Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Требования к оформлению курсовой работы (проекта)





Исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

  __________________   ________________ ФИО

___.____.20___

 

 

Методические рекомендации

по выполнению курсовых работ

 

Направление подготовки/

Педагогическое образование
  Автор (ы):

Доцент кафедры психологии, канд.психол.н., доцент С.В. Москаленко

 

должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия

 

 

     

 

 

Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
психологии
 
Протокол № 1 от 04. 09. 2019 г.

 


Общие положения

 

1.1. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

1.2. Написание курсовой работы преследует следующие цели:

- учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;

- исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.

1.3. Выбор темы курсовой работы студенты осуществляют добровольно на основе предлагаемого им списка тем курсовых работ.

1.4. Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы вплоть до предложения своей темы.

 

Подготовка и защита курсовой работы (проекта)

 

2.1. Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации.



2.2. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· текст 2-х глав (основная часть курсовой работы);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

2.3. Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирование и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы.

2.4. Законченная курсовая работа за неделю до защиты представляется студентом научному руководителю, который решает вопрос о допуске обучающегося к защите курсовой работы. Основные замечания научный руководитель по своему усмотрению записывает на обратной стороне титульного листа. В случае допуска курсовой работы к защите на титульном листе научный руководитель указывает «Допущена к защите», указывается дата допуска работы к защите и подпись научного руководителя.

2.5. Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем в присутствии других студентов. Защита состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы.

2.6. В результате защиты курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой, которая записывается в ведомость и зачетную книжку студента. Результаты защиты курсовых работ отражаются также на титульном листе в строке «Оценка», указывается дата и подпись научного руководителя курсовой работы.

2.7. Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

После защиты курсовые работы сдаются на кафедру. На кафедре работы хранятся в соответствии со сроком, установленным в номенклатуре дел. По истечении срока хранения работы уничтожаются по акту.

 

Требования к оформлению курсовой работы (проекта)

 

3.1. Техническое оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к печатным работам: работа должна быть написана абсолютно грамотно в научном, орфографическом и стилистическом отношении. Рекомендуемый объем курсовой работы составляет, как правило, 40 – 50 страниц стандартного текста. В случае необходимости, обусловленной спецификой учебной дисциплины или специальности (направления подготовки), допускаются отклонения от рекомендуемого объема не более чем на 30 %.

Текст курсовой работы может быть написан от руки чернилами (пастой) черного, фиолетового, синего цвета или на компьютере черным шрифтом через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297). Шрифт текста должен быть четким. Размер шрифта – 14 пунктов. Для таблиц разрешается использовать размер (кегль) – 12. Абзацы выравниваются по ширине. Между абзацами нет увеличенных интервалов. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, сокращения слов, за исключением общепринятых и аббревиатуры.

Страницы должны иметь поля: левое − 30 мм, правое − 15 мм, верхнее и нижнее − 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,25 (равен одному нажатию клавиши Tab). Наименование структурных элементов курсовой работы (глав) начинается с новой страницы. Расстояние между названием главы и последующим текстом выполняется клавишей перевода строки, расположенной справа на клавиатуре компьютера (Enter − «Ввод»). Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Наименования глав печатаются прописными буквами, выравниваются по центру страницы без подчеркивания и без отступа первой строки (шрифт − Times New Roman, полужирный, размер (кегль) − 14). Наименования параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заглавная) и выравниваются по центру страницы без отступа первой строки 1,25 (шрифт − Times New Roman, полужирный, размер (кегль) – 14). Точки после заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Текст на иностранном языке может быть целиком впечатан или вписан от руки.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений.

Первой страницей является титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (приложение 1), номер страницы на нем не ставится. Вторая страница включает содержание работы, на ней также не указывается номер страницы. На последующих страницах порядковый номер печатается в правом верхнем углу. Приложения включаются в общую нумерацию страниц. За титульным листом следует страница с указанием содержания работы в соответствии с ее планом и рубрикацией в тексте.

Главы имеют порядковые номера в пределах всей курсовой работы и обозначаются римскими цифрами без точки. Номер параграфа состоит из номеров глав и параграфа, разделенных точкой (например, 2.1.). Главы основной части следует начинать с нового листа (страницы).

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер рисунка с поясняющей подписью помещают ниже самого рисунка.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера этой таблицы, например: «Таблица 2».

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2. приводятся данные о ....., при повторной ссылке − см. табл. 2.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

Формулы должны быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере.

Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, другую впечатывать.

Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры − 7-8 мм, строчные − 4 мм, показатели степени и индексы − не менее 2 мм.

3.2. При написании курсовой работы ее автор обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствовал материалы или отдельные результаты. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении работы, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако при этом также необходимо делать ссылку.

В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу; ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования; рекомендуемые, когда автор отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты.

Список использованной литературы приводится в конце работы. Список содержит перечень источников, используемых при ее выполнении.

Материал в списке литературы рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания − фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных − место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания. При оформлении приложений сквозная нумерация страниц сохраняется. В верхней части листа указывается номер приложения, например: Приложение 3.

Текст курсовой работы должен быть представлен в папке-скоросшивателе. Курсовая работа должна быть сдана на проверку научному руководителю не позднее, чем за 7 дней до защиты.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение является важной составной частью. В нем представляется обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрытие всего научного аппарата. Он включает следующие составляющие бакалаврской работы:

–актуальность темы;

–научная проблема исследования;

–объект и предмет исследования;

–цель исследования;

–гипотеза исследования;

–основные задачи;

–пути (способы) решения основных задач;

–теоретико-методологическая база исследования;

–экспериментальная база исследовнаия;

–структура работы.

Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы. Она включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и пр.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) работы. 

Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Предмет – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет чаще всего либо совпадает с ее темой, либо очень близки по звучанию.

Цель – это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке.

Гипотеза исследования. Гипотеза (от греч. Hypothesis – предположение) означает предположение, допущение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Она предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом, концепцией, теорией, либо быть отвергнутой. Если гипотеза не подтверждается, то это означает, что предлагаемый подход не обоснован. Другими словами, выбранный студентом путь исследования проблемы ошибочен. В этом случае требуется выдвижение новой гипотезы.

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения:

–«это возможно, если…»;

–«будет обеспечено, если…»;

–«будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»;

–«использование (создание) позволит обеспечить» и др.

Для каждой проблемы может быть определена своя конструкция гипотезы, и здесь шаблонов не должно быть, – это определенное творчество автора.

Основные задачи. На основе цели определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления:

– изучить…;

– описать…;

– уточнить и дополнить понимание…;

– выявить…;

– систематизировать…;

– разработать… и т.д.

Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – отдельные главы, основные параграфы курсовой работы.

Пути (способы) решения основных задач. Он предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели работы. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки курсовой работы являются: наблюдение, беседы, опросы, тесты, изучение документов, изучение литературы, экспериментальная работа и др.

Первая глава, как правило, носит теоретический характер. В ней студент кратко излагает теоретические положения, которые должны определять методологию и методику достижения поставленных в работе целей. Здесь можно коснуться истории вопроса, показать, какие из аспектов рассматриваемой проблемы являются уже теоретически и практически решенными, а какие - дискуссионными, по-разному освещенными в различной литературе. При этом необходимо сформулировать свою точку зрения на вопросы, связанные с решением психологических проблем. Необходимо показать теоретические знания по существу решаемой проблемы. Первая глава содержит три параграфа.

Вторая главаявляется экспериментальной, исследовательской, носит эмпирический характер и не предполагает проведения формирующего этапа эксперимента. В ней студент разрабатывает проект исследования, описывает основные методы исследования, обосновывает экспериментальную базу исследования, приводит анализ основных результатов эмпирического исследования, дает рекомендации. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Во второй главе также должно быть два параграфа (третий параграф может быть добавлен по усмотрению студента и научного руководителя, если тема курсовой работы предполагает составление методических рекомендаций). Обе главы должны заканчиваться четко сформулированными выводами.

Заключение. Заключение выступает формой синтеза накопленной в основной части информации. В нем логически стройно излагаются полученные итоги и их соотношение с поставленной целью и задачами. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, а должно содержать то новое и существенное, что составляет итоговые результаты всего исследования.

Заключительная часть исследования предполагает наличие обобщенной итоговой оценки выполненной работы. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, то есть отражает смысл и содержание работы. Наиболее полный вариант заключения содержит:

-утверждение о достижении цели исследования;

-резюме как кратчайший отчет о проделанной работе;

-новые положения, полученные в результате исследования;

-определение научной новизны и практической значимости работы.

В выводах обязательно содержатся собственные суждения автора работы, полученные в ходе анализа исследуемого материала. Собственно заключение − это комплексная форма завершения работы, включающая как резюме, так и выводы. Оно может содержать также оценку научной и практической значимости работы, выходящей даже за рамки данной темы исследования.

Важно помнить, что заключение внимательно читает руководитель при оценивании курсовой работы, поэтому важно, чтобы оно было лаконичным и убедительным. Объем заключения – десятая часть всей работы.

Приложения. В приложении помещают дополнительную информацию. Приложение – это материал, выполняющий функции уточнения, иллюстрации, подтверждающий отдельные положения вашего исследования и не вошедший в текст основной части.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны:

-объемные таблицы, диаграммы, графики, рисунки;

-копии программ, опросников с ключами по их обработке;

-образцы рисунков, копии документов;

-отчеты.

При проведении психодиагностических изысканий важно, чтобы в приложении были представлены тексты опросников или тестов с инструкцией и ключами по их обработке, а также протоколы или бланки исследования, заполненные испытуемыми.

В приложение не выносятся статистические таблицы, диаграммы эксперимента, они входят непосредственно в текст курсовой работы. Исключение составляют только очень громоздкие таблицы и диаграммы.

Приложения оформляются как часть курсовой работы на последних страницах с продолжением общей нумерации. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака «№», например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки на них в тексте курсовой работы, например, («см. Приложение 1»). Рекомендуемый объем приложений - 1/3 всего текста курсовой работы.

 


Приложение 1

 

Зарегистрировано №______

«___» __________2019 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУД A РСТВЕННЫЙ НAЦИОНAЛЬНЫЙ





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.