Тренды в российской упаковке 2013
Как упаковка продает товар и что делать, чтобы продажи росли. (По материалам журнала «Маркетолог» за 2004 год.) Ваша упаковка идеальна, если: • она не выпадает из «прилавка», • заметна среди конкурентов, • легко запоминается потребителями, • соответствует позиционированию товара и маркетинговым задачам, • технологична и удобна при транспортировке. Всего 5 показателей, каждый по отдельности легко достижим, а вот сочетать их вместе - искусство. Подробнее об этом рассказывает руководитель дизайн-бюро «Пионер» Наталья Вишневская. Наверняка, еще в первобытнообщинном обществе дикий человек имел гораздо больше шансов завоевать сердце своей дикой подруги, принеся ей кость, завернутую в шкуру какой-нибудь дикой кошки, а не в фиговый листок. Так что, помимо сугубо утилитарного (хранение и т.п.) и идентификационного назначения, упаковка играет важнейшую роль в восприятии товара, формируя его образ и систему потребительских ожиданий. А с приходом царствования брэндинга, упаковка стала частью образа жизни, формируя стратификационные потребительские стандарты. Итак, как сделать идеальную упаковку? Чем руководствоваться? Придерживаться золотой середины или шокировать уже слегка одуревшего от товарного изобилия потребителя? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы с позиции создателей дизайна товарных брэндов и упаковки. Критериев «хорошего костюма» Не секрет, что в приличном обществе быть хорошо одетым значит быть одетым со вкусом и применительно к ситуации. Поэтому главный критерий при создании упаковки — «А мне так нравится!» — не рассматривается и отдается на откуп искусствоведам.
КРИТЕРИЙ СООТВЕТСТВИЯ Первое требование к любой упаковке — соответствие «прилавку», на котором товар выставляется. Принцип организации товара на местах продажи делает принадлежность товара определенной товарной группе не формальной, а физически ощутимой характеристикой. В сознании сразу возникает образ того, как представлены товары определенной группы в магазине, супермаркете и т.д. Поэтому можно говорить о «прилавке» как об условном термине, позволяющем различать совокупности товара. Для каждого такого «прилавка» характерны определенные черты и свои визуальные законы, общие для разных стилей, ценовых ниш и т.д. Интуитивно даже рядовой потребитель улавливает их, и при показе различных упаковок, сходных по форме и размеру, без сопутствующих иллюстраций и информации, он отличит парфюм от кондитерских изделий. Общие черты и законы проявляются, как правило, в характере графемы названия (логотипе), цветовой гамме, форме упаковок одного «прилавка», а также различных степенях свободы в их использовании. Ограниченная степень свободы дизайна характерна для фармацевтических продуктов, гораздо большая — для вин, кондитерских товаров. Анализ и выявление общих черт и законов необходимо для того, чтобы упаковка органично вписывалась, а не выпадала из профильного «прилавка». Совет: при создании новой упаковки или корректировке дизайна старой не ленитесь делать две вещи: создайте импровизированный «прилавок» и анализируйте эскизы только в объеме (вырезайте, клейте, максимально имитируя реальный формат упаковки, потому что то, что хорошо на плоскости, иногда не работает в объеме). КРИТЕРИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ_________________ Однако соответствие «прилавку» до растворения, смешения с другими упаковками недопустимо, так как попросту теряется всякий смысл создания оригинальной упаковки. Наша упаковка должна выделяться среди конкурентов. Применение критерия выделения целиком к товарной группе затрудняет анализ и мешает грамотному позиционированию. Как правило, даже в очень широких товарных группах нас будут интересовать 6-7 ближайших конкурентов, выделенных по ценовому сегментированию, целевой аудитории, маркетинговым задачам (например, долю рынка каких существующих конкурентов мы хотим получить). При всем различии дизайна, стиля и т.д., всегда есть ряд визуальных признаков, объединяющих их. К примеру, рассмотрим многочисленную товарную группу пива, она делится на сегменты: доступный сегмент, базовый сегмент, локальный премиум и премиум. Этикетки торговых марок одного сегмента могут быть абсолютно разными. Однако если проанализировать переход от базового сегмента к премиуму, то нетрудно заметить, что повышение стоимости пива пропорционально уменьшению одушевленных образов на этикетке. Совет: устройте себе полку с ближайшими конкурентами, пропитайтесь их энергетикой, «узнайте врага в лицо», чтобы понять, в чем можно быть лучше.
КРИТЕРИЙ Мы уже принимаем наш товар за «своего», выделяем его среди конкурентов, но это еще не все. Важно, способна ли упаковка удерживаться в памяти потребителей долгое время, насколько она при этом трансформируется и легко ли потом воспроизводится. Чтобы это выяснить, на разных этапах создания упаковки проводят специальные вербальные (в основном на название товара) и визуальные тесты в несколько этапов. Как правило, у респондентов выявляется соответствие позиционирования и посыла, содержащихся в названии и упаковке в целом, восприятию их потребителем. На следующий день на этой же аудитории респондентов выявляется, насколько вербальная и визуальная информация сохранялась в памяти и насколько она трансформировалась. Трудно создать упаковку, для которой показатели восприятия, удержания, трансформации были бы на максимуме. Скорее, возможно достижение некоторого баланса, при котором все показатели не стремятся к пулю. Совет: очень важный этап — если сомневаетесь в адекватном вашим задачам восприятии потребителем названия, упаковки в целом или отдельных ее элементов, проведите тесты. Затраты на них окупятся многократно. Только доверьтесь в этом профессионалам.
КРИТЕРИЙ Это скорее набор критериев, формируемых маркетинговой ситуацией и задачами, позиционированием товара, его целевой аудиторией и т.д. Эти критерии, которые ложатся в основу стандартного брифа на разработку дизайна упаковки. К ним надо относится очень ответственно. Любая ошибка в формулировании может перечеркнуть всю работу по созданию упаковки. Например, ошибка в ценовом позиционировании приведет к выделению совершенно другого конкурентного ряда и, соответственно, повлечет выбор иных пластических средств. В итоге упаковка, которая бы «работала» в дешевом ценовом сегменте, будет нелепа в дорогом. Даже такие аспекты маркетинговой стратегии продвижения, как наличие/отсутствие, объем и характер рекламной поддержки, влияют на решения дизайна. Скажем, упаковка продуктов масс-маркета одной товарной группы, предусматривающих различную рекламную поддержку, повлияет па образную насыщенность и выбор айдентики (набор вспомогательных к названию/брэнду графических элементов, позволяющих идентифицировать определенные свойства продукта). Когда в 1997 году компания «Кэдберри» заказала нам разработку брэнда, отвечающего на тот момент ностальгической потребности в родном «Бабаеве» и «Красном Октябре», но при этом самопродаваемом (т.е. не предполагающим вообще никакой рекламной поддержки), мы пошли на сознательное нарушение законов визуализации брэнда. Так родилась первая версия «Золотого фонда» «Кэдбери», где собственно брэнд «Золотой Фонд» присутствовал в виде клейма качества, а крупно фигурировали небрэндовое название Новгород/Ростов/ Ярославль с иллюстрацией известных храмов этих городов. Тем самым достигалась максимальная ясность посыла: западная компания — качество — национальные традиции — уважение к ним. Выбор цветовой гаммы, техника создания иллюстраций усиливали эффект. При релонче брэнда (запуске продукта в новой упаковке) внимание было сосредоточено на логотипе брэнда в его классическом виде, цветовая гамма и иллюстрация остались неизменными для обеспечения преемственности. В таком виде брэнд жив и процветает до сих пор.
При характеристике целевой аудитории важно выделить не только общие социо-демографические, но и связанные с образом жизни характеристики. Потому, что молодежный авангард и молодежная классика -две разные вещи, за каждой свой графический арсенал. Совет: максимальная обоснованность и ответственность и формировании этих критериев. Лишней информации 3десь не бывает. КРИТЕРИЙ Если оставить в стороне премудрости дизайна и маркетинговые хитрости, то высвечивается первое и самое банальное требование к упаковке — сохранять товар при транспортировке. Развитие новых технологий влечет за собой появление и новых видов упаковки. Последние влияют на стандарты потребления, формируют моду, образ жизни. Из просто функциональной упаковка становится культовой вещью, характеризующей стиль жизни. Вспомним, хотя бы алюминиевую банку или упаковку «Тетра Пак», произведшую революцию на потребительском рынке в 1961 году. Развитие полимерной промышленности, технологии переработки вторсырья и макулатуры создают бесконечное разнообразие классных вещей, на которые приятно и глаз положить и в руки взять. Но упаковка должна быть, прежде всего, экономичной. Сложность созданного дизайна при воплощении может влететь производителю, что называется, в копеечку. Поэтому, тщательный просчет себестоимости, технические возможности производства должны быть известны до начала разработки дизайна. Печать в 2 краски не препятствие для хорошего дизайна, а условие. Например, разрабатывая брэнд «Веро-лекарства», нам удалось добиться оригинальности и узнаваемости на бедном по арсеналу выразительных средств рецептурном прилавке, на тех самых двух красках. Совет: работайте с профессионалами, для которых условия, ограничивающие возможности дизайна, не являются приговором. Итак, критерии с которыми мы подходим к созданию упаковки, обрисованы. При выводе на рынок нового товара необходимость «одеть» его очевидна, а если товар уже в продаже? Как узнать, необходимо ли менять упаковку? ПОРА МЕНЯТЬ УПАКОВКУ? Первый сигнал к тому, что упаковку нужно менять - это снижение уровня продаж. А если на рынок внедряется новый товар, то индикатором упаковки служит выход или не выход на плановый уровень продаж. Безусловно, причин провала товара могут быть самые разные: неправильно построенная дистрибьюторская система, отсутствие мерчандайзинга, некорректная рекламная поддержка, цены, не выдерживающие конкуренции. Но упаковка товара и его выкладка на местах продаж все же становятся очень существенными факторами при покупке, особенно при первой.
Если выведенный товар смог занять свою нишу на рынке, это не значит, что он может годами продаваться в одной и той же упаковке. У упаковки, как и у любого товара, есть свой жизненный цикл: момент новизны, момент стабильного восприятия и, наконец, момент устаревания, после которого уровень продаж постепенно снижается. Чтобы избежать «старения» упаковки, производители в нужный момент ее изменяют. Причем, при смене упаковки можно пересмотреть и внести новые акценты в позиционировании, не меняя сам товар. Безусловно, необходимо пересмотреть текущие и стратегические маркетинговые задачи, систему продвижения. Фактически, заново проходим процедуру запуска, но с учетом опыта продаж. Если принято решение изменить упаковку, а денег на масштабные маркетинговые исследования нет, в этом случае желательные для потребителей изменения в упаковке можно определить с помощью обратной связи. Это могут быть отклики потребителей или мнение дистрибуторов, последние основываясь на практическом опыте продаж, хорошо ориентируются в потребительских стереотипах восприятия товара, знают, какая марка раскупается лучше остальных, какая упаковка привлекает наибольшее внимание. Конечно, это не может заменить полноценные исследования, но некоторые аспекты ситуации позволит высветить. В продолжении материала мы подробнее остановимся на самой технологии создания упаковки, восприятии упаковки потребителями, определенных стереотипах и факторах, их формирующих, необходимости и целесообразности проведения исследований в этой области, что такое брэнды и чем они отличаются от не брэндированных товаров, процедуре визуализации брэнда, саб-брэндах, айдентике.
Тренды в российской упаковке 2013 Последнюю пару лет в логотипах и упаковке крупные компании активно используют принцип «крупнее и проще»: из логотипов убирают лишние элементы, оставляя стилизованный, но узнаваемый знак. Например, Nivea и Google сменили логотипыв 2013 году. Вслед за крупными фирмами этот прием стали применять и локальные игроки рынка, для которых простота также может добавить баллов к узнаваемости и статусу. В прошлом году эту стратегию на российском рынке опробовали сразу несколько производителей. «Valio» и «ГринАгро» залили упаковки цветом, оставив всю информацию и все эмоции в крынках, Останкинский молочный комбинат вынес на передний план «аутентичные» логотипы, а Московская пивоваренная компания и HEINEKEN Russia развернули логополотна на всю площадь банок.
Выражать индивидуальность бренда через шрифт берутся игроки всех калибров. Шрифтовая композиция зачастую выступает платформой для создания экстравагантных лимитированных серий Heinz и Rich, или становится основным маркером ностальгической стилистики конфеты Комильфо, сок «Одесский». В других случаях с помощью шрифта поддерживается общая дизайн-концепция или выделяется название продукта на упаковке, привлекая внимание к продукту.
Черный — это больше не страшно. На путь, проложенный агентством KIAN для«Ярмарки», сворачивают производители колбас, хлебцев, сахара — та же «Ярмарка» готова переупаковать свои обычные крупы в черные пакеты, пусть и без фирменного клапана. Формально не покидая своего среднего ценового сегмента, эти бренды чувствуют себя в черном так же уверенно, как привыкший к «трауру» премиум. В то же время и в премиуме спорные решения уступают место более адекватным и продуманным.
Из всех разновидностей «вчерашнего дизайна» агентства чаще всего выбирают советское ретро, пресловутый пин-ап и то, что в пресс-релизах, не боясь прогневить небо, называют «славянским ретро». В 2013 году в жанре «Back to USSR» особенно лютовали алкогольные бренды, иногда убедительно, иногда весьма небрежно.
С ростом конкуренции главным условием успешного выхода на рынок становится максимально точное таргетирование целевой аудитории. Наведение резкости на потребителя открывает новые сегменты (об этом хорошо рассказывает «Depot WPF»). Так, решением для новой частной марки офисной бумаги «Драгоценные камни» становится ориентация на женщин, а косметика по уходу за детской кожей «Papa care» обращается к мужчинам. В целом курс на мужскую аудиторию берут многие бренды, не теряя при этом основной, женской. В рекламных коммуникациях лицом к отцам поворачиваются «ФрутоНяня» и «Детский мир». С не меньшей активностью в спектр свежих аудиторий включают молодежь. Одни, как «Вимм-Билль-Дан», подтягивают ее через рекламу («Домик в деревне»), другие дерзко ставят на консервативную полку новый специфический бренд, ориентированный на молодых. Наряду с проработкой новых аудиторий агентства словно ищут новые точки влияния на аудитории существующие. Одна из них — обращение к внутреннему ребенку, заставляющая бренды обращаться к жизнерадостным палитрам, колоритной «мультипликационной» графике и жанровому неймингу. Ребенок в потребителе непосредственнее реагирует на дизайн и имеет право на импульсивные «Хочу!» и «Купи!».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|