Профессиональное мастерство специалиста социально-культурной деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Проблема профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы вызывает пристальный интерес, как у практиков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной деятельности. Объясняется это тем, что специалист, работающий в социокультурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способности, способностями к публичной творческой деятельности. Меняются современные критерии готовности к профессиональной деятельности, требования к отбору специалистов при устройстве на работу - он должен быть юридически грамотным, владеть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер. Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регулировать и координировать деятельность коллектива, быть коммуникабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного дуовного уровня. Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммерческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специальности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфере управления культурой: - музыкальный продюсер; - персональный менеджер; - импресарио, или промоутер; - агент, работающий с профессиональными актерами, режиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.; - продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью; - куратор выставки;
- владелец галереи; - кинопродюсер; - менеджер проекта и т.д. Итак, профессиональное мастерство, из вышеизложенного является многоаспектным и многомерным явлением, которое исследуется различными науками и на разных уровнях, в том числе социологией и экономикой, культурологией, психофизиологией, психологией, педагогикой и др. Социально-экономический аспект профессионального мастерства связан с производительностью и качеством труда, сокращением затрат на производство, повышением эффективности и отдачи в сферах материального и духовного производства и, таким образом, благосостояния общества и его членов. Индивидуализация и разделение труда как тенденции развития мирового сообщества, технологическая революция требуют высокопрофессиональных специалистов. Однако при значительном количестве специалистов с высшим и средним специальным образованием качество, уровень подготовки не отвечают современным требованиям. Многие выпускники вузов и средних специальных учебных заведений не имеют ясного представления о целях и характере будущей профессиональной деятельности, задачах, которые им предстоит решать, не понимают и не принимают целей будущего труда, не заинтересованы в его результатах. Между тем повышение профессионализма и эффективности деятельности специалистов всех областей: науки, техники, образования, культуры, рост производительности труда являютсяважными факторами реформирования нашего общества. Специалист, работающий сегодня в социально-культурно сфере - личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качества руководителя, экономиста, организатора, управленца, творцсоциального работника, педагога, психолога, рекламиста, специалиста по связям с общественностью и т.д. и т. п. О таком можно сказать, что это профессиональная личность.
Какими же профессиональными знаниями, навыками и умениями должен обладать такой специалист? Какие качества личной необходимы для подобной деятельности? До недавнего времени предполагалось, что качества руководителя и творческого человека являются в большей мере врожденными, а не приобретенными. Изучая личностные качества известных управленцев, психологи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольшего успеха достигает та личность, которая отвечает следующим характеристикам: - является первым ребенком в семье; - имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успеха и серьезно относится кстроительству своей карьеры; - обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывается при временных неудачах, сопротивляется возникающим проблемам; - обладает способностью к долгосрочным прогнозам; - очень целеустремленна; - социально и политически активна; - интровертна; - мало зависима от обстоятельств и области деятельности; - обладает способностью определять приоритеты в деятельности. Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как: - способность работать с «большим кругом людей»; - умение брать ответственность за выполнение важных задач; - стремление к достижению значительных целей. - организаторскими умениями; - педагогическими умениями; - социально-психологическими навыками; - хорошим здоровьем и умением его сохранять; - практическим опытом работы. Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие: - ответственность; - целеустремленность; - инициативность; - способность к нововведениям; - работоспособность; - настойчивость; - дисциплинированность; - терпение и такт. Профессиональные требования к личности работника социокультурной сферы включают в себя и еще один важный, на мой взгляд, компонент - этический. Суть его заключается в том, насколько личность осознает и соблюдает профессиональные требования применительно к себе самой. Действительно, представители организационно-управленческих и творческих профессий социокультурного профиля руководствуются в своей деятельности не только различного рода положениями, уставами и должностными инструкциями, но и так называемыми нравственно-профессиональными постулатами, закрепленными в ряде случаев в своеобразных профессиональных кодексах этики. Особенно распространено создание профессиональных кодексов на Западе. Так, например, в США на протяжении нескольких десятилетий действует Профессиональный кодекс этики социального работника. В ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Словакия и др.) приняты кодексы этики библиотечных работников. Аналогичные попытки создания кодексов этики предпринимаются и в нашей стране. Так, в течение 90-х годов XX столетия приняты "Кодекс профессиональной этики российского журналиста", "Кодекс чести российских бизнесменов" и др. В 1999 году принят "Кодекспрофессиональной этики российского библиотекаря".
Итак, современное поколение специалистов, работающих в социально-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобильность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеждать и вести за собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|