Право граждан на информацию и его гарантии
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
В отсутствие свободного доступа граждан к информации, при информационной закрытости, «непрозрачности» органов государственной власти весь набор демократических институтов легко может приобрести имитационно-декоративный характер, а «носитель суверенитета и единственный источник власти» может превратиться в манипулируемый «электорат». В этой связи весьма показательно, что общественная дискуссия о характере современного политического процесса в России, которая ведется как у нас, так и за рубежом, в значительной степени сфокусирована на проблемах прозрачности государственной власти и реализации права граждан на информацию.
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни»[1].
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.[2] в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:
· право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
· право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
· свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
· свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
· право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
· право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
· право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
· свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
· свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
· право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
· право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)
19п. 1 ст. 31 ФЗ "О рекламе" говорится, что юридические лица или граждане за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
В этой связи в прежнем КоАП РСФСР, действовавшем до 1 июля 2002 г., административная ответственность наступала тогда, когда был установлен факт ненадлежащей рекламы или произошел отказ от контррекламы, не были предоставлены в установленный срок сведения по требованию антимонопольного органа (п. 2 ст. 31). Административная ответственность в этих случаях могла быть в виде предупреждения или штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Если ненадлежащая реклама появилась после наложения административного взыскания в течение года, то наступает уголовная ответственность. Также уголовная ответственность наступает в результате заведомо ложной рекламы, совершенной с целью получить прибыль (доход) и причинившей существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.
МАП налагает штраф на нарушителей за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе и решения об осуществлении контррекламы в размере 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Причем взыскание штрафа производится в судебном порядке, если он не уплачен добровольно. Однако уплата штрафа не освобождает нарушителей от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.
Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения МАПа в соответствии с законодательством РФ. Не приостанавливаются исполнение предписания или решения МАПа, если суд или арбитражный суд не вынесли определение о приостановлении исполнения этих актов.
В актах органов саморегулирования в области рекламы прописаны правила поведения на рекламном рынке. За невыполнение норм морали, нравственности и этики нарушитель несет ответственность - органы саморегулирования выносят рекомендации, а затем, если к ним не прислушиваются, вправе применить такое наказание, как публичная огласка. Это наказание иногда для рекламодателей является большим наказанием, чем наказания МАПа.
До принятия Российского рекламного кодекса саморегулирование опиралось на Международный кодекс рекламной практики (МТП). В новом Российском рекламном кодексе отражены положения из МТП, адаптированные на российский рекламный рынок. Так, в п. 1 ст. 14 ("Ответственность") сказано: "Ответственность за соблюдение правил, изложенных в настоящем Кодексе, несут рекламодатель, рекламное агентство или компания, занимающаяся рекламной деятельностью (рекламопроизводитель) в части содержания информации для создания рекламы, ее оформления, производства и подготовки, а также рекламораспространитель в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы".
Также в п. 2 ст. 14 говорится: "Участники рекламного процесса (включая руководителей и сотрудников компании, фирм и организаций, участвующих в производстве и распространении рекламы) должны руководствоваться общими интересами и доброй волей в стремлении соблюдать Кодекс". В п. 6 ст. 14 указано, что "каждый рекламодатель, рекламное агентство и рекламораспространитель берут на себя обязательство не принимать участие в публикации рекламы, которая была признана неприемлемой РСР или уполномоченными им органами саморегулирования".
В ст. 15 РРК "Исполнение" обозначено, что "контроль за исполнением настоящего Кодекса осуществляется Рекламным советом России и уполномоченными им органами саморегулирования".
Установив факт появления некорректной или недобросовестной рекламы, структуры саморегулирования могут, не прибегая к законодательной Думе, призвать к ответственности коллег-нарушителей. Средства воздействия - это публичная критика, коллективный бойкот, штрафы и т.д.
Обратимся к важнейшим нормативно-правовым актам, в которых предусмотрена также ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Так, в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (редакция от 20 марта 2001 N 26-ФЗ) ст. 157.1, ст. 157.2, ст. 224.4 предусматривалась административная ответственность за непредставление сведений МАПу и неисполнение его предписаний, за что взимался определенный законом штраф.
Следует учесть, что и новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобренный Советом Федерации 26 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ В. Путиным 30 декабря 2001 г. за N 196-ФЗ и вступивший в законную силу с 1 июля 2002 г., также предусмотрел административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Так, в ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда <*>.
Воспользуйтесь поиском по сайту: