Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков.

Метод и приемы экономического анализа

2.1. Метод экономического анализа и его теоретическая основа.

2.2. Приемы экономического анализа. Определение и измерение факторов, их взаимосвязь и влияние на анализируемые показатели.

 

2.1. Метод экономического анализа - это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организаций с целью поиска направлений их улучшения.

В процессе комплексного подхода в экономическом анализе сочетаются дедуктивный и индуктивный методы исследования, анализ и синтез, как общенаучный принцип исследования.

Дедуктивный метод – изучение объекта от общего к частному, разложение общего на части. Сам процесс разложения представляет собой анализ. Однако чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс, синтез, т.е. соединение ранее расчлененных элементов объекта в единое целое - индуктивный метод.

Методы дедукции и индукции применяются в анализе в единстве и взаимосвязи. Так, например, анализируя план выполнения товарооборота, изучают его общий объем, затем ассортиментную структуру, затем влияние факторов. Заканчивается анализ обобщением результатов, выявлением резервов роста товарооборота и внедрением их на практике предприятия.

Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние в свою очередь могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют:

§ факторные показатели результатов хозяйственной деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база);

§ факторные показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли);

§ факторные показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса

Кроме того, все факторные показатели подразделяются на:

§ экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество используемых ресурсов, используемых организацией в процессе своей торгово-производственной деятельности);

§ интенсивные (с точки зрения направления развития характеризуют эффективность использования ресурсов, т.е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения).

 

2.2 Метод анализа хозяйственной деятельности реализуется в совокупности приемов, позволяющих всесторонне изучить исследуемый объект и являющихся основой экономического анализа.

Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков.

1. В зависимости от времени применения в науке все приемы экономического анализа подразделяют на: традиционные и экономико-математические методы.

Традиционные приемы применяют с момента возникновения самой науки. К ним относятся: сравнение; средние и относительные величины; группировка; ранжирование; цепные подстановки; прием балансовой увязки и т.д. Экономико-математические методы исследования используются при изучении стохастических систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результатным показателем носит неполный вероятностный стохастический (корреляционный) характер (приемы корреляции, регрессии, математического программирования, теория массового обслуживания, сетевые графики, теория игр и другие).

2. В зависимости от методологического подхода, лежащего в основе расчетных процедур, выделяют формализованные (математические), применение которых основано на построении математических факторных моделях, и неформализованные, основанные на интуиции и человеческом опыте (например, методы экспертных оценок).

3. В зависимости от характера решаемых задач все формализованные приемы, применяемые в ходе экономического анализа, можно разделить на следующие три группы:

· Приемы общего анализа - в ходе их применения дается общая предварительная оценка тенденциям развития объекта исследования. К этой группе относятся: сравнение, ранжирование и группировка, средние и относительные величины, индексный метод, показатели вариации, графические методы.

· Приемы изучения факторной связи: в ходе изучения факторной связи посредством оценки количественных параметров факторов, выявляются основные причины изменения результативного показателя, а также неиспользованные возможности улучшения результатов деятельности предприятия. В эту группу входят: прием цепных подстановок, прием абсолютных разниц и прием абсолютных разниц с применением процентных чисел, прием относительных разниц, прием дифференциально-интегральных исчислений, прием балансовой увязки, прием долевого участия, корреляционно-регрессионный анализ, методы комплексной оценки и т.д.

· Приемы решения оптимизационных задач: с их помощью из множества возможных вариантов решения выбирают наилучший вариант при заданных ограничениях.

Остановимся более подробно на традиционных приемах экономического анализа. Традиционные приемы обычно используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями (сравнение, средние и относительные величины, балансовый метод, группировка, индексный метод, графический метод, табличное отражение аналитических данных и другие).

Универсальным приемом экономического анализа является сравнение, который позволяет давать оценку любому экономическому показателю. В результате применения приема сравнения получают величину, которая характеризует абсолютное отклонение исследуемого состояния объекта от заданной базы. В результате анализа плановые показатели сравнивают с фактическими данными или фактические результаты сравнивают с показателями прошлого периода.

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. В зависимости от них рассчитываются следующие оценочные показатели:

- степень (процент) выполнения планового задания;

- темп роста (для оценки динамики и тенденции развития данного экономического процесса);

- изменения тех или иных показателей (отклонение, «+», «-»).

Сравнение является начальной стадией анализа, так как в последующем должны быть установлены и изучены причины выявленных отклонений по анализируемым показателям.

В практике анализа широко применяются средние и относительные величины.

Средние показатели определяются на основе массовых качественно однородных данных. Они дают обобщенную характеристику (средняя арифметическая, средняя хронологическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая).

Относительные величины (проценты и коэффициенты) широко используются в анализе для дополнения характеристик абсолютных значений изучаемых показателей. Проценты применяются при изучении степени выполнения планов, уровней расходов и доходов, уровня рентабельности. Коэффициенты определяются соотношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу.

Балансовый метод служит главным образом для соотношения, пропорций двух групп связанных и уравновешенных показателей, итоги которых должны быть тождествен: приход-расход. Балансовый метод широко применяется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми, материальными и др. ресурсами, а также при анализе их полного использования. Как вспомогательное средство балансовый метод используется при проверке исходных сведений, правильности аналитических расчетов, проверке правильности влияния отдельных факторов (дает общее отклонение).

Графический способ имеет большое иллюстративное значение: изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. График дает обобщающий рисунок положения и развития изучаемого явления, позволяет наглядно заметить закономерности.

Способы табличного отражения. Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемом явлении при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Индексный метод позволяет устранить влияние ценового фактора при изучении исследуемых показателей в динамике. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе – обеспечить сопоставимость показателей, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины.

  1. Показатели в сопоставимых ценах =   Фактические показатели
индекс цен  

Для перевода количественного показателя в сопоставимые цены можно применить два вида расчетов:

 

 

2. Показатели в сопоставимых ценах =   базисные показатели * индекс цен  

 

 

Результаты работы предприятий зависят от ряда факторов экономического, организационного, технического и технологического характера.

Под фактором понимают условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Глубокое изучение всего комплекса факторов влияет на дальнейшие результаты работы предприятия, позволяют правильно оценить и выявить резервы роста экономического потенциала предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...