Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Тематическое планирование
Модуль
Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Модуль
«Восприятие
произведений
искусства» ( 2 часа)
Восприятие детских рисунков.
Навыки восприятия произведений
детского творчества и формирование
зрительских умений.
Первые представления о компози-
ции: на уровне образного восприя-
тия. Представление о различных
художественных материалах.
Обсуждение содержания рисунка
Линейный рисунок.
Разные виды линий.
Линии в природе. Ветки (по фотогра-
фиям): тонкие — толстые, порыви-
стые, угловатые, плавные и др.
Графические материалы и их
особенности. Приёмы рисования
линией.
Рисунок с натуры: рисунок листьев
разной формы (треугольный, круг-
лый, овальный, длинный).
Последовательность рисунка.
Первичные навыки определения
пропорций и понимания их значе-
ния. От одного пятна — «тела»,
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения.
Объяснять расположение изображения на листе
и выбор вертикального или горизонтального формата.
Объяснять, какими художественными материала-
ми (карандашами, мелками, красками и т. д. )
сделан рисунок.
Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем
доступную тему, например «Весёлое солнышко»,
карандашами или мелками
меняя пропорции «лап» и «шеи»,
получаем рисунки разных животных.
Линейный тематический рисунок
(линия-рассказчица) на сюжет
стихотворения или сюжет из жизни
детей (игры во дворе, в походе и др. )
с простым и весёлым повествователь-
ным сюжетом.
Пятно-силуэт. Превращение случай-
ного пятна в изображение зверушки
или фантастического зверя. Развитие
образного видения и способности
целостного, обобщённого видения.
Пятно как основа графического
изображения.
Тень как пример пятна. Теневой
театр. Силуэт.
Навыки работы на уроке с жидкой
краской и кистью, уход за своим
рабочим местом.
Рассмотрение и анализ средств
выражения — пятна и линии —
в иллюстрациях художников к
детским книгам
Осваивать навыки работы графическими материа-
лами.
Наблюдать и анализировать характер линий
в природе.
Создавать линейный рисунок — упражнение на
разный характер линий.
Выполнять с натуры рисунок листа дерева.
Рассматривать и обсуждать характер формы
листа.
Осваивать последовательность выполнения
рисунка.
Приобретать опыт обобщения видимой формы
предмета.
Анализировать и сравнивать соотношение
частей, составляющих одно целое, рассматривать
Цвет как одно из главных средств
выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока.
Три основных цвета. Ассоциативные
представления, связанные с каждым
из цветов. Навыки смешения красок
и получения нового цвета.
Эмоциональная выразительность
цвета.
Цвет как выражение настроения,
душевного состояния.
Наш мир украшают цветы. Живо-
писное изображение по представле-
нию и восприятию разных по цвету
и формам цветков. Развитие навыков
работы гуашью и навыков наблюде-
ния.
Тематическая композиция «Времена
года». Контрастные цветовые состоя-
ния времён года. Работа гуашью,
в технике аппликации или в смешан-
ной технике.
Техника монотипии. Представления
о симметрии. Развитие ассоциативно-
го воображения
Осваивать навыки работы гуашью в условиях
школьного урока.
Знать три основных цвета.
Обсуждать ассоциативные представления, связан-
ные с каждым цветом.
Экспериментировать, исследовать возможности
смешения красок, наложения цвета на цвет,
размывания цвета в процессе работы над разно-
цветным ковриком.
Осознавать эмоциональное звучание цвета, то,
что разный цвет «рассказывает» о разном настрое-
нии — весёлом, задумчивом, грустном и др.
Объяснять, как разное настроение героев передано
художником в иллюстрациях.
Выполнить красками рисунок с весёлым или
грустным настроением.
Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов
на основе демонстрируемых фотографий или
по представлению.
Развивать навыки аналитического рассматрива-
ния разной формы и строения цветов.
Выполнить изображения разных времён года.
Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое
время года и почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года.
Иметь представления о свойствах печатной
техники.
Осваивать технику монотипии для развития
живописных умений и воображения.
Осваивать свойства симметрии
Изображение в объёме. Приёмы рабо-
ты с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д. ).
Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.
Бумажная пластика. Овладение
первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания в работе
над объёмной аппликацией.
Лепка игрушки по мотивам одного
из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымков-
ская, каргопольская игрушки или
по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги
и картона
Наблюдать, воспринимать выразительные
образные объёмы в природе: на что похожи формы
облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в клас-
се на основе фотографий).
Осваивать первичные навыки лепки — изображе-
ния в объёме.
Лепить из целого куска пластилина мелких зверу-
шек путём вытягивания, вдавливания.
Овладевать первичными навыками работы
в объёмной аппликации и коллаже.
Осваивать навыки объёмной аппликации (напри-
мер, изображение птицы — хвост, хохолок,
крылья на основе простых приёмов работы с бума-
гой).
Рассматривать и характеризовать глиняные
игрушки известных народных художественных
промыслов.
Анализировать строение формы, частей и пропор-
ций игрушки выбранного промысла.
Осваивать этапы лепки формы игрушки и её
частей.
Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранно-
го народного промысла.
Осваивать приёмы создания объёмных изображе-
ний из бумаги.
Приобретать опыт коллективной работы по
созданию в технике аппликации панно из работ
учащихся
Узоры в природе.
Наблюдение узоров в живой природе
(в условиях урока на основе фото-
графий). Эмоционально-эстетиче-
ское восприятие объектов действи-
тельности. Ассоциативное сопостав-
ление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искус-
ства.
Представления о симметрии и
наблюдение её в природе. Последова-
тельное ведение работы над изобра-
жением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.
Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и расти-
тельные.
Декоративная композиция в круге
или полосе.
Орнамент, характерный для игрушек
одного из наиболее известных
народных художественных промыс-
лов. Дымковская, каргопольская
игрушка или по выбору учителя
с учётом местных промыслов.
Оригами — создание игрушки для
новогодней ёлки. Приёмы складыва-
ния бумаги.
Форма и украшение бытовых предме-
тов.
Приёмы бумагопластики. Сумка или
упаковка и её декор
Рассматривать и эстетически характеризовать
различные примеры узоров в природе (на основе
фотографий).
Приводить примеры и делать ассоциативные
сопоставления с орнаментами в предметах декора-
тивно-прикладного искусства.
Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её
крылья.
Приобретать опыт использования правил симме-
трии при выполнении рисунка.
Рассматривать и характеризовать примеры
художественно выполненных орнаментов.
Определять в предложенных орнаментах мотивы
изображения: растительные, геометрические,
анималистические.
Рассматривать орнаменты в круге, полосе,
квадрате в соответствии с оформляемой предмет-
ной поверхностью.
Выполнить гуашью творческое орнаментальное
стилизованное изображение цветка, птицы и др.
(по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта).
Рассматривать и характеризовать орнамент,
украшающий игрушку выбранного промысла.
Выполнить на бумаге красками рисунок орнамен-
та выбранной игрушки.
Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орна-
менты на свою игрушку, сделанную по мотивам
народного промысла.
Осваивать технику оригами, сложение неслож-
ных фигурок.
Узнавать о работе художника по изготовлению
бытовых вещей.
Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами,
клеем, подручными материалами.
Наблюдение разнообразия архитек-
турных построек в окружающем
мире по фотографиям, обсуждение
их особенностей и составных частей
зданий.
Освоение приёмов конструирования
из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладе-
ние приёмами склеивания деталей,
надрезания, вырезания деталей,
использование приёмов симметрии.
Макетирование (или создание аппли-
кации) пространственной среды
сказочного города из бумаги, картона
или пластилина
Рассматривать и сравнивать различные здания
в окружающем мире (по фотографиям).
Анализировать и характеризовать особенности
и составные части рассматриваемых зданий.
Выполнить рисунок придуманного дома на основе
полученных впечатлений (техника работы может
быть любой, например с помощью мелких печа-
ток).
Осваивать приёмы складывания объёмных
простых геометрических тел из бумаги (параллеле-
пипед, конус, пирамида) в качестве основы для
домиков.
Осваивать приёмы склеивания деталей, симме-
тричного надрезания, вырезания деталей и др.,
чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы
для бумажных домиков.
Макетировать в игровой форме пространство ска-
зочного городка (или построить городок в виде
объёмной аппликации)
Модуль
«Восприятие
произведений
искусства» ( 5 часов)
Восприятие произведений детского
творчества. Обсуждение сюжетного
и эмоционального содержания
детских работ.
Художественное наблюдение окружа-
ющего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций
к детским книгам на основе содержа-
тельных установок учителя в соот-
ветствии с изучаемой темой.
Знакомство с живописной картиной.
Обсуждение произведений с ярко
выраженным эмоциональным настро-
ением или со сказочным сюжетом.
Произведения В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников
(по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение
зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих
установок наблюдения.
Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
Произведения И. И. Левитана,
А. Г. Венецианова И. И. Шишкина,
А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога
и других художников (по выбору
учителя) по теме «Времена года»
Наблюдать, разглядывать, анализировать
детские работы с позиций их содержания и
сюжета, настроения, расположения на листе,
цветового содержания, соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения
природы на основе эмоциональных впечатлений
и с учётом визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения
предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической
задачи (установки).
Осваивать опыт восприятия и аналитического
наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии
с учебной установкой.
Приобретать опыт специально организованного
общения со станковой картиной.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального
общения со станковой картиной.
Приобретать опыт зрительских умений, включа-
ющих необходимые знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с личным жизненным
опытом зрителя.
Рассказывать и обсуждать зрительские впечатле-
ния и мысли.
Знать основные произведения изучаемых худож-
ников
Фотографирование мелких деталей
природы, запечатление на фотогра-
фиях ярких зрительных впечатле-
ний.
Обсуждение в условиях урока
ученических фотографий, соответ-
ствующих изучаемой теме
Приобретать опыт фотографирования с целью
эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий
с точки зрения цели сделанного снимка, значимо-
сти его содержания, его композиции