимися опережающим расширением торговли наукоемкой продукцией.

Увеличение спроса на импортные потребительские товары массового спроса подрывает конкурентоспособность отечественных товаров широкого потребления, которая ухудшается не только в связи с их низким качеством, но и вследствие неуклонной утраты ценовых преимуществ из-за постоянного роста тарифов естественных монополий [1, 11-12].

В структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз, на долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть внешнеторгового оборота страны (в 2011 г. - 50,3 %) [6].

Приоритетным направлением во внешнеэкономической политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики, является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России. В рассматриваемом периоде торгово-экономические отношения России с государствами Содружества развивались достаточно неравномерно. Самая высокая доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота России была отмечена в 1999 г. и 2000 г. (18,5 и 18,6 % соответственно), самая низкая - в 2008 г. (14,5 %).

Устойчивые позиции в российском товарообороте занимают страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На протяжении 1999-2009 гг. существенно возросла доля стран АТЭС в структуре российского импорта (с 15,9 % в 1999 г. до 33,3 % в 2008 г.), в то время как в структуре экспорта она снизилась (с 17,5 % в 1999 г. до 12,9% в 2008 г.) в докризисный период, однако выросла в 2010 г. до 15,1 %.

Таким образом, географическое распределение товарных потоков внешней торговли РФ отразило расширение торговых взаимоотношений с ЕС, а также странами АТЭС.

Перспективы развития внешней торговли России во многом определяются реализацией того или иного сценария социально-экономического развития страны. Известны инерционный и инновационный сценарии, последнему из которых по понятным причинам отдается предпочтение. В случае реализации инновационного сценария страну ожидают гораздо более благоприятные перспективы развития внешнеторговой сферы.

 

 

№51​ Место и роль России в мирохозяйственных связях: анализ состояния и оценка перспектив. учебник стр 99

 

№52​ Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики

Значительные темпы роста российской экономики во многом обеспечены высокими мировыми ценами и наращиванием физических объемов экспорта сырья. И правительственные, и независимые эксперты сходятся на том, что без этих факторов, имеющих весьма ограниченное в перспективе действие, наша экономика не сможет расти с темпом более 4% в год. Причина – отсутствие мощных рыночных институтов поддержки диверсификации экономики: банки, страховые компании и пенсионные фонды недокапитализированы. Поэтому судьба каждой отрасли обрабатывающей промышленности и высоких технологий зависит от того, успеет ли уже обладающий денежным ресурсом крупный бизнес развить это направление, или оно исчезнет под мощным конкурентным давлением непрерывно обновляющегося качественного импорта.

Россия не должна довольствоваться ролью поставщика сырья для мировой экономики, итогом такой политики станет лишь дальнейшая поляризация общества, массовая безработица среди людей, ранее занятых в несырьевых секторах. В этой связи мы констатируем необходимость резкой активизации совместных усилий государства и бизнеса в целях обеспечения как текущего, так и долгосрочного устойчивого роста конкурентоспособности российской экономики, особенно несырьевой ее части[1].

Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо 37,2 млрд. долл., счет текущих операций — плюс 32,8 млрд. долл. В 2003 г. ситуация еще лучше— по предварительным данным — 3,9 млрд. долл. (9% ВВП). Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, конкурентоспособно на внешних рынках небольшое число товаров — энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки.

Официальные данные о российском экспорте приведены таковы: 73,8% всего экспорта в 2002 г. пришлось на две группы — минеральные продукты и металлы. В 2003 г. в связи с высокими ценами на эти товары их доля оказалась еще больше. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше — 28,5% экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% — текстиль, одежда, обувь.

Можно выделить следующие основные статьи российского экспорта, оборот которых составил более 1 млрд. долл., (кроме нефти и газа): рыба и морепродукты; хлебные злаки; каменный уголь; продукты химической промышленности; лесоматериалы. Что касается последнего пункта, то этот рынок очень устойчивый и имеет тенденцию роста – продукты лесопереработки (обработанные лесоматериалы, фанера клееная, целлюлоз, газетная бумага) вместе давали экспорта более 1 млрд. долл. и выросли на 21%.

На рынке черных металлов ситуация схожа с химической промышленностью. В экспорте преобладают полуфабрикаты из углеродистой стали (около 2 млрд. долл.) и листовой прокат (2,8 млрд. долл.). Заводы (Магнитка, Череповец, Липецк, Кузбасс) строились в расчете на металлоемкий внутренний рынок (строительство, машиностроение, оборонка), на котором спрос резко сократился и вряд ли восстановится до прежних размеров. Рудная база уступает, например, бразильской или австралийской по содержанию металла — всего 15—30%. На мировом рынке они держатся за счет благоприятной конъюнктуры, но по уровню рентабельности уступают наиболее перспективным производителям, в том числе за счет транспортного фактора и технологического отставания. Долгосрочные перспективы удержания позиций в мировой торговле достаточно сомнительны, во всяком случае потребуются немалые усилия и вложения.

На рынке цветных металлов положение, пожалуй, более уверенное, особенно по никелю, меди, палладию, платине. Алюминий — крупнейшая статья экспорта в этой отрасли, держится на относительной дешевизне энергии, льготам по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС. Кроме того, до последнего времени активно применялся толлинг. В случае устранения или сокращения этих льготных условий прибыльность производства значительной части алюминия может быть поставлена под вопрос.

В целом об экспорте машин и оборудования, которые в нашей стране ассоциируются с сектором высоких технологий, можно сказать следующее. В 2002 г. он составил 10,1 млрд. долл. США, в том числе 28,5% — в страны СНГ. Это третья по доле группа после минеральных продуктов и металлов — 9,5% российского экспорта, более благоприятно встречаемая в СНГ и странах третьего мира. Но в ней новейшие продукты, например вычислительная техника, занимают крайне низкую долю. Статистика их зачастую просто не выделяет, то ли в силу консерватизма, то ли скорее из-за малости величины[2].

Таким образом, внешняя конкурентоспособность России поддерживается в основном нефтью, газом и металлами. Большинство готовых изделий, кроме оружия, неконкурентоспособны на мировых рынках. С имеющейся продукцией Россия отчасти удерживает позиции на рынках СНГ. Экспорт услуг не соответствует масштабам экономики.

Анализ внутренней конкурентоспособности – дело еще более сложное, чем анализ внешней: здесь еще меньше данных, предлагаемых отечественной статистикой. В статистике ведутся только товарные балансы в натуральном выражении, где в составе ресурсов выделяются производство и импорт. Такие балансы строятся только по потребительским товарам массового спроса. Стоимости продаж с разделением на отечественные товары и импорт неизвестны, тем более в региональном разрезе. Требуемые данные присутствуют, пожалуй, только в маркетинговых исследованиях, заказываемых конкретными компаниями. Просто удивительно, как страна, вроде понимающая важность задачи повышения своей конкурентности, и, по крайней мере обсуждающая ее который год, не заботится о получении сколько-нибудь внятной картины реального положения дел.

№ 53​ Международные экономические организации: порядок образования организационная структура, классификация. Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.[3]

Регулирование мирохозяйственных процессов на мировой основе условно можно разделить на два этапа: первые послевоенные десятилетия и 70-90-е годы. Второй этап отмечался эволюцией форм многостороннего регулирования мирохозяйственных связей и отражал существенные перемены в общей расстановке сил между капиталистическими, социалистическими и освободившимися развивающимися странами. Необходимо было решать не только осложнившиеся проблемы внутри промышленно развитых стран, но и согласовывать экономическую политику с развивающимися и социалистическими странами. Это нашло отражение в изменении форм многостороннего регулирования, появлении новых международных организаций — Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД), в чье ведение перешла часть функций ГАТТ, Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

В основе правовой природы международных экономических организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правовой дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам. [13]

Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами. Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе.

Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия. Компетенция международной организации имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции. В зависимости от различных функциональных характеристик все МЭК классифицируются в различные группы. Эти группы будет рассмотрены в следующем параграфе.

Классификация и характеристика международных экономических организаций

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. [7]

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки:

1. Организация создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте (Уставе) как специальной разновидности международного договора

2. Организация существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия

3. Организация является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе постоянных органов

4. Организация основывается на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации

5. Государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций

6. Каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу.

7. Международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность.

С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, име<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...