Установление причинных связей
Как мы уже знаем, главное отличие научной индукции от популярной заключается в знании причин происходящих событий. Поэтому одна из важных задач не только научного, но и повседневного мышления – это обнаружение причинных связей и зависимостей в окружающем нас мире. В логике разработано несколько методов установления причинных связей, о которых пойдет речь далее. Впервые различные методы установленияпричинных связей выдвинул английский философ XVII в. Фрэнсис Бэкон, а всесторонне разработаны они были английским логиком и философом XIX в. Джоном Стюартом Миллем. Традиционно в логике рассматриваются четыре метода установления причинных связей. Метод единственного сходства строится по следующей схеме: При условиях АВС возникает явление х. При условиях АDE возникает явление х. При условиях АFG возникает явление х. Вероятно, условие А – это причина явления х. Перед нами – три ситуации, в которых действуют различные условия (В, С, D, E, F, G), причем одно из них (А) повторяется в каждой. Это повторяющееся условие - единственное, в чем схожи между собой данные ситуации. Далее, надо обратить внимание на то, что во всех ситуациях возникает некое явление (х). Из этого можно сделать вероятный вывод, что условие А представляет собой причину явления х (одно из условий все время повторяется, и явление при этом постоянно возникает, что и дает основание объединить первое и второе причинно-следственной связью). Например, требуется установить, какой продукт питания вызывает у некого человека аллергию. Допустим, в течение трех дней аллергическая реакция неизменно возникала. При этом в первый день человек употреблял в пищу продукты А, В, С, во второй день – продукты А, D, E, во время третьего дня – продукты А, F, G, т.е. на протяжении трех дней повторно принимался в пищу только один продукт (А), который, скорее всего, и является причиной аллергии.
Метод единственного различия строится таким образом: При условиях АВСD возникает явление х. При условиях ВСD не возникает явление х. Вероятно, условие А – это причина явления х. Как видим, две ситуации различаются между собой только в одном: в первой условие А присутствует, а во второй оно отсутствует. Причем, в первой ситуации явление х возникает, а во второй – не возникает. На основании этого можно предположить, что условие А и есть причина явления х. Например, в воздушной среде металлический шарик падает на землю раньше, чем перышко, брошенное одновременно с ним с той же высоты, т.е. шарик движется к земле с большим ускорением, чем перышко. Однако, если проделать данный эксперимент в безвоздушной среде (все условия – те же самые, кроме наличия воздуха), то и шарик, и перышко будут падать на землю одновременно, т.е. с одинаковым ускорением. Видя, что в воздушной среде различное ускорение падающих тел имеет место, а в безвоздушной, - не имеет, можно заключить, что, по всей вероятности, сопротивление воздуха является причиной падения разных тел с различным ускорением. Метод сопутствующих изменений построен так: При условиях А1ВСD возникает явление х1. При условиях А2ВСD возникает явление х2. При условиях А3ВСD возникает явление х3. Вероятно, условие А – это причина явления х. Изменение одного из условий (при неизменности прочих условий) сопровождается изменением происходящего явления, в силу чего вполне возможно утверждать, что данное условие и указанное явление объединены причинно-следственной связью. Например, при увеличении скорости движения в два раза пройденный путь увеличивается также вдвое, если скорость возрастает в три раза, то и пройденное расстояние становится в три раза большим. Следовательно, увеличение скорости является причиной увеличения пройденного пути (разумеется, за один и тот же промежуток времени).
Метод остатков строится следующим образом: При условиях АВС возникает явление хуz. Известно, что часть у из явления хуz вызывается условием В. Известно, что часть z из явления xyz вызывается условием С. Вероятно, условие А – это причина явления х. В данном случае происходящее явление разбито на составные части и известна причинная связь каждой из них, кроме одной, с каким-либо условием. Если остается только одна часть из возникающего явления и только одно условие из совокупности условий, порождающих это явление, то, вполне возможно утверждать, что оставшееся условие представляет собой причину оставшейся части рассмотренного явления. Например, рукопись некого автора читали три редактора (А, В, С), делая в ней пометки шариковыми авторучками. Причем известно, что один редактор (В) правил рукопись синими чернилами (у), а другой (С) – красными (z). Однако, в рукописи имеются пометки, сделанные зелеными чернилами (х). Возможно заключить, что, скорее всего, они оставлены третьим редактором (А). Методы установления причинных связей обычно применяются не изолированно, а в сочетании, дополняя друг друга, что намного повышает степень вероятности выводов.
Что такое аналогия? В индуктивных умозаключениях из нескольких частных случаев выводится общее правило, а в дедуктивных, наоборот, - из общего правила выводится частный случай, т. е. дедукцию и индукцию можно назвать противоположными видами умозаключений. Третий вид опосредованных умозаключений (по аналогии) стоит особняком от дедукции и индукции, т. к. они построены не по схеме движения мысли от общего к частному или наоборот. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Умозаключения по аналогии (или просто - аналогия) - это третий вид опосредованных умозаключений после дедукции и индукции. Структура аналогии может быть представлена следующей схемой: Предмет А имеет признаки а, в, с, d. Предмет В имеет признаки а, в, с.
Вероятно, предмет В имеет признак d, где А и В - это сравниваемые или уподобляемые друг другу предметы (объекты); а, в, с - сходные признаки; d - это переносимый признак. Приведем пример умозаключения по аналогии. Сочинения философа Секста Эмпирика выпущены издательством «Мысль» в серии «Философское наследие», снабжены вступительной статьей, комментариями и предметно-именным указателем. В аннотации к книжной новинке - сочинениям философа Фрэнсиса Бэкона, - говорится, что они выпущены издательством «Мысль» в серии «Философское наследие», снабжены вступительной статьей и комментариями. Скорее всего, выпущенные сочинения Фрэнсиса Бэкона так же, как и сочинения Секста Эмпирика, снабжены предметно-именным указателем. В данном случае сравниваются, или сопоставляются два объекта - ранее выпущенные сочинения Секста Эмпирика и выходящие в свет сочинения Фрэнсиса Бэкона. Сходные признаки этих двух книг состоят в том, что они выпускаются одним и тем же издательством, в одной и той же серии, снабжены вступительными статьями и комментариями. На основании этого с большой степенью вероятности можно утверждать, что если сочинения Секста Эмпирика снабжены предметно-именным указателем, то им будут снабжены и сочинения Фрэнсиса Бэкона. Таким образом, наличие предметно-именного указателя является переносимым признаком в рассмотренном примере. Умозаключения по аналогии делятся на два вида. В аналогии свойств сравниваются два предмета, а переносимым признаком является какое-либо свойство этих предметов. Приведенный выше пример представляет собой аналогию свойств. В аналогии отношений сравниваются две группы предметов, а переносимым признаком является какое-либо отношение между предметами внутри этих групп. Пример аналогии отношений:
В математической дроби числитель и знаменатель находятся в обратном отношении: чем больше знаменатель, тем меньше числитель. Человека можно сравнить с математической дробью: числитель ее - это то, что он собой представляет на самом деле, а знаменатель - то, что он о себе думает, как себя оценивает.
Вероятно, что чем выше человек себя оценивает, тем хуже он становится на самом деле. Как видим, сравниваются две группы объектов. Одна - это числитель и знаменатель в математической дроби, а другая - реальный человек и его самооценка. Причем, отношение обратной зависимости между объектами переносится из первой группы во вторую.
Правила аналогии В силу вероятностного характера своих выводов аналогия, конечно же, более близка к индукции, чем к дедукции. Неудивительно поэтому, что основные правила аналогии, соблюдение которых позволяет повысить степень вероятности ее выводов, во многом напоминают уже известные нам правила неполной индукции. Во-первых, необходимо делать вывод на основе возможно большего количества сходных признаков у уподобляемых предметов. Во-вторых, эти признаки должны быть разнообразными. В-третьих, сходные признаки должны являться существенными для сравниваемых предметов. В-четвертых, между сходными признаками и переносимым признаком должна присутствовать необходимая, или закономерная связь. Первые три правила аналогии фактически повторяют правила неполной индукции. Пожалуй, наиболее важным является четвертое правило о связи сходных признаков и переносимого признака. Вернемся к примеру аналогии, рассмотренному в начале данного параграфа. Переносимый признак, - наличие предметно-именного указателя в книге, - тесно связан со сходными признаками - издательство, серия, вступительная статья, комментарии (книги такого жанра обязательно снабжаются предметно-именным указателем). Если переносимый признак (например, объем книги) не связан закономерно со сходными признаками, то вывод умозаключения по аналогии может получиться ложным: Сочинения философа Секста Эмпирика выпущены издательством «Мысль» в серии «Философское наследие», снабжены вступительной статьей, комментариями и имеют объем в 590 страниц. В аннотации к книжной новинке - сочинениям философа Фрэнсиса Бэкона, - говорится, что они выпущены издательством «Мысль» в серии «Философское наследие», снабжены вступительной статьей и комментариями. Скорее всего, выпущенные сочинения Фрэнсиса Бэкона, так же, как и сочинения Секста Эмпирика, имеют объем в 590 страниц. Несмотря на вероятностный характер выводов, умозаключения по аналогии имеют немало достоинств. Аналогия представляет собой хорошее средство иллюстрации и разъяснения какого-либо сложного материала, является способом придания ему художественной образности. Довольно часто она наводит на научные и технические открытия. Так, на основе аналогии отношений построены многие выводы в бионике - науке, которая занимается изучением объектов и процессов живой природы для создания различных технических приспособлений. Например, построены машины-снегоходы, принцип передвижения которых заимствован у пингвинов. Используя особенность восприятия медузой инфразвука с частотой 8-13 колебаний в секунду (что позволяет ей заранее распознавать приближение бури по штормовым инфразвукам), ученые создали электронный аппарат, способный предсказывать наступление шторма за 15 часов. Изучая полет летучей мыши, которая испускает ультразвуковые колебания и затем улавливает их отражение от предметов, тем самым безошибочно ориентируясь в темноте, человек сконструировал радиолокаторы, обнаруживающие различные объекты и точно определяющие место их расположения независимо от погодных условий.
Как видим, умозаключения по аналогии достаточно широко используются как в повседневном, так и в научном мышлении. Вопросы и задания к главе 3
1. Что такое умозаключение? Какова его структура? Приведите три примера умозаключений и выделите в каждом из них посылки и вывод. Почему посылки умозаключения должны быть истинными и связанными между собой суждениями? Чем отличаются непосредственные умозаключения от опосредованных? Приведите по три примера непосредственных и опосредованных умозаключений.
2. Что представляют собой дедуктивные умозаключения? Почему выводы дедукции достоверны? Что такое индуктивные умозаключения? Чем отличается индукция от дедукции? В чем причина вероятностного характера индуктивных выводов? Каким образом строятся умозаключения по аналогии? Чем они отличаются от дедуктивных и индуктивных умозаключений? 3. Приведите три примера дедуктивных умозаключений и переделайте их в индуктивные. Приведите три примера индуктивных умозаключений (других по сравнению с предыдущими) и переделайте их в дедуктивные. Приведите пример аналогии (отличный от того, который был в параграфе) и рассмотрите его структуру, указав сопоставляемые объекты, сходные признаки и признак, который переносится с одного объекта на другой.
4. Что такое силлогизм? Чем отличается простой, или категорический силлогизм от других силлогизмов? Приведите три примера простых силлогизмов. Какова структура простого силлогизма? Что такое фигура простого силлогизма? Подумайте, почему возможно только четыре фигуры силлогизма? Как определить фигуру предложенного силлогизма? Приведите по два примера для каждой фигуры силлогизма, сопроводив их схемами взаимного расположения терминов и отношений между ними. 5. Что такое модус простого силлогизма? Как определить модус предложенного силлогизма? Сколько модусов существует во всех четырех фигурах силлогизма? Что такое правильные и неправильные модусы? Сколько существует правильных модусов? Приведите, самостоятельно подобрав, по одному примеру силлогизмов, имеющих модусы ААА, АЕЕ, ААI. Возможно ли, чтобы обе посылки простого силлогизма были истинными, а его вывод являлся ложным? Если такое возможно, то почему? Попытайтесь придумать примеры простых силлогизмов, в которых из истинных посылок вытекают ложные выводы. 6. Определите фигуру и модус следующих силлогизмов. а) Все ужи – это пресмыкающиеся. Все пресмыкающиеся не являются беспозвоночными. Все беспозвоночные не являются ужами. б) Все сосны – это хвойные деревья. Ни одна береза не является хвойным деревом. Ни одна береза не является сосной. в) Все пчелы – это насекомые. Все пчелы – это летающие существа. Некоторые летающие существа – это насекомые. г) Ни одна элементарная частица не является молекулой. Все электроны – это элементарные частицы. Ни один электрон не является молекулой. д) Все майоры являются военнослужащими. Некоторые россияне – это майоры. Некоторые россияне – военнослужащие. е) Ни один тигр не является рыбой. Некоторые хищники – это тигры. Некоторые хищники не являются рыбами. ж) Все баскетболисты – это спортсмены. Все спортсмены – это люди. Некоторые люди – это баскетболисты. з) Некоторые школьники – это десятиклассники. Все школьники – это учащиеся. Некоторые учащиеся – это десятиклассники. и) Ни одна деревня не является городом. Все столицы – это города. Ни одна столица не является деревней. к) Некоторые треугольники являются прямоугольными. Все прямоугольные треугольники – это геометрические фигуры. Некоторые геометрические фигуры – это треугольники.
7. Что такое общие правила силлогизма, и чем они отличаются от частных правил? Каковы общие правила простого силлогизма? Приведите по два примера для ошибок: учетверение терминов, нераспределенность среднего термина в посылках, расширение большего термина, две отрицательные посылки. Каковы частные правила, или правила фигур силлогизма? 8. Нарушены ли какие-нибудь общие правила в следующих силлогизмах? Если нарушены, то какие? а) Все травоядные питаются растительной пищей. Все тигры не питаются растительной пищей. Все тигры не являются травоядными. б) Все отличники не получают двоек. Мой друг – не отличник. Мой друг получает двойки. в) Все рыбы плавают. Все киты тоже плавают. Все киты являются рыбами. г) Лук – это древнее орудие для стрельбы. Одна из овощных культур – это лук. Одна из овощных культур – это древнее орудие для стрельбы. д) Любой металл не является изолятором. Вода – это не металл. Вода является изолятором е) Ни одно насекомое не является птицей. Все пчелы – это насекомые. Ни одна пчела не является птицей. ж) Все стулья – это предметы мебели. Все шкафы – это не стулья. Все шкафы – это не предметы мебели. з) Законы придумывают люди. Всемирное тяготение – это закон. Всемирное тяготение придумали люди. и) Все люди смертны. Все животные – не люди. Животные бессмертны. к) Все олимпийские чемпионы являются спортсменами. Некоторые россияне – это олимпийские чемпионы. Некоторые россияне – это спортсмены. л) Материя несотворима и неуничтожима. Шелк – это материя. Шелк несотворим и неуничтожим. м) Все выпускники школы сдают экзамены. Все студенты-пятикурсники не являются выпускниками школы. Все студенты-пятикурсники не сдают экзамены. н) Все звезды не являются планетами. Все астероиды – это малые планеты. Все астероиды – не звезды. о) Все дедушки являются отцами. Все отцы – это мужчины. Некоторые мужчины – это дедушки. п) Ни один первоклассник не является совершеннолетним. Все взрослые люди – это не первоклассники. Все взрослые люди – это несовершеннолетние. р) Все судьи имеют высшее юридическое образование. Любой совестливый человек – сам себе судья. Любой совестливый человек имеет высшее юридическое образование. 9. Подумайте, почему простой силлогизм не вполне удобен для постоянного использования в мышлении и речи? Чем он обычно заменяется? Что такое энтимема? Почему из любого силлогизма можно вывести три энтимемы? Придумайте какой-нибудь пример простого силлогизма и выведите из него все энтимемы. 10. Попытайтесь восстановить до полного силлогизма следующие энтимемы: а) У него завышенная самооценка, так как люди, переоценивающие себя, имеют завышенную самооценку. б) Соляная кислота – это химическое соединение, потому что все кислоты являются химическими соединениями. в) В недрах Солнца происходят термоядерные реакции, ведь Солнце – это звезда. г) Данное вещество является углеродом, так как все углероды горючи. д) Все электроны принимают участие в электромагнитных взаимодействиях, потому что они являются элементарными частицами. е) Роман «Война и мир» – это шедевр мировой литературы, так как он принадлежит перу Л.Н.Толстого. 11.Что представляет собой эпихейрема? Сколько простых силлогизмов в неявной форме входит в состав любой эпихейремы? Попробуйте придумать пример какой-нибудь эпихейремы. Что такое полисиллогизм? Чем отличается прогрессивный полисиллогизм от регрессивного? Придумайте по одному примеру для прогрессивного и регрессивного полисиллогизма. Что такое сорит? Какой сорит является прогрессивным, а какой – регрессивным? Приведите по одному примеру для прогрессивного и регрессивного сорита. Восстановите до полного полисиллогизма следующий сорит: Все, что способствует закаливанию, полезно. Водные процедуры способствуют закаливанию. Плавание – это водная процедура. Плавание полезно.
12. Что такое разделительно-категорический силлогизм? Какие модусы он имеет? Приведите по три примера для каждого модуса, изобразив их форму с помощью условных логических обозначений. Каковы правила разделительно-категорического силлогизма? Какие ошибки возникают при их нарушении? В каком случае дизъюнкция в разделительно-категорическом силлогизме может быть нестрогой? Придумайте по одному примеру для каждой ошибки, возникающей при нарушении соответствующего правила. 13. Чем отличается чисто разделительный силлогизм от разделительно-категорического силлогизма? Приведите два примера чисто разделительного силлогизма. Допущены ли ошибки в следующих разделительно-категорических силлогизмах? Если допущены, то какие? а)Четырехугольники бывают квадратами или ромбами, или трапециями. Эта фигура – не ромб и не трапеция. Эта фигура – квадрат. б) Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным. Данный отбор не является искусственным. Данный отбор является естественным. в) Люди бывают талантливыми или бесталанными, или упрямыми. Он является упрямым человеком. Он не талантлив и не бесталанен. г) Суждения бывают утвердительными или отрицательными. Это суждение утвердительное. Это суждение не отрицательное. д) Учащиеся бывают отличниками или двоечниками. Мой товарищ не отличник. Мой товарищ – двоечник. е) Учебные заведения бывают начальными или средними, или высшими, или университетами. МГУ – это университет. МГУ – это не начальное, не среднее и не высшее учебное заведение. ж) Можно изучать естественные науки или гуманитарные. Я изучаю естественные науки. Я не изучаю гуманитарные науки. з) Он совершенно бездарен или же полный лентяй. Он не является полным лентяем. Он совершенно бездарен. и) Элементарные частицы имеют отрицательный электрический заряд или положительный, или нейтральный. Электроны имеют отрицательный электрический заряд. Электроны не имеют ни положительного, ни нейтрального электрического заряда. к) Издания бывают периодическими или непериодическими, или зарубежными. Это издание является зарубежным. Это издание не является периодическим и не является непериодическим. 14. Что такое условно-категорический силлогизм? Какие модусы он имеет? Приведите по три примера для каждого модуса, изобразив их форму с помощью условных логических обозначений.Что называется в условно-категорическом силлогизме «основанием», а что - «следствием»? Каковы правила условно-категорического силлогизма и ошибки, возникающие при их нарушении? Придумайте по два примера для каждой ошибки, возникающей при нарушении соответствующего правила. 15. Что такое эквивалентно-категорический силлогизм? Чем он отличается от условно-категорического? Почему в условно-категорическом силлогизме только два модуса являются правильными, а в эквивалентно-категорическом - четыре. Приведите по одному примеру для каждого модуса эквивалентно-категорического силлогизма.Чем отличается чисто условный силлогизм от условно-категорического силлогизма? Приведите два примера чисто условного силлогизма. 16. Допущены ли ошибки в следующих условно-категорических силлогизмах? Если допущены, то какие? а) Если животное является млекопитающим, то оно позвоночное. Рептилии не являются млекопитающими. Рептилии не являются позвоночными. б) Если человек льстит, то он лжет. Этот человек льстит. Этот человек лжет. в) Если геометрическая фигура является квадратом, то у нее все стороны равны. Равносторонний треугольник не является квадратом. У равностороннего треугольника стороны не равны. г) Если металл - свинец, то он тяжелее воды. Данный металл тяжелее воды. Данный металл - свинец. д) Если небесное тело является планетой солнечной системы, то оно движется вокруг Солнца. Комета Галлея движется вокруг Солнца. Комета Галлея является планетой солнечной системы. е) Если вода превращается в лед, то она увеличивается в объеме. Вода в этом сосуде превратилась в лед. Вода в этом сосуде увеличилась в объеме. ж) Если человек является судьей, то он имеет высшее юридическое образование. Не всякий выпускник юридического факультета МГУ является судьей. Не всякий выпускник юридического факультета МГУ имеет высшее юридическое образование. з) Если прямые параллельны, то у них нет общих точек. У перекрещивающихся прямых нет общих точек. Перекрещивающиеся прямые являются параллельными. и) Если учащийся усвоит теоретический материал, то он справится с практическим заданием. Этот учащийся не справился с практическим заданием. Этот учащийся не усвоил теоретический материал. к) Если техническое изделие снабжено электрическим двигателем, то оно потребляет электроэнергию. Все изделия электронной техники потребляют электроэнергию. Все изделия электронной техники снабжены электрическими двигателями.
17. Что представляет собой условно-разделительный силлогизм? На каком основании выделяются такие разновидности условно-разделительного силлогизма как дилемма, трилемма и полилемма? Чем отличается конструктивная дилемма от деструктивной? В чем заключается разница между простой конструктивной дилеммой и сложной? Придумайте по одному примеру для простой и сложной конструктивной дилеммы и выразите их форму с помощью условных логических обозначений.
18. Чем отличается простая деструктивная дилемма от сложной? Придумайте по одному примеру для простой и сложной деструктивной дилеммы и выразите их форму с помощью условных логических обозначений. Каковы правила условно-разделительного силлогизма? Определите вид дилеммы:
а) Если мы поедем туда на общественном транспорте, то обязательно опоздаем, если же поедем на такси, то потратим последние деньги. Мы поедем туда или на общественном транспорте, или на такси. Мы или обязательно опоздаем, или потратим последние деньги. б) Если изучать английский, то необходима каждодневная разговорная практика, а если изучать немецкий, то также необходима каждодневная разговорная практика. Можно изучать английский или немецкий. Необходима каждодневная разговорная практика. в) Если я признаюсь в совершенном проступке, то понесу заслуженное наказание, а если я попытаюсь скрыть его, то буду испытывать угрызения совести. Я или признаюсь в совершенном проступке, или попытаюсь скрыть его. Я понесу заслуженное наказание или буду испытывать угрызения совести. г) Если он женится на ней, то потерпит полный крах или же будет влачить жалкое существование. Он не хочет потерпеть полный крах или же – влачить жалкое существование. Он не женится на ней.
19. Что такое индуктивное умозаключение? Чем оно отличается от дедуктивного? В чем заключается разница между полной и неполной индукцией? Придумайте один пример для полной индукции и один – для неполной. Почему под индукцией, как правило, подразумевается неполная индукция? Каковы основные правила неполной индукции? Приведите в качестве примера какую-нибудь ситуацию (за исключением той, которая была рассмотрена в параграфе) и покажите с ее помощью, как соблюдение основных правил неполной индукции способствует повышению степени вероятности индуктивных обобщений. 20. Каковы основные ошибки, широко распространенные в неполной индукции? К каким негативным явлениям в духовной жизни человека и общества они могут привести? Придумайте по одному примеру для каждой ошибки в неполной индукции. Чем отличается популярная индукция от научной? Приведите по одному примеру (за исключением тех, которые были представлены в параграфе) для популярной и научной индукции. 21. Допущены ли какие-нибудь ошибки в приведенных ниже примерах индуктивных умозаключений? Если допущены, то какие? а) Как известно, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Однако, дед репку не вытащил, бабка тоже ее не вытащила. Внучка, Жучка и кошка также не вытащили репку. Ее удалось вытащить только после того, как на помощь пришла мышка. Следовательно, репку вытащила мышка. б) Долгое время в математике считалось, что все уравнения можно решить в радикалах. Этот вывод был сделан на том основании, что исследованные уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней возможно привести к виду хn = а. Однако впоследствии оказалось, что уравнения пятой степени нельзя решить в радикалах. в) Туристы, прибывшие в незнакомый город в часы пик, обратили внимание на то, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод о постоянной перегруженности транспорта в этом городе. г) В классическом, или ньютоновском естествознании считалось, что пространство и время неизменны. Это убеждение основывалось на том, что где бы ни находились различные материальные объекты, и что бы с ними ни происходило, время для каждого из них течет одинаково, и пространство остается одним и тем же. Однако появившаяся в начале ХХ в. теория относительности показала, что пространство и время не неизменны. Так, например, при движении материальных объектов со скоростями, близкими к скорости света (300 000 км/с), время для них значительно замедляется, а пространство искривляется, перестает быть евклидовым. 22. Какую роль в повседневном и научном мышлении играют методы установления причинных связей? Когда и кем они были выдвинуты и разработаны? Что представляет собой метод единственного сходства? Придумайте какой-нибудь пример использования этого метода. По какой схеме строится метод единственного различия? Придумайте какой-нибудь пример использования этого метода. 23. Каким образом устанавливается причинная связь с помощью метода сопутствующих изменений? Придумайте какой-нибудь пример использования этого метода. Как обнаруживаются причины происходящих явлений с помощью метода остатков? Придумайте какой-нибудь пример использования этого метода. 24. Как обычно применяются методы установления причинных связей в научном и повседневном мышлении? Подумайте, почему выводы, получаемые с помощью этих методов, остаются в большей или меньшей степени вероятными? Определите, с помощью каких методов установления причинных связей получены выводы в следующих ситуациях. а) Наблюдая за движением планеты Уран, астрономы XIX в. заметили, что она несколько отклоняется от своей орбиты. Было установлено, что Уран отклоняется на величины а, в, с, причем эти отклонения вызваны влиянием соседних планет А, В, С. Однако также было замечено, что Уран в своем движении отклоняется не только на величины а, в, с, но еще и на величину d. Из этого сделали предположительный вывод о наличии за орбитой Урана пока неизвестной планеты, которая вызывает данное отклонение. Французский ученый Леверье рассчитал положение этой планеты, а немецкий ученый Галле с помощью сконструированного им телескопа нашел ее на небесной сфере. Так, в XIX в. была открыта планета Нептун. б) Листья растения, которое выросло в подвале, не имеют зеленой окраски. Листья того же растения, выросшего в обычных условиях, являются зелеными. В подвале нет света. В обычных условиях растение произрастает на солнечном свету. Следовательно, он является причиной возникновения зеленого цвета растений. в) Еще в древности было замечено, что периодичность морских приливов и изменение их высоты соответствует изменениям в положении Луны. Наибольшие приливы приходятся на дни новолуний и полнолуний, наименьшие – на так называемые дни квадратур (когда направления от Земли к Луне и Солнцу образуют прямой угол). На основании этих наблюдений был сделан вывод о том, что морские приливы обусловливаются действием Луны. г) Исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки на 250 м, лежа, десятью патронами, без ограничения времени. Когда стрелки были трезвыми, 86% пуль поразило мишени, а 14% пуль попало в щиты. После употребления алкоголя в мишени было послано 20% пуль, в щиты - 34%, а 46% пуль не попало даже в щиты. Значит, употребление алкоголя является причиной снижения точности стрельбы. д) Объясняя структуру условного (импликативного) суждения, преподаватель привел три примера различного содержания: «Если по проводнику проходит электрический ток, то проводник нагревается»; «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы»; «Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать». Анализируя примеры, он обратил внимание студентов на один и тот же союз «если...то», соединяющий простые суждения в сложное и сделал вывод о том, что это обстоятельство дает основание все три сложных суждения записать одинаковой формулой. е) Климат Японии является субт Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|