Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые виды креолизованных текстов

Креолизованные тексты.

План.

Понятие креолизованного текста

История происхожения

Средства

Основные типы

Применение

Новые типы креолизованного текста

 

 

1 Слайд Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты.

2 Слайд Первоначальное значение слова «креолизация» — «процесс образования новых этнических групп путём смешения кровей нескольких контактирующих этносов»[2]. Как известно, первоначально креолами (от фр. créole; исп. criollo и порт. crioulo; лат. creare ‘создавать, взращивать’) называли детей смешанных браков испанских и португальских поселенцев и местных жителей, родившихся в Латинской Америке. Позднее креолами стали называть всех потомков европейских переселенцев на территориях колоний в Северной и Южной Америках. В 1990 году Ю. А. Сорокин и Е. Ф. Тарасов[3] предложили термин «креолизованные тексты» для обозначения текстов, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей». Таким образом, существует три понимания термина «креолизация»: «общее», «лингвистическое» и «текстуальное».

 

Вербальные тексты создаются с целью донесения информации адресатам.

3 слайд Другое дело креолизованные (и «семиотически обогащенные») тексты. В них иллюстративно-визуальный ряд имеет решающее значение в восприятии текста. От его наличия или отсутствия зависит содержательное восприятие текста. Например, если один и тот же текст набрать латинским и готическим шрифтом, их интерпретация будет различной. Так, в Германии готический шрифт зачастую ассоциируется с нацизмом, что может повлечь за собой соответствующие ассоциации при прочтении нейтрального текста. В креолизованных текстах вербальный и визуальный компоненты состоят в неразрывной связи. При удалении одного из компонентов, оставшийся компонент либо перестает передавать информацию, либо делает это неполноценно, либо интерпретируется иначе. Классическим примером креолизованного текста является сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где вербальный текст и авторские рисунки составляют единое неделимое целое.

Средства креолизации текстов [ правитьправить вики-текст

. К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, соседствующие с вербальными и оказывающие существенное влияние на интерпретацию текста, а также все технические моменты оформления текста, влияющие на его смысл. Среди них следует назвать: шрифт, цвет, фон текста(цветной или иллюстрированный), средства орфографии, пунктуации и словообразования, иконические печатные символы (пиктограммы, идеограммы и т. п.), графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и т. п.).

4. Практика использования креолизованных текстов[править | править вики-текст]

Письменная коммуникация началась с наскальной живописи, «изобразительной речи», то есть с общения при помощи изобразительного ряда. В дальнейшем изобразительной искусство развилось в отдельную систему, а «предписьмо» развилось в пиктографическую письменность. Далее письменная коммуникация в европейских языках через пиктограммы, идеограммы и иероглифы последовательно развивалось в сторону фонетического письма. По наблюдениям А. А. Бернацкой, «уже иероглиф стал, параллельно звуковой оболочке слова, планом выражения единого плана содержания». Взаимодействие вербального и изобразительного рядов продолжает развиваться даже после изобретения книгопечатания. Так, во все времена большое количество книг непременно иллюстрировалось (например «библия для бедных», детская, научная литература). В начале ХХ века активно проводились эксперименты с визуальным оформлением вербального текста (например знаменитая «лесенка» Маяковского). Подобные эксперименты характерны и для современной постмодернистской литературы. В наше время наиболее активно креолизованные тексты используются в рекламе, что обусловлено их широким манипулятивным потенциалом

Новые виды креолизованных текстов

Демотиватор – Креолизованного текста, включающий в себя расположенное на чёрном или синем фоне изображение (реже – надпись) и лаконичный комментарий-слоган (чаще белым шрифтом). Считается, что демотиваторы появились в США в конце 20 века как пародия на плакаты-мотиваторы – вид социальной рекламы, применявшейся для пропаганды активной жизненной позиции и трудовых подвигов в рабочей и молодёжной среде, но нередко неудачной и нелепой [Бугаева 2011]. Особенность демотиватора – сочетание в его структуре изображения (фотографии или рисунка) и нестандартной, неожиданной подписи к нему [Щурина 2012б], которое может производить комический или трагический эффект, а также вдохновлять на определённые действи

Мем/эдвайс – КрТ, состоящий из изображения определённого персонажа на квадратном поле (часто – многоцветном) и подписи, отражающей типичное мышление или поведение этого героя, какую-либо ситуацию из его жизни (см. рис. 2). Мемами также принято называть и самих распространённых в пространстве Интернета персонажей (Капитан Очевидность, Трололоша и т.п.) или же повсеместно применяемые устойчивые выражения (например, «убейся об стену»). Как правило, мемы отражают стереотипы и явления современной действительности, которые актуальны и интересны для пользователей Интернета. Эффект подобных текстов неизменно комический, что отличает их от демотиваторов. При этом в серии эдвайсов изменяемой частью является надпись, а фон и изображение остаются, за редким исключением, стандартными. КрТ такого типа, также как и демотиваторы, могут быть созданы любым пользователем по готовым шаблонам, имеющимся на специализированных интернет-сайтах. Рис 2. Интернет-мем «Филологическая Дева»

В результате распространения персонажей-мемов и устойчивых высказываний в виртуальном пространстве общения активно порождаются интернет-комиксы – лаконичные КрТ, включающие обычно 2-4 изображения, иллюстрирующие весёлую историю. От обычных комиксов они отличаются минимализмом оформления и наличием шаблонных элементов. Как правило, за основу берётся готовый рисунок персонажа-мема, недостающие детали вставляются в изображение с применением фото-редактора или дорисовываются вручную с помощью компьютерной мыши. Полученный результат может выглядеть неаккуратно, но вызывает у пользователей неизменно положительные эмоции благодаря забавному и незамысловатому сюжету (см. рис. 3). Характерной чертой интернет-комиксов является выход за рамки этики: обилие нецензурных выражений, провокационный характер изображений и сюжетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...