Краткие теоретические сведения
Износостойкость – сопротивление материалов, деталей машин и других трущихся изделий изнашиванию. Износостойкость оценивается при эксплуатации и во время испытаний по длительности работы материалов или изделий до заранее заданного либо предельного значения износа. Относительная износостойкость измеряется относительно эталонного материала. Испытания на износостойкость проводят на специальных машинах трения типа МИ-1. Описание машины трения МИ-1М. Машина трения МИ-1М предназначена для испытания металлов на износ и определение их антифрикционных свойств при трении скольжения и трении качения. На машине можно изучать изнашивание материалов в различных условиях, в том числе: при граничном трении, при трении без смазочного материала и при трении со смазочным материалом, загрязненным абразивом. На модернизированной машине, кроме того, можно испытывать втулки и ролики по схеме прямой и обратной пар трения.
Рис.1. Общий вид машины трения МИ-1М
Машина работает следующим образом. Привод вращения вала нижнего образца осуществляется от асинхронного электродвигателя с напряжением 380 В. На цапфу нижнего вала I устанавливается испытуемый образец в виде диска, а на цапфу вала верхнего образца II подвижной каретки 2 – образец контртела в виде диска или колодки по принятым условиям испытания
> ; < - прямая пара; < ; < - обратная пара, где и – твердости первой и второй трущихся поверхностей соответственно; и – площади первой и второй поверхностей трения соответственно. Устанавливают грузы 9 на маятник 8, соответствующие рабочей нагрузки испытания, и фиксируются чекой 10 опускают подвижную каретку 2 с закрепленным на цапфе образцом - контртело так, чтобы произошло соприкосновение испытуемых образцов (диск – диск или диск – колодка). Вращением нагрузочного винта 3 устанавливают рабочую нагрузку. Осуществляют поворот приводного барабана интегратора вручную, во время которого на трущиеся поверхности образца и контртела подают абразивно -масляную суспензию для полного их смачивания. При включении вращения цапфы нижнего образца I необходимо придержать рукой приводной барабан интегратора от резкого момента вращения. Для ускорения испытаний изнашиваемых образцов следует подавать абразивно - масляную суспензию капельным способом в зону трения как показано на рис. 2 с применением специальной капельницы или шприца. Изменение рабочей нагрузки производится установкой поверочных грузов только на выключенной машине.
Рис. 2. Схема подачи абразивно – масляной суспензии 1 – колодка; 2 – диск
Во время испытаний производятся записи моментов трения по шкале 5 измерительной линейки, закрепленной на интеграторе машины или самописцем, по которым осуществляют дальнейшую обработку результатов. После окончания рабочего цикла испытаний машину выключают нажатием кнопки выключателя.
Проведение испытаний. При исследовании массового износа испытуемые образцы -диск и колодка, а также диск и диск изготовленные из материалов, которые должны пройти испытания на истирание, предварительно взвешивают на аналитических весах. При исследовании линейного износа на поверхности образцов изготавливают лунки в специальном приспособлении методом вдавливания (резания) твердого индентора и измеряют их глубину. Производят замеры диаметра дисков.
При испытании по схеме «диск – колодка» диск устанавливается и крепится на цапфе нижнего образца машины. На шток маятника устанавливают грузы, соответствующие заданной рабочей нагрузки, согласно табл. 1. Опускают подвижную каретку, придерживая рукой колодку так, чтобы она не соскальзывала с фиксатора (шарика) до момента соприкосновения поверхностей образцов. В случае испытания по схеме «диск – диск» один образец закрепляется в нижней цапфе, а другой диск устанавливается и крепится в верхней цапфе подвижной каретки. Выбирают схему испытания – прямая или обратная пара. При установлении контакта между диском и колодкой или диском и диском осуществляют поворот барабана интегратора вручную и одновременно наносят масляно-абразивную суспензию с 5%-ным или 10%-ным содержанием по массе абразива (оксида алюминия или кварцевого песка) на истираемые поверхности образцов до тех пор, пока последние не покроются тонким слоем смазочного материала. Далее поворотом винта устанавливают заданную рабочую нагрузку и включают электрический привод машины. Для фиксирования данных испытания начинают отсчет времени по часам. Во время испытаний через равные промежутки времени производят замеры момента трения по шкале интегратора или самописца, число оборотов нижнего диска по частотомеру n оби количество оборотов интегратора , которые впоследствии участвуют в расчете силы трения . По истечении времени испытания машину трения останавливают, снимают образцы с цапф, очищают от масляных загрязнений бензином или спиртом и производят замеры массы на аналитических весах или глубины лунок с применением прибора ПМТ – 3, результаты испытаний заносят в протокол. Аналогично производят испытания образцов на других режимах (скорость истирания, удельная нагрузка, зернистость абразива).
Изменение режимов испытаний производят только на выключенной машине во избежание приобретения травм и несчастных случаев. Введение масляно-абразивной суспензии в зону трения допускается осуществлять методом смачивания из масляной ванночки, которая может быть установлена под нижним образ - цом таким образом, чтобы нижний диск находился в масляно-абразивной суспензии не более ¼ ее уровня, а сама суспензия должна перемешиваться специальной мешалкой автоматически. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|