1.Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков.-Вентана-Граф, 2012 (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году).
2.«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение, 2010
3.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение, 2010
4.«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение, 2010
5. Основы религиозных культур и светской этики. Тематическое планирование. Планируемые результаты.Методическое пособие с электронным приложением/Т.А.Абрамова, Г.Б.Белая; сост.С.П.Казачкова.-М.: Планета, 2013.
1.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение, 2010.
2.Электронное интерактивное приложение «Основы религиозных культур и светской этики»/Т.А.Абрамова, Г.Б.Белая: сост. С.П.Казачкова-М.: Планета, 2013
п/№
| Тема урока,
ип урока
| Характеристика
деятельности обучающихся
| Планируемые результаты (УУД)
| Форма контроля
| Домашнее задание
| Дата проведе
ния
|
предметные
| личностные
| метапредмет
ные
| план
| факт.
|
1-2
| Раздел1: «В мире культуры»
Величие многонациональной российской культуры
комбинирован
ный
| составление небольших «словесных» портретов людей, внесших вклад в науку и культуру России
| культура России-результат труда разных народов,
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
| регулятивные высказывать свои суждения, анализировать высказывания, познавательные- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи,
коммуникативные – формирование умения критически осмысливать свои поступки
| составление словесных портретов известных деятелей российской науки и культуры
| Учебник,
стр 6-7
| сентябрь
| |
3-4
| Человек-носитель и творец культуры,
комбинирован
ный
| совместное обсуждение текста по вопросам, анализ пословиц и поговорок с определением в них нравственных правил
| понятия«нравственность», «этика», «светская этика», «нравственно здоровое общество»
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
| регулятивные -формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные определять наиболее эффективные способы достижения результата,
коммуникатив
ные- развитие навыков сотрудничества между взрослыми и сверстниками
| Выбор пословиц из книги В.Даля «Пословицы и поговорки русского народа» на темы «Честность», «Доброта», «Справедли
вость»
| Учебник,
стр. 12-17
| сентябрь
| |
5-6
| Раздел 2 «Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую как мать любимую»,
комбинированный
| составление словесного портрета героя –защитника Родины-обобщённого образа фольклора разных народов-Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Никиты Кожемяки, Урал-Батыра, Нюргуна Боотура
| создавать по изображениям (художествен
ные полотна, иконы) словесный портрет его героя
| расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме на примере эпоса разных народов
| регулятивные- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи, литературы,
познавательные- навыки работы с исторической картой,
коммуникативные - развитие навыков сотрудничества между взрослыми и сверстниками
| сочинение-рассуждение по выбранному самостоятельно примеру героического подвига на тему «О каких нравственных качествах говорит этот пример?»
| Учебник, стр.18-23
| октябрь
| |
7-8
| Жизнь ратными подвигами полна
углубление в проблему,
учет и контроль знаний
| углубление понятий обучающихся о нравственных качествах человека, о смысле подвига как наивысшего нравственной составляющей личности
| яркие страницы истории народов России, ратный подвиг, совершаемый людьми разных вероисповеданий и разных национальностей
| расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме на примере эпоса разных народов
| регулятивные- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
познавательные - приводить доказательства; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений
коммуникативные- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
| Учебник,
стр.25-36
| октябрь
| |
9-12
| В труде-красота человека.
Плод добрых трудов славен. Люди труда
углубление в проблему
| совместное изучение и анализ произведения художественной литературы о трудолюбии и честности
| анализ общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
| воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
| регулятивные- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения познавательные- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации,
коммуникативные- участие в диалоге: высказывание своих суждений, анализ высказываний участников беседы, поиск аргументов для отстаивания собственной точки зрения
| проекты «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны»
| Учебник,
стр.36-48,
| октябрь-
ноябрь
| |
| | |
| | |
13-14
| Бережное отношение к природе.
углубление в проблему
| работа по группам при анализе разных текстов об отношении к природе разных народов
| понятия «Красная книга», примеры бережного отношения к природе
| воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
| регулятивные- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
познавательные
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
коммуникативные- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
| Составление плана мероприятий по охране природы от пагубных последствий деятельности человека
| учебник,
стр.49-55
| ноябрь
| |
15-16
| Семья-хранитель духовных ценностей,
учет и контроль знаний
| совместное изучение и анализ произведения художественной литературы, живописи о трудолюбии и честности
| понятия «семья», «семейные традиции», «семейные ценности»
| развитие у детей чувство взаимопомощи, стремление выполнять добрые дела
| регулятивные находить объекты в соответствие с учебной задачей,
познавательные- воспроизведение полученной информации, приведение примеров из прочитанных текстов,
коммуникатиные- овладение навыками культурного поведения, формирование нравственной культуры в семье
| анализ «жизненных ситуаций», ответ на вопрос «Мой вклад для мира и любви в мое семье»
| учебник,
стр.56-82
| декабрь
| |
17-18.
| Раздел 3 «Религия и культура». Роль религии в развитии культуры
Учет и контроль знаний
| коллективное обсуждение религиозных праздников разных народов
| архитектурные особенности культовых религиозных сооружений, христианские, буддистские, мусульманские, иудейские праздники
| воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
| Регулятивные- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
познавательные- построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,
коммуникативные- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения
| примеры милосердия, честности, справедливости, зависти, предательства в разных видах искусства
| учебник,
стр.83-84
| декабрь
| |
19-22
| Культурное наследие христианской Руси.
углубление в проблему
| анализ текста, составление рассказа по картине К.Лебедева «Как проходил обряд крещения Руси», фрагмент хорового концерта Д.Бортнянского, колокольные звоны
| систематизация знаний обучающихся об этапах принятия христианства на Руси, особенностях веры и образования, архитектурных особенности православных христианских церквей, видах колокольных звонов, особен
ностях православного календаря
| формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. воспитание нравственных принципов собственного поведения, общения со сверстниками
| Регулятивные оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей,
познавательные- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний оценивани е поступков реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей, участие в диалоге: высказывание своих суждений, анализ высказываний участников беседы, добавлять, аргументация доказательств, адекватное использование речевых средств и средств иформационно-коммуникационных технологий,
коммуникативные- участие в диалоге: высказывание своих суждений, анализ высказываний участников беседы, добавлять, аргументация доказательств
| презентация на тему «Культурное наследие христианской Руси»
| учебник,
стр.85-98
| январь
| |
23-24
| Культура ислама
углубление в проблему
| чтение, совместное обсуждение труда учёного Абу ар-Рази, чтение, обсуждение стихов мусульманских поэтов, рассматривание внутреннего убранства мечети
| этапы развития ислама, особенности литературы и искусства, архитектурные особенности мечети, исламского календаря
| формирование умения критически осмысливать свои поступки, воспитание нравственных принципов собственного поведения, общения со сверстниками,
воспитание доброжелатель
ности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
| презентация на тему «Яркие страницы исламской культуры»
| учебник,
стр.99-108
| февраль
| |
25-26
| Иудаизм и культура
углубление в проблему
| чтение, совместное обсуждение мыслей книги Иосифа Флавия «иудейские древности», Торы-Пятикнижия Моисея архитектурных особенности синагоги
| систематизация знаний обучающихся по истории развития иудаизма, еврейского календаря
| Презентация на тему «Яркие страницы культуры иудаизма»
| учебник,
стр.109-119
| февраль
| |
27-28
| Культурные традиции буддизма
углубление в проблему
| чтение, коллективное обсуждение об истории развития буддизма в России, буддийских храмах, скульптуре, календаре
| систематизация знаний обучающихся по истории развития буддизма в России, видах храмов (ступа, пещерный храм), искусстве танка., особенностях буддийского календаря
| Презентация на тему «Культурные традиции буддизма»
| учебник,
стр.120-127
| март
| |
29-30
| Раздел 4 «Как сохранить духовные ценности»
Забота государства о сохранении духовных ценностей Хранение памяти предков.
комбинированный
| совместное рассуждение на тему «Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является показателем заботы о государстве о сохранении культуры?»
| систематизация знаний обчающихся о крупнейших архитектурных и скульптурных памятниках России, значение сохранения для будущих поколений, понятие «благотворительность»
| воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
| регулятивные формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные -определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
| Выбор объекта культурного наследия, составление «Правил поведения в музее (дворце, храме)».
| учебник,
стр.128-141
| март
| |
31-32.
| Что составляет твой духовный мир?
к омбинированный
| анализ и совместное обсуждение картины Н.П.Богданова-Бельского «Ученицы»,
| понятия «нравственные качества личности», знакомство с разными видами этикета, поведенческая культура личности
| осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
| регулятивные- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
познавательные -осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
| выполнение практической работы по теме «Мои интересы», текстами книги К.Д.Ушинского «Родное слово»
| учебник,
142-155
| апрель
| |
33-35
| Защита проектов
по темам: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»
| выступления перед коллективом по темам проектов
| формирование патриотических чувств обучающихся, обобщение и систематизация знаний по курсу предмета
| осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
| участие в диалоге: высказывание своих суждений, анализировать высказывания участников беседы, добавление доказательств
|
|
| май
| |