Разработка занятия (мероприятия)
Имеет целью демонстрацию педагогом (автором) применения на занятии (мероприятии) эффективных педагогических средств обеспечения здоровьесберегающего характера образовательного процесса в его содержательном и технологическом аспектах.
Разработка занятия (мероприятия) может быть, по усмотрению автора, представлена технологической картой занятия и сценарием или конспектом занятия в рамках урочной или внеурочной деятельности.
Само занятие (мероприятие) представляется в виде подробной разработки, раскрывающей его цель и задачи, структуру, содержание работы, методы и технологию работы, особенности деятельности участников – в зависимости от формы самого мероприятия.
Предлагаемый текст разработки должен способствовать созданию у эксперта целостной и логичной картины того, что, почему, для чего, с кем, как будет происходить на данном занятии, и что это даст в результате. Предлагаемый текст разработки должен содержать информацию о содержании и технологии работы педагога, достаточную для того, чтобы данный проект занятия мог быть понят, осмыслен и воспроизведен в практике другого педагога без потери основного смысла и достигаемых результатов.
Для разработки, имеющей характер сценария, особенно важно подробно заполнить информационную карту! Конспект или сценарий мероприятия предваряется пояснительной запиской, кратко разъясняющей экспертам и жюри: - тему (название) занятия; - какую роль играет данное занятие (мероприятие) в реализации здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, в формировании здорового образа жизни и ценностного отношения участников к своему здоровью – это следует осветить максимально подробно;
- его место в образовательном процессе; - для кого проводится занятие (мероприятие); какие особенности целевой аудитории следует учитывать; - его продолжительность; - кто его проводит; - кто в нем участвует; - цель и задачи; планируемые результаты; - особенности организации работы на занятии или деятельности участников (форма работы, методы, используемые педагогические технологии); - необходимые для проведения занятия (мероприятия) средства (педагогические, дидактические, технические и т.п.); - какие здоровьесберегающие технологии или приемы работы используются на занятии, рекомендации по их правильному и уместному применению.
Обратите внимание, что сценарий занятия (мероприятия) может быть целесообразен и возможен не для всех видов занятий, а только в тех случаях, когда участники или часть участников выполняют определенные роли с готовым текстом (театрализация, праздник, форум-театр). При этом вся деятельность участников (ведущих, исполнителей, зрителей и др.) предопределена сценарием, а их собственная активность и самостоятельность практически сводится к нулю. В этом случае имеет смысл предусмотреть часть, когда участниками предлагаются виды деятельности, поддерживающие их активность, самостоятельность, творческие, познавательные, коммуникативные и др. способности, когда создаются условия для проявления ими субъектности, критичности, рефлексивности и т.п. Это могут быть вопросы, задания, задачи, упражнения, виды практической деятельности, участие в проведении опытов, включение участников в создание небольших проектов, в дискуссии и др. Активизации участников занятия (мероприятия) способствует использование педагогами методов активного и интерактивного обучения, использование заданий, предполагающих рефлексию участников.
На занятиях, когда предполагается определенная неопределенность развития событий, мыслей, активность и самостоятельность участников, заранее предопределить ответы и действия участников не только невозможно, но и не имеет смысла.
Однако в этом случае следует наметить желаемые результаты, которые ожидает педагог от участников (открытие знания, формулы, правила, проявление понимания действия закономерностей, демонстрация умений и т.п.).
Представляется, что более удобно и целесообразно представить не сценарий, а конспект занятия (мероприятия), подробно описывающий этапы и содержание работы всех участников.
Структура занятия определяется самим педагогом, зависит от выбранной педагогом формы проведения занятия или педагогической технологии. Форма и содержание занятия и деятельности его участников определяется поставленной педагогом целью и задачами. Выбираемые педагогические методы определяются как целью и содержанием занятия, так и особенностями его участников (целевой аудитории), также и творческой индивидуальностью самого педагога. Содержание, выбираемые форма, методы работы подчиняются общему творческому замыслу проектируемого занятия, его ведущей идее.
Следует обратить внимание на характер и содержание деятельности участников и подробно и конкретно прописать, как она будет организована, сформировать и представить текст инструкций и заданий, предлагаемых участникам, указать регламент работы. Представить (при необходимости) варианты заданий, тексты, дидактические материалы, с которыми будут работать участники.
При организации работы в форме игры, проектной работы, лабораторного исследования и т.п.следует четко прописать все этапы работы, роли участников, их функции, выполняемые задания, правила и способы взаимодействия между группами, отдельными участниками.
Следует обратить особое внимание на здоровьесберегающий режим занятия, способы обеспечения психологического комфорта, обучение участников применению различных приемов, обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья в широком и узком понимании этого процесса.
Если занятие имеет характер беседы, дискуссии, диалога, то следует обратить внимание на систему проблемных ситуаций, проблемных и других вопросов, на их формулировку, вариативность и разнообразие, направленное на стимулирование и поддержание хода беседы, проблемного поиска, дискуссии.
К разработке мероприятия могут прилагаться любые сопроводительные материалы (дидактические материалы, презентации, методические рекомендации педагогу, инструкции участникам, варианты заданий, игр, упражнений и т.п., в т.ч. видеозапись мероприятия) – отдельными файлами. Имя файла должно отражать его содержание, в основном тексте конкурсной работы в соответствующих местах должны быть отсылки к этим файлам (например, «см. файл Задания для викторины», или «см. файл Презентация к теории»). В дополнительном файле должно быть пояснено, какое место занимает данный материал в реализации мероприятия.
Участник сам решает, нужны ли дополнительные материалы и какие именно целесообразно прилагать.
Структура и содержание работы (занятия, мероприятия) должны соответствовать общим современным требованиям, предъявляемым к образовательным, учебно-воспитательным, развивающим, коррекционно-развивающим и др. занятиям (мероприятиям).
Содержание конкурсной работы должно так или иначе отразить - ее связь с задачами здоровьесбережения и формирования ценностного отношения к своему здоровью; - актуальность, важность и значимость мероприятия для целевой аудитории, - системный и деятельностный, личностно ориентированный или компетентностный подходы к решению поставленных задач, - учет социальной ситуации развития школьника, специфики региональных и местных социально-культурных, экологических и др. факторов, - учет запросов, индивидуальных особенностей, интересов целевой аудитории
Содержание работы должно отвечать критериям актуальности, концептуальности, образовательного, воспитательного, развивающего потенциала, личностной значимости; деятельностного подхода, активности участников продуктивности здоровьесберегающего характера используемых технологий новизны подхода (не обязательно, но может при экспертизе давать дополнительные баллы), эффективности, оптимальности необходимых ресурсов и затрат достигаемому результату отражать собственное педагогическое творчество автора(-ов)
Содержание работы должно быть четко структурировано, логично изложено, единообразно оформлено
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|