Социокультурный тип образования - это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст.
Вопрос № 63 () Образование как феномен культуры и социальный институт. Образование как феномен культуры и социальный институт. Философия образования исследует сущность, структуру и динамику образования как социально организованного канала внебиологического наследования. Проблемное поле философии образования: · сущность образования, · факторы эволюции образования, · проблемы кризисных состояний систем образования, смены образовательных парадигм, · проблемы взаимодействия человека и общества в образования и др. Основные понятия философии образования: образование, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии. Образование- это: ; Совокупность образовательных учреждений, которые вместе с управленческой инфраструктурой составляют систему образования данного общества; ; Процесс трансляции, освоения и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование - часть культуры, институт культуры - выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта; ; Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии “образованность”: - сертифицированный результат деятельности, - определенный уровень освоения социального опыта. Социокультурный тип образования - это общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст. Это совокупность: 1. образовательных целей и ценностей данного общества;
2. это социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности; 3. содержание образования и способы его отбора; 4. тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное); 5. характер институциализации образования. Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели, образование- это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе. Э. Дюркгейм: “Не существует воспитания, пригодного для всего человеческого рода, так и не существует общества, в котором бы различные педагогические системы не существовали и не функционировали параллельно” (Социология образования, с.50) Ведущая функция образования - функция социализации; образование, как и культура, выполняет защитную функцию. Человек - 1. индивидуальное существо, 2. социальное существо. Сформировать это социальное существо - задача образования. Социокультурный тип образования определяется системой ценностей общества. Например, такой главной ценностью в системе образования Германии является наука, в Англии - это формирование гражданина, закалка характера, во Франции - это прежде всего прикладное знание, техника и т.д. (см. Гессен С.И. Основы педагогики). Социальный характер целей образования определяет и социальный характер средств образования. Э. Дюркгейм: “В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе”. Таким образом, школа- это “своеобразный зародыш социальной жизни”(60-61) С социальным характером образования связан и авторитет учителя, который имеет социальные причины: учитель выступает как выразитель великих нравственных идеалов своего времени и своего народа. Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования.
Этот идеал определяется социальными потребностями. Идеал образованности - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике. В разные эпохи этот идеал разный. Античный идеал образованности выражался в понятии “гражданин”, и он включал в себя гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины), знание философии, музыки, ораторского искусства, физическое совершенствование. Гуманистический идеал эпохи Возрождения понимается как широкая всесторонняя образованность и может быть выражен в определении “Нomo uniuersale”. Идеал образованности Нового времени, эпохи развития естественных наук и капиталистических отношений, выдвигает на первый план профессиональное знание. Этот идеал может быть выражен в определении “Нomo faber”. В наше время этот идеал меняется, он включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм. В пленарном докладе Юнеско 1990 года выражено следующее представление об образовании XXI века: базовая ценность новой культуры - это устойчивое развитие общества и индивида, поэтому в качестве целевых ориентиров образования могут быть выделены следующие задачи: 1) формирование проектно-ориентированного мышления, владение интеллектуальными стратегиями, которые позволяют эффективно использовать знания для решения проблем. Существуют 2 стратегии (способа) решения проблем, характерные для нашего времени: а) конвергентная стратегия решения проблем предполагает:
б) дивергентная стратегия:
2) формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межгосударственном, межкультурном, межличностном уровнях;
3) формирование социальной ответственности перед собой, обществом, государством. Парадигма (от греч. Paradigma - образец, пример) - одно из ключевых понятий современной философии науки. Ввел его в науку Т. Кун. американский философ, автор книги “Структура научных революций” (хотя данное понятие существовало в античной философии, но несколько в ином значении)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|