Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молекулярная биология, цитология, эволюция

Бактерии и грибы

1. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

2. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

3. Почему опасно употреблять в пищу грибы, собранные возле шоссе?

4. Чем эукариоты отличаются от прокариот?

5. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

6. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

7. В чём особенность питания сапротрофных бактерий? Почему при их отсутствии жизнь на Земле была бы невозможна?

8. Какой биохимический процесс происходит при квашении капусты? Почему квашеная капуста долго сохраняется без гниения?

9. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

Животные

1. Определенные стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции. Какие это стадии, и какие функции они выполняют?

2. Во Франции на фермах в корм для виноградных улиток добавляют мел. Объясните, с какой целью это делают.

3. Какова роль условных рефлексов в жизни животных?

4. На какой стадии развития майский жук приносит вред растениям?

5. Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?

6. Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

7. Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.

8. Почему черепахи с наступлением жаркого и сухого периода в пустыне впадают в спячку и в таком состоянии переносят неблагоприятные условия?

9. Известно, что ля­гуш­ки при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах впа­да­ют в со­сто­я­ние се­зон­но­го оцепенения, а при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры вновь оживают. Объясните, какие фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти поз­во­ля­ют зем­но­вод­ным пе­ре­жи­вать хо­лод­ное время года и по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры ниже 0 °С.

10. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде?

11. Какие функции в организме рыб может выполнять плавательный пузырь?

12. Дайте краткий ответ на вопрос. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами»?

13. Дайте краткий ответ на вопрос. Как человек может заразиться печёночным сосальщиком?

14. Какое значение в жизни простейших имеют цисты?

15. Какие особенности строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии на передвижение в воде?

16. Почему для удаления присосавшегося к телу человека клеща, его надо смазать маслянистой жидкостью?

17. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.

18. Какие организмы играют роль фильтраторов и как они это делают?

19. Почему ма­ля­рия распространена в за­бо­ло­чен­ных районах? Кто яв­ля­ет­ся возбудителем этого заболевания?

20. Чем можно объяснить, что крокодилы, на­хо­дясь на суше, лежат с от­кры­той пастью, а ночью пе­ре­хо­дят в воду?

21. У крота острое обоняние и слух, но прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет зрение. Объясните, по­че­му эво­лю­ция при­ве­ла имен­но к та­ко­му сочетанию.

22. У пинг­ви­нов кры­лья от­ли­ча­ют­ся по форме от дру­гих птиц, а все перья сме­ня­ют­ся одновременно. Объясните, по­че­му эво­лю­ция при­ве­ла имен­но к таким особенностям.

23. Какую ин­фор­ма­цию может по­лу­чить ци­то­ге­не­тик при мик­ро­ско­пи­че­ском ис­сле­до­ва­нии хро­мо­сом­но­го на­бо­ра животного?

24. Почему скелетная мышца лягушки вне организма не способна сокращаться, а сердце продолжает биться ещё некоторое время?

 

 

Молекулярная биология, цитология, эволюция

1. Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий.

2. Если бы вы прочитали в газете сообщение о том, что профессор Андреев создал лекарство от обычной простуды и был награжден государственной премией, то были бы вы уверены в том, что это достоверный научный факт? Приведите аргументы в пользу своего ответа.

3. Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ?

4. Какие функции присущи только белкам?

5. Что такое мономер и как называются мономеры молекул нуклеиновых кислот?

6. Какова роль ДНК в биосинтезе белка?

7. Какую функцию выполняют липиды в клеточных мембранах?

8. Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.

9. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.

10. Какова роль ядра в клетке?

11. Как в на­сто­я­щее время фор­му­ли­ру­ет­ся клеточная теория?

12. Какие свойства ДНК подтверждают, что она является носителем генетической информации?

13. Опишите мо­ле­ку­ляр­ное строение на­руж­ной плазматической мем­бра­ны животных клеток.

14. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

15. Какие признаки характерны для вирусов?

16. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

17. Чем молекула ДНК отличается от и-РНК?

18. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?

19. Каково строение и функции оболочки ядра?

20. Какова роль биологических мембран в клетке?

21. Как используется аккумулированная в АТФ энергия?

22. В каких ре­ак­ци­ях обмена первичным веществом для син­те­за углеводов яв­ля­ет­ся вода?

23. В каких ре­ак­ци­ях обмена у рас­те­ний углекислый газ яв­ля­ет­ся исходным ве­ще­ством для син­те­за углеводов?

24. Энергию ка­ко­го типа по­треб­ля­ют гетеротрофные живые организмы?

25. Энергию какого типа потребляют автотрофные организмы?

26. В какую фазу фотосинтеза происходит синтез АТФ?

27. Какое вещество служит источником кислорода во время фотосинтеза?

28. Почему жиры являются наиболее энергетическими веществами?

29. Что служит матрицей для синтеза и-РНК?

30. В каких реакциях обмена веществ вода является конечным продуктом?

31. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, ЭПС, рибосомами, митохондриями?

32. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

33. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

34. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?

35. В чем заключается биологический смысл окислительного фосфорилирования?

36. К каким последствиям приведет снижение активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных?

37. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

38. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

39. Какие процессы происходят на рибосоме при биосинтезе белка?

40. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

41. Какую роль иг­ра­ют электроны мо­ле­кул хлорофилла в фотосинтезе?

42. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?

43. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

44. Английский писатель Джеймс Олдридж описал интересную особенность осьминога. Он рассказывает, как положил добытого осьминога на лист газеты и тот моментально изменил окраску, став полосатым в белую и чёрную полоску. Объясните, в чём биологический смысл описанного явления?

 

45. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

46. Какие из перечисленных видов топлива — природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

47. Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

48. Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК — и ДНК-содержащие вирусы?

49. Клетку можно от­не­сти и к клеточному, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те почему. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие примеры.

50. В чем за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между ми­то­зом и мейозом. Ответ объясните

51. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

52. Какой вклад в развитие биологии внесли изображенные на портретах ученые?

 

53. Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот — цианобактерий.

54. Дайте полное название вещества иРНК. Назовите его функции и свойства.

 

 

Основы генетики

1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?

2. Каковы причины сцепленного наследования генов?

3. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?

4. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

5. С по­мо­щью какого ме­то­да можно вы­явить болезнь Дауна?

6. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?

7. Почему в фе­но­ти­пе мух дро­зо­фил длинные кры­лья встречаются чаще у серых особей?

8. В чём состоит целостность генотипа?

9. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

10. Почему в ряде случаев при скрещивании особей с доминантными и рецессивными признаками в потомстве наблюдается промежуточное наследование признаков?

11. Чем опас­ны для че­ло­ве­ка близкородственные браки?

12. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

13. Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе XXY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен.

14. Известно, что и у дрозофилы, и у человека мужской пол определяется хромосомами XY, а женский — XX. При этом при генотипе XXY дрозофила будет самкой, а человек — мужчиной. Объясните этот феномен.

15. Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?

16. Как свя­за­ны между собой на­след­ствен­ные осо­бен­но­сти ор­га­низ­ма и про­бле­ма пе­ре­сад­ки ор­га­нов и тканей?

17. Какую ин­фор­ма­цию может из­влечь ци­то­ге­не­тик из ка­ри­о­ти­па жи­вот­но­го при его мик­ро­ско­пи­че­ском исследовании?

18. У пра­пра­ба­буш­ки юноши по ма­те­рин­ской линии был сын-гемофилик и дочь. Юноша здоров. Есть ли опасения, что у детей этого юноши может быть либо это заболевание, либо они будут но­си­те­ля­ми дан­но­го признака? В каком слу­чае эти опа­се­ния могут быть?

 

 

Основы селекции

1. Чем характеризуется явление полиплоидии?

2. Чем характеризуется явление гетерозиса?

3. Каково значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова?

4. С какой целью в селекции растений применяют скрещивание особей разных сортов?

5. Как можно сохранить у растений сочетания полезных признаков, полученные от скрещивания двух сортов?

6. С какой целью проводят в селекции близкородственное скрещивание. Какие отрицательные последствия оно имеет?

7. Для чего проводят межлинейную гибридизацию в селекции растений?

8. Почему эффект гетерозиса проявляется только в первом поколении?

9. Почему методы полиплоидии и искусственного мутагенеза применяемые в селекции растений, не применимы в селекции животных?

10. Что такое искусственный мутагенез и для чего его применяют?

11. Генетику не­об­хо­ди­мо вы­ве­сти чи­стую линию белых мышей. У него в ка­че­стве ис­ход­ных форм есть толь­ко серые мыши (А). Каким об­ра­зом он крат­чай­шим путём может вы­ве­сти чи­стую линию?

12. С какой целью са­до­во­ды осе­нью пе­ре­ка­пы­ва­ют землю у себя на грядках? На­зо­ви­те не менее двух целей.

13. Известно, что опыт­ные дач­ни­ки перед по­се­вом семян про­ве­ря­ют их всхожесть. Как это можно сделать?

14. Что пред­став­ля­ют собой ге­те­ро­зис­ные формы рас­те­ний и животных? По­че­му их ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в на­род­ном хозяйстве?

15. Что на­зы­ва­ет­ся пи­ки­ров­кой корня и с какой целью её про­во­дят в сель­ско­хо­зяй­ствен­ной практике? Ответ поясните.

16. Бактерия Thermus aquaticus – тер­мо­филь­ная бактерия, живёт в го­ря­чих ис­точ­ни­ках с прак­ти­че­ски ки­пя­щей водой.

Вы по­се­я­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство бак­те­рий на 5 чашек Петри. Чашки Вы по­ста­ви­ли в 5 раз­ных термостатов: на +5°С, +20°С, +35°С, +50°С и +65°С. На какой из чашек Вы ожи­да­е­те уви­деть мак­си­маль­ный рост бак­те­рий через одни сутки? Ответ поясните.

17. Бактерия Escherichia coli – сим­бионт человека, живёт в его тол­стом кишечнике.

Вы по­се­я­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство бак­те­рий на 5 чашек Петри. Чашки Вы по­ста­ви­ли в 5 раз­ных термостатов: на +5°С, +20°С, +35°С, +50°С и +65°С. На какой из чашек Вы ожи­да­е­те уви­деть мак­си­маль­ный рост бак­те­рий через одни сутки? Ответ поясните.

18. Почему при не­уме­рен­ном упо­треб­ле­нии спирт­ных на­пит­ков воз­ни­ка­ет чув­ство силь­ной жажды?

19. Назовите случаи, когда в на­ча­ле курса дрес­си­ров­ки со­ба­ка может пе­ре­стать слу­шать­ся ко­манд сво­е­го хозяина?

20. Объясните, по­че­му се­ме­на мака, мор­ко­ви вы­се­ва­ют на глу­би­ну 1—2 см, а се­ме­на ку­ку­ру­зы и бобов — на глу­би­ну 6—7 см.

21. Известно, что опытные дачники перед посевом семян проверяют их всхожесть. Как и для чего это делают?

22. Почему в зернохранилище нельзя хранить влажные семена? Что с ними происходит?

23. Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему.

 

 

Основы экологии

1. Дайте крат­кий ответ на вопрос:в чём про­яв­ля­ет­ся симбиоз гриба и во­до­рос­ли в лишайнике?

2. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

3. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

4. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?

6. Какие виды эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров спо­соб­ству­ют ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти вол­ков в экосистеме? Ответ поясните.

7. Ручьевая фо­рель живёт в воде с кон­цен­тра­ци­ей кис­ло­ро­да не менее 2 мг/л. При по­ни­же­нии его со­дер­жа­ния до 1,6 мг/л и мень­ше фо­рель гибнет. Объ­яс­ни­те при­чи­ну ги­бе­ли форели, ис­поль­зуя зна­ния о норме ре­ак­ции признака.

8. Почему от­но­ше­ния гриба тру­то­ви­ка и берёзы счи­та­ют при­ме­ром паразитизма?

9. Кровососущие на­се­ко­мые — обыч­ные оби­та­те­ли мно­гих биоценозов. Объясните, в каких слу­ча­ях они за­ни­ма­ют в пи­ще­вых цепях по­ло­же­ние кон­су­мен­тов II, III и даже IV порядков.

10. При за­гряз­не­нии водоёмов от­хо­да­ми про­из­вод­ства в воду по­сту­па­ют со­еди­не­ния тяжёлых металлов, ко­то­рые на­кап­ли­ва­ют­ся в живых организмах. Объясните, в какой части пред­став­лен­ной пи­ще­вой цепи и по­че­му кон­цен­тра­ция этих ве­ществ до­стиг­нет мак­си­маль­но­го уровня. Фи­то­планк­тон → зоо­планк­тон → плот­ва → окунь → щука → ры­бо­яд­ная птица.

11. Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 мил­ли­о­нов икринок. Объясните, по­че­му численность этого вида не воз­рас­та­ет в водоёмах беспредельно.

12. К каким изменениям в экосистеме леса может привести сокращение численности растительноядных млекопитающих?

13. Почему при изменении условий среды из биоценоза в первую очередь исчезают малочисленные виды?

14. Как изменится биогеоценоз озера при сокращении численности хищных рыб?

15. Биосфера — глобальная экосистема, состоящая из большого числа более мелких систем. Каждая из них имеет определённый состав и структуру. Чем представлена структура экосистемы? Ответ обоснуйте.

 

Растения

1. Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?

2. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

3. Какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

4. Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?

5. С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?

6. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

7. Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?

8. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

9. Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?

10. Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

11. Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?

12. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

13. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

14. На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.

15. Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

16. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

17. Чем можно объяснить, что корни не­ко­то­рых растений, например, орхидей, могут зе­ле­неть на свету?

18. Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?

19. Почему кор­не­вой волосок нель­зя считать тканью?

20. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?

21. Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?

22. Какова функция хлорофилла в растительной клетке?

23. Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?

24. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

25. Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.

26. Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

27. Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?

28. Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?

29. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ растению? Ответ поясните.

30. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

31. Если по­ме­стить растение кор­ня­ми в под­со­лен­ную воду, то через не­ко­то­рое время оно завянет. Объ­яс­ни­те почему.

32. Известен опыт ван Гельмонта, когда, взяв 90,6 кг сухой земли и ивовое деревце весом 2,5 кг, он выращивал его, поливая только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 74,2 кг, а вес земли уменьшился всего на 56,6 г. Ван Гельмонт сделал ошибочный вывод, что материал, из которого образовалось дерево, произошёл из воды, использованной для полива. Почему ошибся учёный с точки зрения современного человека? Какой вывод он должен бы был сделать в результате своего исследования сегодня?

33. Какое вещество оставляет след на бумаге после раздавливания семени подсолнечника? Как это можно доказать?

34. Почему густые всходы моркови, редиса надо прореживать?

35. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

36. Среди рас­те­ний пустынь есть растения, по­гло­ща­ю­щие воду круг­лый год, и растения, по­гло­ща­ю­щие воду толь­ко во влаж­ный сезон. Ка­ки­ми особенностями стро­е­ния и фи­зио­ло­гии должны об­ла­дать растения каж­дой из этих групп?

37. В чём про­яв­ля­ет­ся зависимость про­дук­тив­но­сти растений от раз­ви­тия корневой системы?

 

Человек

1. К каким последствиям может привести сужение отверстия трехстворчатого клапана сердца у человека?

2. Почему пищу надо тщательно пережевывать?

3. В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?

4. Почему опасно повышение температуры тела свыше 40 градусов?

5. Какова при­чи­на рож­де­ния детей с син­дро­мом Дауна?

6. В чем проявляется вредное влияние мутагенов на организм человека?

7. Какой иммунитет вырабатывается при введении вакцины?

8. Почему новорожденные меньше болеют, если сразу же после рождения получили молоко матери?

9. Что такое малокровие (анемия)?

10. Почему некоторыми болезнями человек болеет повторно?

11. Для чего из­ме­ря­ют пульс у человека?

12. Почему летом в жаркую погоду рекомендуется пить подсоленную воду?

13. Почему людей разных рас относят к одному виду?

14. Почему для человека важно разнообразное сбалансированное питание?

15. Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

16. Почему важно употреблять пищу в одни и те же часы?

17. Объясните причину скопления гноя при воспалительных процессах в тканях.

18. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?

19. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

20. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

21. Чем артериальное кровотечение отличается от венозного?

22. В чем отличие прививки от введения лечебной сыворотки?

23. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

24. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором поваренной соли). Поясните, почему.

25. Почему надо удалять ушную серу из наружного слухового прохода?

26. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

27. Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

28. К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек?

29. В чём заключается последовательность доврачебной помощи человеку при открытом переломе костей предплечья?

30. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

31. Пепсин — фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность.

32. Почему тем­пе­ра­ту­ра выше 40 °C опас­на для жизни?

33. Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему?

34. Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?

35. Какую доврачебную помощь следует оказать человеку при закрытом переломе конечностей?

36. Укажите органы, выполняющие в организме человека выделительную функцию, и вещества, которые через них удаляются.

37. Какие виды торможения условных рефлексов существуют, и в каких случаях они проявляются?

38. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

39. В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

40. Почему альпинисты жалуются, что на больших высотах они не могут сварить горячий и крепкий чай? Объясните ответ, используя знания о строении молекул воды и её свойствах.

41. Какие две важнейшие проблемы должны решать врачи при пересадке органов и тканей?

42. Почему ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке?

43. В пищевом рационе человека рекомендуется использование «морской капусты» — ламинарии. Какое значение в нормализации функций организма имеет её употребление?

44. Почему беременной женщине опасно употреблять многие лекарства и алкоголь? В какой период развития зародыша это особенно опасно? Ответ поясните.

45. Костя встре­чал друга на вок­за­ле и, чтобы перекусить, купил себе шаурму. Он знал, что перед едой надо мыть руки, поэтому, пре­жде чем есть шаурму, он протёр руки спе­ци­аль­ной влаж­ной салфеткой. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день ско­рая по­мощь за­бра­ла его в ин­фек­ци­он­ное от­де­ле­ние с силь­ней­шей пи­ще­вой инфекцией. Был по­став­лен ди­а­гноз дизентерия. Объясните, по­че­му Костя, не­смот­ря на при­ня­тые меры предосторожности, заболел? Ука­жи­те две воз­мож­ных причины.

46. Вася схо­дил в гости к кол­ле­ге по работе. Чи­сто­та еды и по­су­ды со­мне­ний не может вызывать, и руки перед едой мыли все. Тем не менее на сле­ду­ю­щий день у Васи по­яви­лись симп­то­мы силь­но­го пи­ще­во­го отрав­ле­ния и под­ня­лась температура. Был по­став­лен ди­а­гноз ки­шеч­ный грипп. Объясните, по­че­му Вася, не­смот­ря на со­блю­де­ние пра­вил гигиены, заболел?

47. Почему при боковом зрении хуже воспринимается цвет предметов? Ответ поясните.

48. На тро­пин­ках и рядом с ними в лесах и пар­ках люди вы­тап­ты­ва­ют землю. Объясните, к каким на­ру­ше­ни­ям в жизни оби­та­те­лей почвы при­во­дит ин­тен­сив­ное вы­тап­ты­ва­ние в ме­стах мас­со­во­го от­ды­ха людей.

49. Почему люди, ра­бо­та­ю­щие в тайге в весенне-летнее время, не­ред­ко за­бо­ле­ва­ют тяжёлой бо­лез­нью — таёжным энцефалитом? Объясните, как про­ис­хо­дит заражение.

50. Докажите, что по­се­ще­ние школь­ной сто­ло­вой со­про­вож­да­ет­ся как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.

51. В чем, на ваш взгляд, со­сто­ят преимущества внут­рен­не­го оплодотворения у жи­вот­ных по срав­не­нию с наружным? Ука­жи­те два таких преимущества.

52. Замораживание ферментов, в от­ли­чие от дей­ствия вы­со­ких температур, не при­во­дит к по­те­ре ак­тив­но­сти фер­мен­тов в нор­маль­ных условиях. Чем это объясняется?

53. Объясните, какие из­ме­не­ния в со­ста­ве крови про­ис­хо­дят в ка­пил­ля­рах боль­шо­го круга кровообращения. Какая кровь при этом образуется?

54. Объясните, по­че­му вве­де­ние в вену боль­ших доз ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов со­про­вож­да­ет­ся по­ста­нов­кой ка­пель­ни­цы с 0,9 % рас­тво­ром NaCl?

55. Чем опас­ны ас­ка­ри­ды для взрос­лых и детей?

56. На электронных микрофотографиях нейронов было обнаружено большое количество мембран комплекса Гольджи. Объясните это явление, используя знания о функциях комплекса Гольджи в клетке.

57. Почему при ношении тесной обуви пальцы ног больше подвержены обморожению?

58. Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...