Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организованность, стройность, порядок

Работа с природным материалом

«ЧЕЛОВЕК –ТВОРЕЦ, УЧИТСЯ У ПРИРОДЫ. ПРИРОДА_ КОНСТРУКТОР»

Как решается вопрос о «воспитании эстетического отношения к природе» в традиционной системе трудового обучения.

Сегодня никто не будет оспаривать особой важности воспитания у детей внимательного и бережного отношения к природному окружению.

В содержание уроков трудового обучения сведения о природе традиционно включаются в содержание уроков. Практически знакомство с природным материалом (шишки, желуди, засушенные листья и т.п.), дополняется дополнительными сведениями о них, главным образом об источниках природного происхождения, таких поделочных материалов как бумага, глина, пластилин, ткань и пр.

А так же в традиционной системе обучения в содержание уроков о природных материалах включаются дополнительные сведения, связанные с наблюдением природных объектов и явлений. Обычно это делается в рамках вступительной беседы (вспомнить названия цветов, деревьев и т.п.).

Если задание не заставляет ученика внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал, то оно никак не способствует решению этой сложной задачи, а во многих случаях, наоборот, может выработать устойчивое безразличное отношение к природным объектам. Побуждать к внимательному рассматриванию природных материалов задание может лишь в том случае, если в нем содержится такая задача, а не за счет призывов учителя: «Посмотрите, какие красивые у нас листья». Эффективность такого урока сомнительна и по-настоящему не осмысливается детьми. Главный вред таких приемов в том, что дети привыкают к воспитательным штампам и перестают их воспринимать. Впоследствии они и сами привыкнут повторять заученные фразы о «пользе природы», не откликаясь на них сердцем., которые позволили бы формировать у учеников внимательное, вдумчивое, заинтересованное отношение к природе. Сегодня стоит необходимость поиска новых принципиально новых путей. Уроки трудового обучения, необходимо построить так, чтобы раскрыть два важнейших вопроса:

Конструктивные идеи природных объектов.

 Уникальность, красоту и гармоничность их образов.

Эти знания способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что на уроках труда мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Именно природой найдены оптимальные пути решения возникающих у человека технических проблем, и нам есть чему у нее поучиться.

Ученые предъявляют нам все больше фактов, свидетельствующих о том, что природа – гениальный конструктор. В природе мы действительно обнаруживаем удивительные механизмы приспособляемости, целесообразности, которые издавна служат образцом и используются в инженерных конструкциях. На эти факты надо обращать внимание детей и внимательно исследовать природные идеи.

Организованность, стройность, порядок

В результате многочисленных исследований и наблюдений человечество сегодня располагает разнообразными и неопровержимыми данными о гармоничном устройстве мироздания, где в каждой частности выделяются всеобщие законы, что красота имеет какие-то объективные законы и измерения и что они изначально присущи природе.

Все те принципы, по которым мы пытаемся строить свой мир, те мерки, которые мы прикладываем к человеческим творениям, мы, в сущности, также берем из действительности. Пифагор и его ученики пытались с помощью математики отразить существующие в природе гармонические взаимосвязи, звуковые сочетания. «Существуют числа, благодаря которым гармония звуков пленяет слух, эти же числа преисполняют и глаза, и дух чудесным наслаждением». Пифагор первым выразил числом гармоническое деление отрезка (которое раньше было известно египтянам и вавилонянам), названное впоследствии Леонардо да Винчи «золотым сечением». Математически оно выражается как отношение (а+б): а=а:б и считается идеальным выражением пропорциональности. Всякую фигуру с указанным соотношением величин человеческий глаз воспринимает как гармоничную и красивую. Например: многочисленные опыты показывают, что из предложенных прямоугольников, как наиболее пропорциональные и красивые, были выбраны те, которые были расположены на «золотом сечении». В природе такое соотношение можно наблюдать практически повсюду: в расположении листьев на стебле, чешуек в шишке, семян или цветков в соцветии – везде природа применяет один и тот же «архитектурный принцип», который сообщает ее постройкам удивительное изящество. (Золотое сечение: высоту основы – h - умножить на 0, 618, при этом получиться отрезок – h ^-. Затем на вертикальных сторонах основы провести две горизонтальные линии –отмерив от каждой вершины отрезок – h ^-. На горизонтальных сторонах основы аналогичным образом найти величину отрезка –а^ и провести две вертикальные линии. Эти четыре линии при пересечении образуют участок, называемый зоной «золотого сечения»). Соблюдение правил золотого сечения позволяет наилучшим образом расположить изображение в пространстве.

В математике известен так называемый ряд Фибоначчи, где каждое последующие число является суммой двух предыдущих (1,2,3,5,8,13,21,…) Соотношение соседних чисел в этом ряду близки к золотому сечению, и многие объекты природы отражают их в своем устройстве. Например, если поставить заостренную палочку в центре корзинки подсолнуха и повести ее к краю, то она пойдет не как попало, а по спирали, таких спиралей будет несколько, одни из них идут по часовой стрелке, другие – против. Количество линий в разных подсолнухах будут разными (в зависимости от размера подсолнуха), но их соотношение всегда одинаково: если по часовой стрелке будет 21 линия, то против часовой – обязательно 13; если по часовой 34, то против -21 и т.д. Золотая пропорция выдерживается с идеальной точностью! Та же закономерность наблюдается в расположении чешуек в шишках, скоплений колючек у кактуса и пр. Ученые обращают внимание на то, что этот порядок в действительности представляет собой высшую целесообразность. В природе предусмотрен точный порядок во всем.

Работая с природным материалом на уроках труда, а также создавая образы по аналогии с образами природы (цветы, колосья, чешуек рыбы и пр.), мы имеем возможность наблюдать их гармоничное устройство, упорядоченное расположение элементов. Массу доступных и убедительных примеров можно привести детям в подтверждении удивительной целесообразности природных конструкций: Это и обтекаемая форма, позволяющая снизить сопротивление среды при движении; и каркасные конструкции листьев или плодов (физалис), позволяет создавать легкие, но прочные постройки и пр. Включая в содержание отдельных уроков понемногу соответствующую информацию, мы тем самым формируем у учащихся установку на внимательное и вдумчивое отношение к природе как источнику оптимальных дизайнерских идей.

Симметрия и асимметрия

Многого полезного и продуктивного в творческом отношении школьники могут взять из наблюдений за удивительным явлением, распространенным в природных конструкциях, как  симметрия. С самых древних времен ее почитали эквивалентом уравновешенности и гармонии. Посредством симметрии 2человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». По мнению ученых, симметрия в природе – это проявление стремления материи к устойчивости. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разного рода воздействиям. В тоже время абсолютно симметричные формы производят впечатление искусственности и безжизненности. В природе соблюдается какой-то таинственный баланс симметрии и асимметрии.

Симметрия и асимметрия широко используется в технике, искусстве, архитектуре как средства, помогающие создать гармоничные и динамичные произведения. При этом излишняя упорядоченность элементов, абсолютная правильность воспринимается как нечто безжизненное и даже зловещее. Уравновешенными могут быть и асимметричные построения, и именно они производят впечатление движение и развития. Симметрия и асимметрия встречаются на каждом шагу. Учитель без труда найдет примеры, которые будут интересны и понятны школьникам и которые помогут заинтересовать их тайнами природы.

Ритм

Не менее универсальным и удивительным природным явлением можно считать ритм. Он характерен для всех форм жизни во вселенной. Ученые считают, что ритм является тем инструментом, который обеспечивает постоянство и устойчивость природных объектов в их движении и развитии. Поскольку всем основным функциям организма свойственна ритмичность, становится понятно, почему ритмы окружающей среды (зрительные, звуковые, магнитные и пр.) могут оказывать на человека столь сильное влияние. Опыты позволили установить, что простые удары метронома, отбивающего определенный ритм,способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия или, напротив, убыстрение пульса – состояние усталости и неудовольствия. Наиболее наглядно ритм представлен в различных орнаментах, и дети выполняют его в самых разных техниках и с использованием разного материала.

Цель уроков состоит в том, чтобы обратить внимание на то, что при создании рукотворного мира, для того, чтобы он был действительно удобным и уютным, человек обязательно должен считаться с нерукотворным миром.

Если данные нам от природы эталоны не осмысливаются, не используются в определенном содержании уроков труда, не учитываются, если педагог по своему произволу заменяет другими эталонами, то чувство красоты, целесообразности постепенно утрачивается. И они могут быть утрачены настолько, что творения человека, создаваемые по меркам, противоречащим природе, начинают разрушать его самого.

 Вслед за древними мы вынуждены признать, что существуют всеобщие законы, которым должны подчиняться все творения и действия человека. Эти законы не лишены и нравственного смысла. Не случайно на человечество нахлынуло - чудовищные эпидемии, болезни, наркомания и т.п. с навязанными морально-этическими эталонами, которые если их рассмотреть, поражают своей оторванностью от природных законов, форм гармонии. И дело вовсе не во вкусах и предпочтениях. («О вкусах не спорят»). Необходимо опираться на основы, соответствующие эстетическим и социально-нравственным канонам, на основах законах природы. Если мы научимся изучать их и использовать эти универсальные законы, можем избежать многих бед, в том числе и экологической.

В этом учебный предмет технологии может сыграть существенную роль в формировании у детей правильной установки по отношению к использованию законов природы в рукотворной среде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...