Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как на управление временем влияет стиль жизни. Поведенческие роли

Начнем разговор про тайм-менеджмент с раскрытыми глазами? Откуда такое название? Вокруг темы управления временем разраслась масса иллюзий. Мы же с вами сосредоточимся на главном: на том, чего мы хотим, что нам мешает и как этого избежать.

 

Итак, наш план действий. Четыре стиля жизни: поведенческие роли и уровни управления. Второе: проверка реальности, как справиться с тем, что нам мешает. Третье: методика «ДДД» – «Дважды дели на два». Как оперативно достигать того, что ты хочешь.

 

Стили жизни. Что такое управление временем? Это фикция, иллюзия. Мы не можем управлять временем. Мы можем управлять энергией (мы энергичны и успеваем что-то делать или неэнергичны), мы можем управлять счастьем (мы счастливы в данный отрезок времени или несчастливы), мы можем управлять своей жизнью. Чтобы понять, как лучше управлять своим временем, необходимо определить, что есть наша жизнь и как мы хотим ее прожить. Иначе будет мельтешение.

 

Как надо жить? Есть разные точки зрения. Но если вы почитаете специальную литературу, обратитесь к философам или ученым, то обнаружите то там обсуждается два важных вопроса. Первый вопрос: нужно ли быть активным, достигать чего-то, изменять что-то в своей жизни? Может быть, достаточно понимать, что ты хочешь и оно само придет в твою жизнь?

 

Вторая вещь – это бой между материалистами и идеалистами. Одни говорят: надо достигать реальных результатов, проявляться во внешнем мире. А другие: главное то, что внутри тебя. Так мы получаем четыре разных стиля жизни. Посмотрим на них.

 

1. «Быть в гармонии». Человек плывет по течению, подстраивается, для него важно то, что внутри него. Он живет так, как привык, ориентируется на свои ценности, зарабатывает (иногда очень неплохо), но он сам с собой и с тем, кто ему близок.

2. «Соответствие нормам, профессионализм». Человек этого стиля жизни тоже никуда не спешит, не пытается изменить реальность, но он скорее ориентирован «вовне», его принцип – «делай, что должно и будь, что будет». Он всегда следует правилам и нормам, говорит себе: «надо развиваться и все будет прекрасно».

3. «Успех, карьера, полномочия». Этот стиль жизни более популярный. Человек ориентирован на карьеру, социальное признание, статус. Он говорит: «в жизни надо достигать вершин, надо больше зарабатывать, получать результаты, надо строить». Философией этого стиля жизни, ориентированного на активность, пронизаны все книжки по тайм-менеджменту.

4. «Производить впечатление, вызывать отклик». Человеку этого типа важно вызывать эмоции и реакцию других, он старается всегда быть активным. Но главное в активности не результат, а его развитие: что человек изменил в своей жизни, как продвинулся, куда идти дальше, чтобы совершенствоваться.

 

Вот четыре стиля жизни. Какой ваш? Какой скорее ваш? А какой не ваш? Конечно, у каждого из нас разные стили жизни и распределение по стилям жизни. И вот когда на работе сталкиваются люди разных стилей жизни, они, не поверите, теряют массу времени на коммуникации. Финансовый директор пришел в новую организацию, куча задач, и его стиль жизни – «Успех, карьера, полномочия». И тут он сталкивается с главным бухгалтером, которая находится в гармонии с собой – на нижней территории. Оба потеряют массу времени, чтобы понять друг друга, потому что не слышат противную сторону. Отсюда ключевой вопрос для каждого из нас: какой стиль жизни и в каком количестве, в какой концентрации я выбираю. Пока я не ответил на этот вопрос, я не смогу управлять своим временем.

 

Упражнение. Посмотрите, посчитайте, какой стиль жизни в течении недели вы чаще всего выбираете: в рабочее время, на отдыхе, чего вам не хватает, что бы вы хотели изменить. Конечно, все зависит от вас, от вашей личности. Стили жизни очень неплохо соответствуют популярной классификации поведенческих ролей DISC. Мы делимся на тех, кто в той или иной ситуации пытается под нее либо подстроиться, либо изменить. На тех, кто ситуацию воспринимает либо негативной, либо позитивной. Тут мы снова получаем четыре разных варианта поведения.

 

Нижний поведенческий стиль – Содействующий. Он говорит: «все хорошо, ничего не надо менять, надо поддерживать то, что есть». Это стиль жизни «быть в гармонии». Следующий вариант – Конструирующий: все плохо, будет еще хуже, но исправить ничего нельзя, надо готовиться. Это стиль жизни как раз профессионализма. Добивающийся – все плохо, надо работать больше, надо напрягать людей, надо зарабатывать больше. Инициирующий говорит: «все хорошо, но можно еще что-то придумать». Это любители произвести впечатление на окружающих.

 

Где мы теряем время? Люди в разных ролях, которые живут разными стилями, не могут договориться даже по очень простым вещам. Короткий пример: если добивающийся или конструирующий говорят «да» – это жесткое «да». А если инициирующий или содействующий что-то обещают, то это всего лишь «может быть». Они одобрили, но как дольше получится им самим непонятно. И добивающийся и конструирующий ждут, когда содействующий и инициирующий выполнят свое «да», а у последних давно «изменились обстоятельства»... И наоборот. Если добивающийся или инициирующий говорят «нет», то это жесткое «нет». А когда конструирующий и содействующий говорят «нет» – это «может быть». Для содействующего все – «может быть»: как изменится ситуация, как повлияют люди... А для конструирующего «нет» просто означает, что ему не хватает информации, чтобы сказать «да». И здесь возникает масса разочарований. Потому что конструирующего воспринимают в организации как человека, который напрасно тратит время, вечно тормозит. Добивающийся или инициирующий приходят к нему с идеей, конструирующий отрицательно мотает головой, а через какое-то время идею воплощает. Подробнее есть в книге Уильяма Марстона «Эмоции нормальных людей».

 

Теперь посмотрим, как ведут себя капитаны команд в различных поведенческих ролях.

Добивающийся считает, что главное – победа, результат. Инициирующий говорит: «Конечно, это должна быть победа, но это должна быть красивая победа. Поэтому финальный гол должен забить я. Цветы и шампанское!». Содействующий скажет: «Пусть лучше череда небольших побед, но постоянных. Это возможно, когда я помогаю другим, другие помогают мне, вместе мы придем к победе». Конструирующий: «Нам нужна победа, поэтому я напишу для всех инструкцию, раздам ее и, пожалуйста, то, что написано – сделайте, то, что не написано – не делайте. Если вы так поступите, то мы придем к победе. А я тихо в сторонке постою».

 

Четыре меры, разные линии поведения. А представляете, если к вам в подчинение попадает человек, стиль которого вы сами почти не используете? Особенно, если это будет противоположный стиль. Вы в добивающемся стиле пытаетесь что-то донести до него, а он не слышит. Почему? Потому что есть четыре уровня управления.

 

В серединке вы видите самый популярный уровень – по целям. Почему он популярный? По целям людей проще всего контролировать. Не будешь контролировать по задачам, по ценностям, по эмоциональным состояниям. По целям проще, поэтому во всех крупных организациях, есть контроль по целям, управление по целям, KPI. И во всех популярных книжках по тайм-менеджменту написано: надо ставить цели и достигать их, только тогда вы будете велики и успешны. Масса людей в бизнесе живет по целям – несомненно. Но я видел еще большее количество людей, которые входят в список Forbes, и при этом они не живут по целям. Спрашиваю у ни: «с чего ты начал свой бизнес, наверное была какая-то цель?». А мне отвечают: «нет, знаешь, я занимался этим давно, мне это привычно, и в друг из этого пошел бизнес». Это управление по задачам, жизнь по задачам. Задача – это последовательность действий, которые чаще всего приводят к цели. Но одну и ту же цель можно достичь разными задачами. Иногда человек говорит: «знаешь, именно этот бизнес я начал, потому что хотел что-то хорошее сделать для города, для страны. А получился прибыльный бизнес». Это жизнь по ценностям, когда человек делает то, что для него важно.

А другие говорят: «А у меня спор вышел – неужели не смогу сделать это. Начал и бизнес пошел». Это жизнь по эмоциональным состояниям.

 

Если вы хотите быть полноценным человеком, проверьте себя: ваше – жить по целям? Да, добивающийся будет жить по целям. Да, если превалирует верхняя территория: успех карьера – это ваше все, а не накрученные вам обществом и книжками по тайм-менеджменту. Но, может быть, вы в большей мере содействующий и вам гораздо гармоничнее и проще жить по ценностям.

 

Среди собственников бизнеса очень много людей содействующего поведенческого стиля. Почему? Потому что в добивающей роли человек пытается все сделать, в конструирующей – просчитать, в инициирующей – скреативить. А содействующий занимается людьми, поэтому ему проще делегировать. Он смотрит, чтобы в команде все было гармонично, и команда у него работает. Один из моих клиентов сказал: «знаешь, в чем успех моего бизнеса – я ленивый, мне, может, многое и приходит в голову, но лень воплощать. Поэтому я нанимаю людей, создаю команду». Если вы сильно содействующий руководитель, то с чем вы можете столкнуться и напрасно потратить время? Если у вас подчиненные добивающегося стиля, и вы ему говорите: вот цель, иди в бой, то все хорошо, если в властью и мотивацией все в порядке. Он пойдет и сделает. Но если вы зададите цель подчиненному в инициирующей роли, то он вас не услышит. Сначала он обращается к своим эмоциям, им надо руководить на уровне эмоциональных состояний: «Слушай, надо напрячься». Он: «Понял – побежал». Вы: «Cтой, я не сказал, что тебе сделать». Только после этого он увидит цель.

 

Подчиненному в конструирующей роли бесполезно давать цель. Надо сначала писать задачу: что делать, как действовать, последовательность шагов. Потом можно напомнить – главное достичь вот этой цели, а задачи ты можешь какие-то другие решать, каким-то другим способом.

 

А с содействующим надо начинать общение с уровня ценностей. Потому что ему надо объяснить общую картинку. Тогда он вас услышит.

Только тогда вы сможете тратить меньше времени на непродуктивное взаимодействие со своими сотрудниками. И начнете лучше им делегировать. А делегирование, как мы помним, – это основной столп тайм-менеджмента для руководителя.

 

Помним: у любого человека несколько ролей по DISKу. Если вы пройдете хороший опросник, вам выдадут примерно такой график.

 

К примеру человек чаще всего использует роль добивающегося, реже всего – содействующего, иногда конструирующего и достаточно часто инициирующего. Мы гибки, но все равно есть предпочтения в ролях, в стилях жизни. И прежде чем заниматься тайм-менеджментом своей жизни, определитесь, что для вас важно в каждой сфере.

 

Посмотрите, где у вас больше всего потерь времени. Возможно, больше всего потерь времени, в стиле жизни «быть в гармонии», или сложности с постановкой цели, или самовыражения. Определитесь, прозондируйте, посмотрите.

 

Домашнее задание. Для каждого стиля жизни пропишите, зафиксируйте, какой бы вы хотели видеть свою жизнь через 3-5 лет. Какие цели, эмоциональные состояния, задачи, ценности вы хотели бы, чтобы присутствовали в вашей жизни. По разным стилям – в гармонии, профессионализме, успехах, карьере и естественно в развитии, в ваших эмоциях. В том, какой вы и куда движитесь. Пропишите и зафиксируйте.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...