Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура педагогического процесса

Функции и свойства педагогического процесса

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

-реализуется, прежде всего, в процессе обучения;

-во внеклассной работе;

-в деятельности учреждений дополнительного образования.

 

Воспитательная (проявляется во всем):

-в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

-в личности и профессионализме педагога;

-в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

 

Развивающая:

-Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

 

Свойствами педагогического процесса являются:

целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

 

Структура педагогического процесса

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

1)Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

-эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

-мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

-формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

2)Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

3)Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан с разработкой и отбором содержания образования.

Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;

Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

4)Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.

Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

5)Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

6)Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

 

26. Педагогический процесс как система.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

-указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

-понимание системы как множества элементов, которые находятся в определенных отношениях между собой.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г. Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

-наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная система, обладающая основными свойствами системы. Минимальное допустимое число элементов в системе – два;

-наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов;

-наличие интегративных качеств, т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

-наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы;

-наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:

-во взаимодействии с внешней средой;

-во взаимодействии данной системы с системами более низкого или высокого порядка;

-наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

-наличие управления.

Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система».

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанная с внешней средой.

Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.

Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Любое образовательное учреждение рассматривается как сложная социально- педагогическая система. Процесс обучения, процесс воспитания являются подсистемой педагогического процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.

 

28)Движущие силы педагогического процесса.

Условием любого развития и движения – является разрешение противоречий, которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой.

Какие противоречия присущи педагогическому процессу? Противоречия, возникающие между компонентами педагогического процесса. Эти противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.

 

29) Закономерности образовательного процесса.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:

1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

• наследственности;

• воспитательной и учебной среды;

• применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия

6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

• интенсивности и качества чувственного восприятия;

• логического осмысления воспринятого;

• практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

• действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

• интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

30)Принципы педагогического процесса.

Современные педагоги выделяют принципы организации и принципы руководства педагогическим процессом.

Выделяются следующие принципы организации функционирования педагогического процесса:

• Принцип научности

• Общественно значимая целевая направленность педагогического процесса.

• Комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса.

• Принцип активности субъектов педагогического процесса.

• Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса.

• Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса.

• Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса.

• Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса.

• Создание комфортного психологического климата.

• Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.

 

40. Методическая работа в ССУЗ

1. Методическая работа в ССУЗе служит обеспечению непрерывного

внутриссузовского повышения квалификации персонала, направленного на

формирование и развитие его опережающей профессиональной компетентно

сти. Целью проектирования методической работы в ССУЗе является создание

инновационной личностно-ориентированнои модели внутриорганизационнои

системы развития персонала ССУЗа, реализация проекта и соотнесение полу

ченного результата с ранее запланированным.

Проектирование методической работы в ССУЗе становится «механизмом» профессионально-личностного саморазвития преподавателей посредством вовлечения их в процесс коллективной разработки содержания и технологии методической работы, самостоятельного выбора траектории профессионального роста, привлечения их к принятию управленческих решений по поводу создания и развития системы внутриссузовского повышения квалификации персонала, свободы творчества, внедрения инноваций в сферу профессиональной деятельности и в процесс построения методической работы.

2. Модель проектирования методической работы в ССУЗе включает

следующие компоненты: -концептуальный, в котором представлены системно-деятельностный, профессионально-компетентностный и андрагогический подходы, определяющие методологические основания разработки проекта методической работы в ССУЗе, принципы (принципы системности, антропоцентризма, андрагогизации), а также тенденции проектирования (демократизации и гуманизации технологии повышения квалификации преподавателей, учет своеобразия образовательного учреждения и индивидуальных профессионально-личностных потребностей преподавателей, интеграции педагогической деятельности и проектирования методической работы в ССУЗе);

-содержательно-целевой, определяющий цели, задачи проектирования методической работы в ССУЗе, источники формирования содержания методической работы в ССУЗе (Государственные требования, модель личности и профессиональной деятельности преподавателя ССУЗа);

-организационно-технологический, содержащий технологию, организационно-педагогические, информационные, субъектно-личностные условия проектирования методической работы в ССУЗе;

рефлексивный, включающий критерии оценки качества процесса и результата проектирования методической работы.

3. Технология проектирования методической работы в ССУЗе обеспечивает разработку концепции, моделирование, конструирование и программирование непрерывного внутриорганизационного повышения квалификации преподавателей, направленного на развитие их профессиональной компетентности, и включает в себя «выращивание» творческих коллективов «проектировщиков» из персонала ССУЗа, философское осмысление ими миссии, ценностей и предмета профессиональной деятельности преподавателя, коллективную разработку модели его личности и профессиональной деятельности, рефлексию имеющегося уровня профессиональной компетентности и ориентацию на «зону ближайшего развития», прогноз проблем будущей профессиональной деятельности персонала ССУЗа, презентацию моделей методической работы в ССУЗе и процедуры ее проектирования, создание интегрированной образовательной программы внутриссузовского повышения квалификации и индивидуальных программ самообразования преподавателей, рефлексию результатов методической деятельности, оценку качества реализации интегрированной образовательной программы (ИОП), определение причин рассогласования между ожидаемыми и реально достигнутыми результатами внедрения интегрированной образовательной программы (ИОП) в ССУЗе, принятие решений по дальнейшему совершенствованию ИОП.

Оценка эффективности модели проектирования методической работы в образовательном учреждении осуществляется на основе следующих критериев: формирования и развития профессиональной компетентности преподавателя ССУЗа в процессе методической работы; продуктивности профессиональной деятельности преподавателя ССУЗа; проявления субъектности в проектировании методической работы в ССУЗе.

Эффективность проектирования методической работы в ССУЗе определяется комплексом педагогических условий:

-организационно-педагогических - обеспечение мотивационно-ценностной и операционно-деятельностной готовности персонала к разработке инновационных личностно-ориентированных моделей методической работы в ССУЗе, их апробации и рефлексивному соотнесению полученного результата с запланированным; определение системы проектировочных целей, задач и содержания деятельности команд «проектировщиков», предоставление методическим общностям ССУЗа самостоятельности в определении моделей функционирования и развития; «выращивание» команд «проектировщиков»;

-информационных - создание и эффективное функционирование информационной инфраструктуры по оказанию информационных услуг преподавателям - многоканальной системы внутриссузовской коммуникации и обмена информацией; формирование банка перспективных идей, разработок, проектов, создаваемых персоналом ССУЗа, которые могут быть использованы для развития системы методической работы образовательного учреждения; обеспечение открытости информации об эффективности модели проектирования методической работы в ССУЗе, создание базы данных о результативности работы структурных компонентов системы методической работы;

-субьектно-личностных - предоставление каждому преподавателю возможностей для развертывания его профессионально-педагогического потенциала, удовлетворения потребности в развитии индивидуального стиля педагогической деятельности; формирование коллектива единомышленников, понимающих и принимающих цели, задачи, предназначение методической работы в ССУЗе, осознающих, что создаваемая ими модель методической работы способна удовлетворить их профессионально-личностные интересы и оказывать помощь в решении проблем профессионально-личностного саморазвития; переосмысление ценностных основ профессиональной деятельности преподавателя ССУЗа; рефлексия процесса и результатов профессионально-личностного саморазвития в процессе методической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...