Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры»

Премьера — 7 марта 2017 года.

Продолжительность спектакля — 4 часа 20 минут с 3 антрактами.

Продолжительность спектакля — 4 часа 25 минут с тремя антрактами:

первое действие — 1 час 5 минут; антракт — 20 минут; второе действие — 1 час 5 минут; антракт — 15 минут; третье действие — 45 минут; антракт — 10 минут; четвертое действие — 45 минут.

Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.

  На Основной сцене БДТ — премьера спектакля «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова в постановке Владимира Панкова. К пьесе обращались многие выдающиеся режиссеры — Владимир Немирович-Данченко, Юрий Любимов, Олег Ефремов, Ингмар Бергман, Кристоф Марталлер и многие другие. В 1965 году Георгий Товстоногов создал знаменитый новаторский спектакль, где были заняты ведущие артисты труппы БДТ.

Владимир Панков трактует события в доме Прозоровых как «полифонию человеческой жизни во времени». Сохраняя оригинальный текст Чехова и костюмы начала XX века, режиссер представляет действие пьесы и как происходящее «здесь и сейчас», и как воспоминания о том, что случилось очень давно. Ольга, Маша и Ирина на сцене предстают одновременно в двух возрастах: зрители видят сестёр Прозоровых и такими, какими их описал Чехов, и взрослыми, давно пережившими события пьесы женщинами. Роли каждой из сестер исполняют несколько актрис: Ольгу играют народная артистка России Елена Попова и заслуженная артистка России Татьяна Аптикеева, Машу — заслуженная артистка России Мария Лаврова / заслуженная артистка России Екатерина Толубеева и Карина Разумовская / Полина Толстун, Ирину — Людмила Сапожникова (сыгравшая Ирину в спектакле БДТ 1965 года) и Юлия Дейнега / Алена Кучкова.

 

Важная составляющая этого спектакля — музыка — непрерывно сопровождает действие и выступает на равных с драматическим текстом. Струнные, духовые, ударные инструменты исполняют то военные марши, то лиричные вальсы — у большинства персонажей пьесы есть свои музыкальные партии.

 

Режиссер спектакля Владимир Панков — художественный руководитель московского театра «Центр драматургии и режиссуры» и студии SounDrama. Композитор Артем Ким — музыкальный руководитель ансамбля Omnibus и театра им. Марка Вайля (Ташкент), а также проектов студии SounDrama; композитор Сергей Родюков — музыкальный руководитель студии SounDrama. Автор декораций и костюмов

к спектаклю — Максим Обрезков, главный художник Театра имени Евгения Вахтангова и неизменный художник спектаклей Владимира Панкова. Хореограф Екатерина Кислова также постоянно сотрудничает со студией SounDrama.

 

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ:

«Три сестры» — знаковый для нашего театра спектакль. «Сегодня премьера» — документальный фильм Семена Арановича — зафиксировал время, уникальные кадры репетиционного процесса знаменитого спектакля Товстоногова, ставшего настоящим событием театрального Ленинграда 60-х годов. Мы видим молодых Юрского, Басилашвили, Копеляна, Доронину, Шарко, Трофимова, Стржельчика, Штиля и многих других. Ирину в том спектакле играла молодая актриса труппы БДТ Людмила Сапожникова, и вот, спустя годы, она вновь выходит в роли Ирины в спектакле Володи. Мне кажется, это очень важно, когда время, о котором, собственно, и идет речь в постановке Панкова, приобретает такое конкретное, осязаемое воплощение».

 

Владимир Панков, режиссер-постановщик:

«В спектакле «Три сестры» время станет действующим лицом. Не меняя текста пьесы, мне бы хотелось сыграть в ее рамках «время» — его течение, выразительность и влияние, которое оно оказывает на людей, их судьбы и их действительность.

При подготовке к «Трем сестрам» в БДТ я задумался — а что будет с Чеховым через сорок лет? Многие делали заметки на полях этой пьесы, она засалена, слова начинают вылетать, некоторые монологи обрываются, исчезают, словно сжеванные временем. Музыка же вне всего и над всем. Поэтому надо искать новые музыкальные законы, чтобы это ставить. Все мироздание строится по законам музыки и математики».

Творческая группа и исполнители

Прозоров Андрей Сергеевич Антон Шварц
Наталья Ивановна, его невеста, потом жена Елена Ярема
Его сестры:  
Ольга народная артистка России Елена Попова заслуженная артистка России Татьяна Аптикеева  
Маша заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии Мария Лаврова/ заслуженная артистка России Екатерина Толубеева;   Карина Разумовская/ Полина Толстун  
Ирина Людмила Сапожникова/заслуженная артистка России Екатерина Толубеева; Юлия Дейнега/ Алена Кучкова
Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши Николай Горшков/ Семен Мендельсон
Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник, батарейный командир Андрей Аршинников/ Алексей Винников
Тузенбах Николай Львович, барон, поручик Виктор Княжев
Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан Сергей Стукалов
Чебутыкин Иван Романович, военный доктор заслуженный артист России Евгений Чудаков
Ферапонт, сторож из земской управы, старик Евгений Соляков
Анфиса, нянька, старуха 80 лет заслуженная артистка России Татьяна Бедова/ Аэлита Шкомова
Федотик, Родэ, солдатики Иван Федорук, Иван Кандинов, Сергей Галич, Егор Медведев/ Геннадий Блинов (актер Театра комедии имени Н. П. Акимова), Александр Кононец/ Дмитрий Смирнов
Девочки (фортепиано) Нина Антонова /   Варвара Малякина
Музыканты Елена Белкина — флейта, Роман Ерофеев / Денис Дудин — кларнет, Сергей Николин / Сергей Репин — виолончель, Дарья Пономарева — скрипка, Федор Савик / Владимир Шашков— труба, Георгий Соловьев — контрабас, Николай Рыбаков — ударные
   

О пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры»

 

Три сестры сопровождали Антона Павловича Чехова всю жизнь — черты сестер Гольден, Марковых, Яновых, Линтваревых и Шавровых, с которыми были дружны братья Чеховы, в какой-то мере отражены в пьесе. Британский литературовед Дональд Рейфилд — профессор Лондонского университета Королевы Марии, специализирующийся на русской литературе, автор фундаментального исследования о жизни Чехова, — обнаружил, что у пьесы «Три сестры» есть и английские «корни». В 1896 году Чехов изучал биографию сестер Бронте — историю трех талантливых и несчастных девушек, стремящихся вырваться из провинциального Йоркшира; в их жизни есть и деспотичный отец, и мать, о которой сохранились лишь смутные воспоминания, и обожаемый брат, превратившийся в бездельника и пьяницу. «Сестры Прозоровы у Чехова во многом схожи с сестрами Бронте, — считает Дональд Рейфилд. — Кроме того, в конце девяностых годов в Москве пользовалась популярностью оперетта Сидни Джонса «Гейша», и ее сюжет — любовные похождения трех английских офицеров — тоже пришелся кстати».

 

24 октября 1900 года Чехов прочитал пьесу труппе Московского художественного театра. «Ответом ему была сконфуженная тишина в зале — никто не ожидал, что пьеса будет столь сложной и безрадостной, — пишет Дональд Рейфилд. — Но при всем драматизме сюжета — одиночество и апатия, безжизненность существования умных и образованных женщин, волею обстоятельств запертых в глухой провинции — Чехов был уверен, что написал «веселую комедию» с мужем-рогоносцем».

«На чтении все приняли пьесу как драму и плакали, слушая ее. Это заставило Чехова думать, что пьеса непонятна и провалилась», — вспоминал руководитель МХТ Константин Станиславский. После чтения пьесы Чехов «боролся со смущением и несколько раз повторял: «Я же водевиль писал» <...> Мы так и не поняли, почему он называет пьесу водевилем, когда «Три сестры» и в рукописи называлась драмой», — рассказывал впоследствии Владимир Немирович-Данченко.

 

Премьера «Трех сестер» состоялась на сцене МХТ 31 января 1901 года. Публика была настолько захвачена постановкой, что занавес опустился в полнейшей тишине. 28 февраля 1901 года «Трех сестер» сыграли в Петербурге. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: «Успех такой же, как в Москве. Публика интеллигентнее и отзывчивее московской». Примечательно, что роль Ирины играла актриса Мария Андреева — политик, друг и гражданская жена Максима Горького, которая Октябрьской революции станет комиссаром театров и зрелищ Петрограда и одной из основательниц БДТ. Максим Горький был на петербургской премьере и писал Чехову: «А «Три сестры» идут — изумительно! Музыка, не игра». Впрочем, некоторым петербуржцам пьеса не понравилась. «Все ноют и не удовлетворены», — так, например, в письме издателю газеты «Новое время» Александру Суворину о героях «Трех сестёр» отзывался фельетонист Николай Ежов.

 

Сам Чехов впервые увидел постановку своей пьесы лишь 21 сентября 1901 года. По рассказам Константина Станиславского, драматург следил за «правдивым звуком на сцене» и остался очень доволен репетициями — но только «жалел, что не так звонили и изображали военные сигналы во время пожара <…> Мы предложили ему самому перерепетировать закулисные звуки пожара и предоставили ему для этого весь сценический аппарат. Антон Павлович с радостью принял на себя роль режиссера и, с увлечением принявшись за дело, дал целый список вещей, которые следовало приготовить для звуковой пробы». Однако, как вспоминали участники постановки, на сцене началась такая какофония, что им пришлось отказаться от предложенного Чеховым звона.

 

Источники: Антон Павлович Чехов, Собрание сочинений в 30 томах, том 13 (Москва, издательство «Наука», 1978); Дональд Рейфилд, «Жизнь Антона Чехова» (Москва, издательство «КоЛибри», 2015).

 

Мое мнение Оччень понравилось. По мне – один из самых замечательных спектаклей, с которыми я столкнулся в последнее время. Интересный прием – две актрисы на сестру. По факту можно назвать – ШЕСТЬ СЕСТЕР. Не уверен, что так надо, но впечатляет. Появляется масса деталей, размышляя над которыми по-новому воспринимаешь сюжет. Чеховские «тона-полутона» стали яркими и выпуклыми. Опять-таки не уверен, что так надо – но интересно. Например, если раньше я воспринимал чебутыкинские пассажи о нереальности мира как псевдо-прикол для веселенькой оболочки, то здесь получается – «а вдруг так и есть?» И таких деталей много. Хотя бы связанных с двумя олями, машами и иринами, о которых я не знал заранее, но почти что дошел своим умом для верности спросил у девочек-билитеров. Плюс к этому хорошо созданная атмосфера нереальности и независимости героев на сцене, как в бреду плюс яркие эпизоды – в первую очередь – дуэль-рулетка Тузенбаха и Соленого. Соленый - гений зла, сцена держит в напряжении до мурашек не мене 3-5 мин. Все кончилось полдвенадцатого. В метро успел.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...