Тема №3 Растительный мир Земли ( 12 ч)
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для обучающихся 5-6 классов с УО на 2018-2019 уч. год.
Составлена на основе авторской программы по природоведению для обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, В.В Сивоглазов под редакцией В.В. Воронковой.
Программу составила: учитель биологии Винокурова Н.В.
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по природоведению для обучающихся 5-6 класса с умственной отсталостью специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (авторы: В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, В.В. Сивоглазов), с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Преподавание природоведения в коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся с УО. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё. Курс «Природоведение» ставит своей целью подготовить учащихся с умственной отсталостью к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Природоведение. Введение 6 клас Природоведение. (Неживая природа): Вода Воздух Полезные ископаемые Почва При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.
В 6 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены так же межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд). опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»). Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов. Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края. Планируемые результаты: В процессе изучения природоведения у обучающихся должны сформироваться некоторые элементарные представления об окружающем мире, о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. Обучающиеся должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Система оценки индивидуальных достижений учащихся.
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся. Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования И.М. Бгажноковой (по оценке сформированности знаний у детей с умственной отсталостью), рекомендуется использование следующей системы оценивания:
Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся. 1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. 2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. 3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам. 4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Содержание программы
5 КЛАСС
(68 ч в год, 2 ч в неделю) Учебно-тематический план
Программный материал будет пройден в полном объёме за 66ч, т.к., 2ч-праздники.
I четверть. Введение (1 ч) Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Тема №1 Вселенная (3ч) Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа №1 «Зарисовка небесных тел». Тема №2 Наш дом — Земля (12 ч) Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Практическая работа №2 «Зарисовка форм поверхности суши». Практическая работа №3 «Знакомство с полезными ископаемыми». II четверть. Тема №3 Растительный мир Земли (12 ч) Разнообразие растительного мира. Части растения. Практическая работа №4 «Зарисовка деревьев, кустарников, трав». Практическая работа №5 «Уход за комнатными растениями». Э кскурсия «Сезонные изменения в природе».
Разнообразие животного мира. III четверть. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Практическая работа №6 «Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей». Практическая работа №7 «Классификация животных». Тема №5 Человек (9ч) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Практическая работа №8 «Обработка ссадины». IV четверть. Тема №6 Есть на Земле страна — Россия (15ч) Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Практическая работа №9 «Зарисовка Государственного флага России». 6 КЛАСС
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
(68ч в год, 2 ч в неделю)
Учебно-тематический план НЕЖИВАЯ ПРИРОДА 6 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Введение. | 3ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Вода. | 12ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Воздух. | 15ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Полезные ископаемые. | 19ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Почва | 16ч |
Программа выполнена в полном объеме за 65 ч., т.к. 1ч.-день здоровья, 2ч.-праздники.
I четверть.
Введение (3 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (12ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Практическая работа
П.р.№1 «Измерение температуры воды»
II четверть.
Воздух (15 ч)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Практическая работа
П.р.№2 «Зарисовка барометра и флюгера»
IIIчетверть.
Полезные ископаемые (19 ч)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практическая работа
П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцу».
IV четверть.
Почва (16 ч)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа
П.р.№4 «Определение типов почв».
П.р.№5 «Обработка почвы на пришкольном участке».
Экскурсия к почвенным обнажениям
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Класс
Учащиеся должны знать:
• обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы.
• где располагается наша страна в мире; где находится её столица; каковы её особенности; чем занимается население страны; (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
• основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
Учащиеся должны уметь:
• называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке;давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы.
• связно пояснять проведение наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
• выполнять рекомендуемые практические работы;
• приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
• соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
• соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях).
Класс
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
Календарно-тематическое планирование
по природоведению 5 класс
Программа в количестве 68 ч. будет пройдена в полном объеме за 66 часов, т.к. 2ч.-праздника.
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока (раздела) | Виды работ по развитию речи | Примечания | |
План | Факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть |
Беседа. Полный ответ на вопрос учителя.
Повторение (проговарива-ние) за учителем основных понятий.
Комментиро-вание своих действий при выполнении практической работы.
Чтение текста. Деление текста на части. Определение основной мысли. Пересказ по плану.
Проговарива-ние новых терминов, понятий. | ||||
Введение. | |||||
1 | 4.09 | Природа и человек. | |||
Тема №1 Вселенная. | |||||
2 | 6.09 | Небесные тела, планеты, звезды. | |||
3 | 11.09 | Солнце. Солнечная система. | |||
4 | 13.09 | Исследования космоса. П.р.№1 «Зарисовка небесных тел». | |||
Тема №2 Наш дом - Земля. | |||||
5 | 18.09 | Планета Земля. | |||
6 | 20.09 | Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. | |||
7 | 25.09 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги | |||
8 | 27.09 | Экскурсия: «Ознакомление с окружающей местностью». | |||
9 | 2.10 | Поверхность суши. Горы. | |||
10 | 4.10 | П.р.№2 «Зарисовка форм поверхности суши». | |||
11 | 9.10 | Почва. | |||
12 | 11.10 | Полезные ископаемые. П.р.№3 «Знакомство с полезными ископаемыми». | |||
13 | 16.10 | Полезные ископаемые: нефть, газ, торф, каменный уголь. | |||
14 | 18.10 | Свойства воды. Вода в природе. | |||
15 | 23.10 | Воды суши: ручьи, реки, озёра, болота. | |||
16 | 25.10 | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | |||
II четверть | |||||
Тема № 3.Растительный мир Земли. |
Проговарива-ние пословиц, поговорок, загадок.
Беседа в форме диалога. Полный ответ на вопрос учителя.
Комментирование своих действий при составлении рисунка (схемы)
Ответы на вопросы по рисунку.
Чтение текста. Пересказ текста по плану.
Проговаривание новых терминов. | ||||
17 | 6.11 | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. | |||
18 | 8.11 | Части растения. | |||
19 | 13.11 | Деревья, кустарники, травы. П.р.№4 «Зарисовка деревьев, кустарников, трав». | |||
20 | 15.11 | Лиственные и хвойные деревья. | |||
21 | 20.11 | Дикорастущие и культурные кустарники. | |||
22 | 22.11 | Травы. | |||
23 | 27.11 | Декоративные растения. | |||
24 | 29.11 | Лекарственные растения. | |||
25 | 4.12 | Комнатные растения. | |||
26 | 6.12 | П.р.№5. «Уход за комнатными растениями». | |||
27 | 11.12 | Охрана растений. | |||
28 | 13.12 | Экскурсия: «Сезонные изменения в природе». | |||
Тема №4.Животный мир Земли. | |||||
29 | 18.12 | Разнообразие животного мира. П.р.№6 «Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей». | |||
30 | 20.12 | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | |||
31 | 25.12 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. П.р.№7 «Классификация животных» | |||
32 | 27.12 | Насекомые. | |||
III четверть | |||||
33 | 15.01 | Рыбы. |
Проговаривание пословиц, поговорок, загадок о природе.
Беседа в форме диалога, полный ответ на вопрос учителя. | ||
34 | 17.01 | Птицы. | |||
35 | 22.01 | Звери. | |||
36 | 24.01 | Животные рядом с человеком. | |||
37 | 29.01 | Домашние животные в городе и в деревне. | |||
38 | 31.01 | Уход за животными в живом уголке. | |||
39 | 5.02 | Певчие птицы. | |||
40 | 7.02 | Птицы живого уголка. |
Комментиро-вание своих действий при выполнении практической работы.
Чтение текста. Деление текста на части. Определение основной мысли. Пересказ по плану.
Повторение (проговарива-ние) за учителем основных понятий.
Беседа. Полный ответ на вопрос учителя. | ||
41 | 12.02 | Аквариумные рыбки. | |||
42 | 14.02 | Собаки. | |||
43 | 19.02 | Домашние кошки. | |||
44 | 21.02 | Охрана животных. | |||
45 | 27.02 | Заповедники и заказники. | |||
Тема №5 Человек. | |||||
46 | 26.02 | Как устроен наш организм. | |||
47 | 28.02 | Как работает наш организм. | |||
48 | 5.03 | Здоровье человека. | |||
49 | 7.03 | Осанка. | |||
50 | 12.03 | Органы чувств. | |||
51 | 14.03 | Здоровое питание. | |||
53 | 19.03 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | |||
54 | 21.03 | Оказание первой помощи. П.р.№8. «Обработка ссадины». | |||
IV четверть | |||||
Тема №6 Есть на Земле страна Россия. | |||||
55 | 2.04 | Россия – Родина моя. П.р.№9 «Зарисовка Государственного флага России». | |||
56 | 4.04 | Население и народы России. | |||
54 | 9.04 | Москва – столица России. | |||
55 | 11.04 | Санкт – Петербург. | |||
56 | 16.04 | Города России. Нижний Новгород, Казань. |
Комментиро-вание своих действий при составлении таблицы, схемы.
Ответы на вопросы по таблице, схеме. | ||
57 | 18.04 | Города России. Волгоград. | |||
58 | 23.04 | Города России. Новосибирск, Владивосток. | |||
59 | 25.04 | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов. | |||
60 | 30.04 | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | |||
61 | 2.05 | Растительный мир России. | |||
62 | 7.05 | Животный мир России. | |||
63 | 14.05 | Охрана природы. | Беседа. Полный ответ на вопрос учителя. Ответы на вопросы по таблице, схеме. | ||
64 | 16.05 | Заповедники и заказники. |
| ||
65 | 21.05 | Наш город - Котовск. | |||
66 | 23.05 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме: «Есть на Земле страна Россия». | Повторение (проговарива-ние) за учителем основных понятий. |
Календарно-тематическое планирование
по природоведению 6 класс
Программа в количестве 68 ч. будет пройдена в полном объеме за 67 часов, т.к. 1ч.-праздник.
|
|