Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурный тип образования - это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст.

Вопрос № 63 () Образование как феномен культуры и социальный институт.

Образование как феномен культуры и социальный институт.

Философия образования исследует сущность, структуру и динамику образования как социально организованного канала внебиологического наследования.

Проблемное поле философии образования:

· сущность образования,

· факторы эволюции образования,

· проблемы кризисных состояний систем образования, смены образовательных парадигм,

· проблемы взаимодействия человека и общества в образования и др.

Основные понятия философии образования: образование, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии.

Образование- это:

; Совокупность образовательных учреждений, которые вместе с управленческой инфраструктурой составляют систему образования данного общества;

; Процесс трансляции, освоения и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование - часть культуры, институт культуры - выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта;

; Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “образованность”:

- сертифицированный результат деятельности,

- определенный уровень освоения социального опыта.

Социокультурный тип образования - это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст.

Это совокупность:

1. образовательных целей и ценностей данного общества;

2. это социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности;

3. содержание образования и способы его отбора;

4. тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное);

5. характер институциализации образования.

Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели, образование- это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе.

Э. Дюркгейм: “Не существует воспитания, пригодного для всего человеческого рода, так и не существует общества, в котором бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно” (Социология образования, с.50)

Ведущая функция образования - функция социализации; образование, как и культура, выполняет защитную функцию.

Человек - 1. индивидуальное существо,

2. социальное существо.

Сформировать это социальное существо - задача образования.

Социокультурный тип образования определяется системой ценностей общества. Например, такой главной ценностью в системе образования Германии является наука, в Англии - это формирование гражданина, закалка характера, во Франции - это прежде всего прикладное знание, техника и т.д. (см. Гессен С.И. Основы педагогики).

Социальный характер целей образования определяет и социальный характер средств образования. Э. Дюркгейм: “В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе”. Таким образом, школа- это “своеобразный зародыш социальной жизни”(60-61)

С социальным характером образования связан и авторитет учителя, который имеет социальные причины: учитель выступает как выразитель великих нравственных идеалов своего времени и своего народа.

Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования.

Этот идеал определяется социальными потребностями.

Идеал образованности - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике.

В разные эпохи этот идеал разный.

Античный идеал образованности выражался в понятии “гражданин”, и он включал в себя гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины), знание философии, музыки, ораторского искусства, физическое совершенствование. Гуманистический идеал эпохи Возрождения понимается как широкая всесторонняя образованность и может быть выражен в определении “Нomo uniuersale”.

Идеал образованности Нового времени, эпохи развития естественных наук и капиталистических отношений, выдвигает на первый план профессиональное знание. Этот идеал может быть выражен в определении “Нomo faber”.

В наше время этот идеал меняется, он включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм.

В пленарном докладе Юнеско 1990 года выражено следующее представление об образовании XXI века: базовая ценность новой культуры - это устойчивое развитие общества и индивида, поэтому в качестве целевых ориентиров образования могут быть выделены следующие задачи:

1) формирование проектно-ориентированного мышления, владение интеллектуальными стратегиями, которые позволяют эффективно использовать знания для решения проблем.

Существуют 2 стратегии (способа) решения проблем, характерные для нашего времени:

а) конвергентная стратегия решения проблем предполагает:

  • уверенность в наличии только одного верного решения;
  • стремление найти его с помощью имеющихся знаний и логического рассуждения;

б) дивергентная стратегия:

  • стремится рассмотреть как можно больше вариантов возможных решений;
  • осуществляет поиск по всем возможным направлениям;
  • допускает существование нескольких “правильных решений”, так как “правильность” понимает как многомерность представлений о целях, путях, результатах решения проблем;

2) формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межгосударственном, межкультурном, межличностном уровнях;

3) формирование социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Парадигма (от греч. Paradigma - образец, пример) - одно из ключевых понятий современной философии науки.

Ввел его в науку Т. Кун. американский философ, автор книги “Структура научных революций” (хотя данное понятие существовало в античной философии, но несколько в ином значении)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...