Развитие культуры во второй половине 19 века.
Освободительные реформы в 60-70 годов 19 в. благотворно сказались на развитие культуры второй половины 19 в. Важнейшими её чертами становятся прагматизм и реализм. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 г. огромных успехов добилось просвещение. В 60-е годы в России грамотных было 6%, а к концу 19 в. – 21% населения. Начальное образование получали в государственных, земских и церковноприходских школах. Среднее образование давали гимназии и реальные училища, где обучали к концу 19 в. 150 тыс. человек. Для получения высшего образования были открыты университеты в Варшаве, Томске, Одессе. Для просвещения народы издательство Сытина и Суворина выпускали массовыми тиражами дешевую литературу для народы. Огромной популярностью пользовались журналы “Современник”, “Русская старина”, “Вестник Европы”. В России издавалось около 800 газет и журналов. Развитие просвещения создавало базу расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования Чебышева, Столетова, Лебедева. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Менделеевым. Блестящих успехов добились ученые естественных наук: Тимирязев, Павлов, Докучаев, Мечников, Бутлеров, Мичурин. Мировую славу русской культуре принесла литература пореформенной эпохи. Это произведения Достоевского (“Преступление и наказание”, “Идиот”), Льва Толстого (“Война и мир”, “Анна Каренина”), Тургенева (“Отцы и дети”, “Дым”), Лескова (“Соборяне”), Некрасова, Фета, Тютчева. Демократически-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи возникло “Товарищество передвижных художественных выставок” (“Передвижники”). Они знакомили со своею живописью широкие слои населения. К передвижникам относится творчество Перова, Сурикова, Репина. Большую роль художественной жизни России сыграли предприниматели – меценаты. Так братья Третьяковы передали свою галерею в дар Москве. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17 в. Были построены здания городской думы Москвы (Чичагов), исторического музея (Шервуд). В развитии театра большую роль сыграл Островский, чьи пьесы шли в малом театре, где играли великие актеры – Ленский, Ермаков, Садовский. В музыке сложилось “могучая кучка”, куда входили композиторы Балакилев, Римский Корсаков, Бородин, Мусорчевский. Открываются консерватории в Петербурге и Москве, огромную роль в развитие русской классической музыки сыграло творчество Чайковского (“Евгений Онегин”, “Щелкунчик”). Пореформенная эпоха стала временем культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа 19-20 веков.
Вклад российской культуры ХIX в. в мировую культуру. (Билет 28)
Вариант 1
Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры "западников и славянофилов", отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили отражение и получали художественное осмысление в искусстве и культуре.
XIX век — время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение.
(О культуре России первой половины XIX в. и ее вкладе в мировую культуры см. билет № 21.)
Пореформенное общество предъявляло новые требования к образованию. Школьная реформа 1862—1864гг. внесла существенные изменения в структуру начального и среднего образования. Был закреплен принцип бессословности школьного обучения. Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная школа. Гимназии также открывались для детей всех сословий (единственным ограничением становился высокий уровень платы за обучение). Гимназии разделили на классические, где основное внимание уделялось гуманитарным предметам, и реальные, которые специализировались на изучении естественных и точных наук. Открывались женские гимназии. Университетский устав 1863 г. восстанавливал отнятую в 1835 г. автономию, разрешалось учреждать высшие женские курсы с университетской программой (курсы Герье в Москве, Бестужевские курсы в Петербурге). В 80—90-е гг. XIX в., когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере образования было утрачено: новый университетский устав 1884 г. отобрал у университетов автономию, высшие женские курсы расформированы, программа классической гимназии пересмотрена в сторону резкого увеличения часов на изучение «мертвых» языков, печально знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887) запретил принимать в гимназию детей «подлых» сословий. И тем не менее система образования в России в пореформенные годы сделала значительный шаг вперед, резко выросло количество обучающихся, открылись новые университеты (в Одессе, в Томске) и высшие учебные заведения (Петровская академия, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Технологический институты и др.).
На подъеме находилась наука. Ее центрами, как и в предыдущие годы, были университеты и научные общества (в пореформенные годы созданы Общество русских врачей, Русское астрономическое общество, Русское химическое общество и др.). Быстрый промышленный рост предопределил расцвет естественных и точных наук. Исследования И. М. Сеченова (о рефлексах головного мозга и физиологии нервной системы) заложили основы учения о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за открытия в области нейрофизиологии. Важные открытия в биологии были сделаны И. И. Мечниковым (иммунитет и защитные механизмы организма) и К. А. Тимирязевым (явление фотосинтеза). В 1869 г. Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон физических элементов. Работы А. М. Бутлерова внесли важный вклад в теорию химического строения органических веществ. П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, А. М. Ляпунов принесли славу русской математической школе. Физик А. Г. Столетов создал классические работы по электричеству, П. Н. Яблочков разработал конструкцию лампы накаливания. С именем А. Ф. Можайского связаны крупные открытия в области воздухоплавания. К. Э. Циолковский заложил в эти годы основы ракетного движения. Огромное значение имели путешествия П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др. Классикой русской исторической науки признаны работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова.
Вторая половина XIX в. — эпоха мирового признания русской классической литературы. Это время Л.Н.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот» и др.), И. С. Тургенева («Отцы и дети»), И. А. Гончарова («Обломов»), А. П. Чехова («Степь», «Дядя Ваня», «Чайка» и др.), Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц истории русской живописи. Многое восходит к знаменитому «бунту четырнадцати», когда группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским покинула Академию художеств, протестуя против академической рутины, ремесленничества, ухода от злободневных проблем. Это произошло в 1863 г., а с 1870 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. «Передвижники» (И. Н. Крамской, И. И. Левитан, В. Г. Перов, Н. А. Ярошенко и др.) считали необходимым показывать свои работы всей России, не замыкаться в стенах столичных выставочных залов. Их картины посвящены России. Прекрасны пейзажи И. И. Левитана («Март», «Осень», «Над вечным покоем»), И. И. Шишкина («Дубовая роща», «Рожь»), А. К. Саврасова («Грачи прилетели»). Сцены из народной жизни и люди из народа запечатлены на полотнах Г. Г. Мясоедова («Земство обедает»), В.М.Максимова («У своей полосы»), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь»). В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Н. Н. Ге («Царь Петр и царевич Алексей») посвящали свои картины русской истории. Разносторонне творчество И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Заседание Государственного совета», «Не ждали» и др.). Прекрасны работы скульптора М. М. Антокольского («Иван Грозный», «Петр I» и др.).
В архитектуре господствовал русско-византийский стиль с его стремлением «объять необъятное», «объединить несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. Внедрялись новые материалы — цемент, железобетон, металлические конструкции. Больших свершений не было, но исподволь вырабатывались принципы и образы нового архитектурного стиля — стиля модерн.
Замечательны достижения русского музыкаль ного искусства. «Могучая кучка» объединила М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского (оперы «Хованщина», «Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Царская невеста» и др.), А. П. Бородина (опера «Князь Игорь»). И на этом блестящем фоне выделяется творчество П. И. Чайковского (оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.).
Как и раньше, привлекали зрителей Малый театр, получивший в эти годы почетное звание «Дома Островского», Александрийский театр и др. В 1898г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали знаменитый Московский Художественный театр, открывший для мировой культуры новые горизонты театрального искусства.
ВОПРОС № 26
Воспользуйтесь поиском по сайту: