Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение......................................................................................................... 3 1.Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ)................................................................................................... 6 2.Изучение явлений природы с позиций системно-философского подхода. 9 2.1. Представление Мира как единой системы.......................................... 9 2.2. Классификация систем по наиболее общим признакам................... 12 2.3. Общие закономерности взаимодействия активных систем с окружающей средой........................................................................................................ 19 3. Экологические проблемы современного общества с точки зрения системно-философского подхода................................................................................ 24 Заключение.................................................................................................. 27 Приложение 1.............................................................................................. 31 Приложение 2.............................................................................................. 32 Литература................................................................................................... 33 Введение
Гуманизация образования как практическая задача требует использования результатов философского анализа. Но что касается целесообразности введения философии как отдельного предмета в учебный план средней школы, то вряд ли это будет полезно. Важнее научить школьников самостоятельно мыслить в рамках уроков любого предмета. Главное в этом деле – сместить основной акцент с усвоения определенного объема информации на развитие самостоятельного и рефлексивного мышления. Это означает, что педагогам необходимо раскрывать перед школьниками общую панораму науки, где главную роль играют познающее мышление, рациональные методы отражения мира, а также творческая интуиция исследователя. Однако, в действительности современное образование при изучении систем различной природы до сих пор использует традиционный подход, при котором школьные предметы (физика, астрономия, биология, химия, история и др.) слабо связаны друг с другом, несмотря на то, что они описывают разные части одного Мира – космос, живую и неживую природу и общество. В связи с этим возникает проблема подготовки выпускника школы, умеющего воспринимать и перерабатывать всю необходимую учебную информацию, несмотря на ее эклектичность.
Используя нетрадиционные подходы через систему образования, наука способна формировать особые достояния человеческого сознания – мировоззренческие образы, опирающиеся на ее достижения и логику рассуждения, ориентированную на доказательство и обоснование знаний. Из вышесказанного следует, что традиционные методы формирования учебных знаний перестают отвечать требованиям современности и поэтому должны быть вытеснены новыми, нетрадиционными, что и определяет актуальность проведенного исследования. С философской точки зрения любая область отношений Мира и человека может стать полем исследования, однако под определенным углом зрения и со специфическими методологическими целями. Здесь важно использование системного подхода, который формирует общую картину мира, необходимой молодому человеку для ориентации в нем и построения адекватных систем практического действия. Использование системного анализа позволит получить школьникам теоретико-методологическую основу для изучения отдельных частных наук в природе и обществе. Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что современная жизнь требует от большинства людей больше специальных знаний, чем это было раньше. Изменился характер этих знаний, которыми должен владеть человек – это разнообразные естественнонаучные, социальные, исторические, методологические и другие знания, которые должны теперь иметь значительно более абстрактную и обобщенную форму, чем раньше.
Цель исследования заключается в выявлении педагогической целесообразности использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы. Объектом исследования является нетрадиционный процесс обучения, воспитания и формирования целостного мировоззрения современных школьников. Предметом исследования является выявление согласования методологических и логических оснований теории системно-философского подхода. В основу исследования была положена гипотеза: формирование теоретических знаний о Космосе, Биоте и Социуме позволяет школьникам интегрировать множество конкретных фактов и знаний из различных областей частных наук в собственные общие представления, в субъективизированную, личностную картину окружающего мира, которая и является главным фундаментом поведения конкретного человека в обществе и природе. В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи: 1) обоснование необходимости использования системно-философского подхода при изучении систем различной природы; 2) обоснование педагогической целесообразности и эффективности системного представления на разных уровнях общности: на уровне всеобщего и на уровне отдельного; 3) изучение классификации систем и их общих закономерностей. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение и анализ философской, методической литературы, относящейся к данной проблеме; - анализ наглядных форм, методов и приемов, использующихся в монографии «Общая теория материи» доктора философских наук, профессора Е.В. Ушаковой. Согласование методологических и логических оснований теории научной картины мира (НКМ). Изучение всеобщих свойств и законов объективной реальности и человеческого познания имеет принципиальное значение для выработки целостного научного мировоззрения и единой методологии исследования. Под методологией в узком смысле понимают теорию методов и приемов познания, а в широком смысле методология включает в себя помимо данной теории также всю совокупность самих методов, принципов, целевых установок и форм познавательной деятельности, способствующих получению и использованию нового знания, а также его интеграции со всеми другими науками.
В каждой из наук имеется определенная методология, выработанная как в результате внутренней логики развития и потребностей данной науки, так и принесенная извне, из более общих теорий. Эта методология включает в себя совокупность гносеологических принципов и установок познания, методов и приемов научного исследования, имеющих общетеоретическое значение. Во всей системе развитых к настоящему времени наук можно выявить определенную иерархию по степени их общности, широкого охвата действительности, степени универсальности законов и применяемых методов исследования. Фундаментальные науки, такие как физика, биология, химия и др. изучают законы, действующие во весьма широкой сфере явлений. В так называемых Метатеориях (например, о Космосе, Биоте и Социуме) могут быть сформулированы законы еще более широкой сферы действия, охватывающие предметные области нескольких наук. В этом направлении как раз ориентируется развитие общей теории систем, стремящейся дать как качественную, так и количественную формулировку законов структурной организации и функционирования очень больших классов систем Космоса, Биоты и Социума. Теории естественных и общественных наук имеют различного рода основания: методологические и логические. Методологическими основаниями теории являются методы построения, обоснования и решения метатеоретических проблем данной теории, которая предназначена для отображения действительности с целью решения научно-практических задач. Логические основания теории – это законы и правила логики, по которым из собственных оснований теории получаются ее производные предположения. Анализ теоретического мышления показывает, что в различных проблемных ситуациях допустимыми являются различные системы законов и правил логики. Различные логические системы, описывающие процессы, строятся на различных гносеологических основаниях. Функция логики в системно-философском подходе состоит в том, чтобы из собственных оснований (исходных предположений) теории получать производные предположения, сохраняя специфику истинных оценок исходных предположений.
Процесс логического обоснования теории НКМ складывается из различных составляющих. Например, к нему относится согласование методологических логических оснований этой теории. Этот процесс предполагает также согласование логических и гносеологических оснований теории и т.д. Но в конечном итоге критерием логического обоснования теории НКМ является ее непротиворечивость, которая имеет принципиальное значение. Уточним понятие логического противоречия, чтобы рассмотреть уже упомянутые вопросы логического обоснования теории. Это необходимо потому, что логическое обоснование теории и понимается как доказательство отсутствия в теории логического противоречия. Логическим противоречием в теории можно считать наличие в этой теории некоторого предположения вместе с его отрицанием. Следовательно, теория НКМ будет логически непротиворечива если она не содержит логических противоречий. Классически непротиворечивая теория должна содержать либо истинные, либо ложные предположения, хотя последнее утверждение может показаться странным. Но с методологической точки зрения в этом нет ничего необычного. Все дело в том, что конкретные науки имеют дело с гносеологическими теориями. В этих теориях значение предположений выражают адекватность отражения действительности, которая называется истинностью. Однако методология науки может интересоваться как раз неадекватностью и создавать теории неадекватности, т.е. теории, состоящие из ложных представлений. Поэтому можно сделать вывод, что логическое обоснование теории НКМ должно быть связано с гносеологией, так как критерий логической непротиворечивости основан на гносеологическом критерии адекватного отражения действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|