ЛЕПКА «Угадай, кто к нам пришел»
Задачи. Познакомить детей с новым материалом: мягкая глина, цветной пластилин. Учить приемам лепки шариков разной величины способом раскатывания комочка круговыми движениями. Развивать сюжетно-игровой замысел. Материалы. Глина или цветной пластилин (его надо предварительно размять), клеенки для работы, салфетки для рук. Игрушка- неваляшка, палочки (стеки). Предварительная работа. Игры с башенками, пирамидками, матрешками. Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит накрытая салфеткой кукла-неваляшка. Дети сидят полукругом. Воспитатель спрашивает, с какими игрушками они любят играть. После ответов говорит: — У нас в детском саду много игрушек. Есть еще одна игрушка, какая? Угадайте, как её зовут (читает стихотворение Т. Казаковой):
Я игрушка не простая, Могу быть как заводная, Наклонюсь и покружусь, Всем ребяткам улыбнусь. На мне яркая рубашка, Я игрушка.... (неваляшка). После ответов детей воспитатель поднимает салфетку, неваляшка наклоняется, кружится: «Я пришла к вам в детский сад, посмотрите мой наряд». Неваляшка здоровается с детьми, просит каждого назвать свое имя. Затем, увидев на столе коробочку с цветным пластилином, спрашивает детей: «А что в этой коробочке?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель объясняет, что это пластилин, из него можно слепить много игрушек. Неваляшка просит ребят слепить её подружек-неваляшек в красивых рубашках. Воспитатель предлагает детям выполнить её просьбу, слепить из шариков много неваляшек. Показывает, как надо оторвать большой комок, раскатать его в ладонях круговыми движениями. Затем взять комочек поменьше, тоже скатать как шарик, а потом соединить их вместе. Получилась кукла неваляшка.
Руки можно слепить из маленьких шариков. Палочкой (стекой) показывает, как можно изобразить глаза, рот (неваляшка веселая, улыбается, смеется). Воспитатель предлагает каждому ребенку слепить свою неваляшку, а чтобы у нее была яркая рубашка, надо большой шарик скатать из красного, зеленого, синего брусочка пластилина. В процессе лепки воспитатель напоминает о размере комочков для туловища, головы, рук, о последовательности соединения комочков. Каждый ребенок у неваляшки стекой изображает глаза, улыбающийся рот. Когда дети слепят фигурки, их можно расположить на картоне. Дети приносят неваляшек, расставляют их друг за другом или ставят в круг, «ведут хоровод». В центр композиции воспитатель ставит игрушку — неваляшку. Дети по своему желанию могут затем изменить расположение фигурок. Они рассматривают фигурки, находят своих неваляшек. Воспитатель спрашивает, какого цвета их «рубашки», какое у них настроение («смеются, улыбаются» и т. д.). В вечернее время продолжается игра с фигурками, дети придумывают новые игровые ситуации, дополняют их другими игрушками. Детям, пришедшем в детский сад впервые, дается возможность сделать шарики любого размера. Воспитатель помогает им в этом, а затем сам из этих шариков делает неваляшку.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Фольклор и художественная литература необходимы маленькому ребенку для эмоциональной поддержки в период адаптации к детскому саду. Малышу необходимо убедиться, что его здесь ждут, ему рады, ему будет хорошо. Педагогу на этой неделе актуально будет иметь в своем арсенале небольшие рифмовки и стихи, в которых звучат детские имена. С помощью такого «личного» обращения воспитателю легче будет наладить контакты с детьми, а самим детям — запомнить имена друг друга. Помогут в этом стихи Е. Ровинской «Петушок», А. Барто «Целый день поёт щегол...», С. Михалкова «Песенка друзей» (можно использовать фрагменты для заучивания), стихи Г. Лагздынь с именами детей.
* * * Словно белая корона, бант высокий из капрона. Босоножки — в две застёжки, сарафанчик — раздуванчик! Это — Юленька идёт! Маму за руку ведёт! * * * Идёт Маша с ветерком! Рубашонка — пузырьком! На платочке — ярлычок! А на ножке — башмачок!.. * * * Я у Вани попрошу: — Дай, кусочек откушу! Ванечка! Ванечка! Дай кусочек пряничка!.. * * * Село солнце на бугор. Смотрит солнышко во двор: Во дворе Егорушка, словно ясно солнышко... * * * Как у нашего Алёшки очень чистые сапожки! Потому что на сапожки надевает он калошки! * * * Делись, Алёнка, игрушками, будешь богата подружками! * * * Одевайся, кукла Маша! Погуляет с тобой Даша... (Г. Лагздынь. Моя книга. — Тверь, 2005.)
Про Катюшу (Саша Черный. Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года. - М.: ACT, 1997. С.222.) ... Катя-Катенька-Катюша уложила спать игрушки: Куклу безволосую, собачку безносую, И коровку безрогую — всех в комок. В старый мамин чулок с дыркой, Чтоб можно было дышать. «Извольте спать!..
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ В первые недели учебного года основной задачей воспитателя является обеспечение эмоционального комфорта детей. Часть детей вернулись в группу после летнего отдыха, некоторые только пришли из дома, но и для тех, и для других переход к ежедневному посещению детского сада дается нелегко. Одним необходимо помочь адаптироваться, пережить расставание с мамой, с домом, познакомить с новыми детьми, воспитателями, показать игрушки. Другим достаточно напомнить знакомые, но уже немного позабытые, игры и игрушки и показать новые. В течение первой недели необходимо регулярно проводить игры, направленные на знакомство детей друг с другом, стремиться, чтобы они запомнили имена сверстников, различали их в разной одежде. Для этого целесообразно проводить игры «Здравствуйте, дети», «Приходим в гости к кукле Маше», «Познакомимся с игрушками», и т.п. В них детей, приходящих в группу, встречает какая-нибудь привлекательная игрушка-кукла, медвежонок, Петрушка и т.д., — радуется их приходу, спрашивает, как кого зовут, показывает детям (особенно новичкам), где что расположено в игровом помещении.
Дети могут прийти «в гости» в игровой уголок (небольшими подгруппами), «познакомиться» с игрушками (называя свои имена), показать свою игрушку, если принесли ее из дома. На улице можно поиграть в «Паровозик» (дети превращаются в «вагончики», у каждого свое имя), «объехать» понарошку детский сад, посмотреть, что и где находится на его территории, ознакомиться с участком. И в группе, и на участке дети должны быть обеспечены игровым материалом. Предметно-игровая среда должна отвечать психолого- педагогическим критериям и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Игрушки должны соответствовать возрасту, интересам, физическим и психологическим возможностям малышей. Важно предусмотреть наличие достаточного количества однородных игрушек: дети этого возраста склонны подражать друг другу, и игрушка в руках соседа часто вызывает повышенный интерес. Особенно это относится к тем игрушкам, которые использовались на занятии, а потом включались педагогом и детьми в тематическую игру. Многие дети, особенно впервые пришедшие в детский сад, еще не готовы к совместным играм, боятся и сторонятся сверстников, предпочитают лишь наблюдать за их игрой со стороны. Целесообразно предоставить им возможность играть в одиночку, обеспечить привлекательными игрушками, разрешить взять из дома свою куклу или мишку.
СЕНТЯБРЬ. 2 НЕДЕЛЯ. Планирование работы Направленность педагогической работы. Эта неделя важна для достижения доброжелательных и доверительных отношений детей к взрослым и друг другу. Дети будут знакомиться с групповыми помещениями: раздевальной комнатой, групповой комнатой, спальней, туалетом, локальными игровыми пространствами для различных видов деятельности (конструирование, театр кукол, ряжение, книжный уголок). Они пойдут в гости к цветам, которые растут на клумбе, познакомятся с некоторыми деревьями; на занятиях по речи будут активизироваться слова, обозначающие детали разных машин, дети будут упражняться в речевом дыхании, в правильном произношении простых согласных.
На физкультурных занятиях будут совершенствовать навыки ползания на четвереньках и учиться ходить в колонне; дети также будут знакомиться с геометрическими фигурами; строить участок детского сада из деталей геометрической формы; в процессе рисования будут экспериментировать с красками.
Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам воспитатель.) На одной из прогулок воспитатель ведет детей к самой большой клумбе или альпийской горке и рассказывает: -Ребята, мы с вами познакомились с цветами, которые растут на нашем участке. Сегодня мы пойдем в гости к другим цветам. Они растут на большой клумбе. (Дети идут к клумбе.) Клумба — это такой замечательный дом для самых разных цветов. Их сажают люди, чтобы в нашем детском саду было красиво. Давайте рассмотрим, какие здесь растения. Кто найдет такие же цветы, как у нас на участке? А есть здесь любимые цветы нашего медвежонка? А ваши любимые цветы? Машенька, какой твой любимый цветок? А твой, Петя? Мне, например, больше всего нравится красный георгин. Воспитатель может назвать некоторые наиболее известные растения (анютины глазки, бархатцы) и обсудить, почему их так назвали. Например, дети могут погладить бархатцы, а затем лоскут бархатной ткани. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на клумбе растут растения разного цвета. (Дети называют цвета, которые знают.) Воспитатель показывает малышам по очереди карандаши разного цвета. Задача детей — найти на клумбе цветы такого же цвета. В заключение воспитатель еще раз показывает карандаши и спрашивает, какие из них нужны, чтобы нарисовать эту клумбу. Воспитатель обращает внимание детей на то, что к цветкам прилетают пчелы, бабочки. Они пьют сладкий сок, который есть в цветках. (В течение недели воспитатель периодически обращает внимание детей на насекомых, которые прилетают к растениям.) Дети трогают землю, чтобы сказать, какая она — твердая или мягкая, мокрая или сухая. Если земля сухая, воспитатель предлагает малышам полить ее. Воспитатель предлагает поиграть. Дети становятся в круг, берутся за руки и расходятся, образуя клумбу. Воспитатель комментирует: -Вот какая у нас клумба получилась! Большая, круглая. А какие цветы на ней растут? Ты, Людочка, какой цветочек — красный или белый? А ты, Никитка? Давайте покажем, как наши цветочки росли (читает стихотворение Н. А. Рыжовой). Наш цветочек аленький, Был когда-то маленьким. (Дети приседают) К солнцу потянулся, (Дети потихоньку встают, тянут руки к солнышку) Под дождем согнулся. (Дети наклоняют головы, опускают руки.) Стал расти, расти, расти (Снова поднимают головы и руки) И под солнышком цвести. (Отводят руки в стороны) Вырос он на радость людям. (Прыгают, улыбаются) Все его мы очень любим! (Обнимают друг друга.) На одной из прогулок воспитатель прячет под кустом изображение дерева и сажает игрушечного медведя под деревом, которое рас- тех вблизи участка группы. Воспитатель напоминает детям, что однажды медвежонок прятался под кустом: - Может, он и сегодня там сидит? Где у нас растет куст? (дети ищут куст) — говорит воспитатель. — Смотрите, медвежонка здесь нет, но он оставил нам письмо. Кто знает, что на нем нарисовано? Это дерево. Значит, наш медвежонок ждет нас под деревом. Давайте найдем его. Где у нас дерево? (Дети подходят к дереву и находят медвежонка, здороваются с ним.) Затем воспитатель от имени медвежонка рассказывает, что ему нравится сидеть под деревом, ведь медведи живут в лесу. А лес — это такое место, где много деревьев. Медвежонок предлагает детям познакомиться с деревом: обнять его, определить, толстое оно или тонкое, погладить кору — она шершавая или мягкая. Дети по очереди подходят к дереву и здороваются с ним (гладят), называют свое имя: «Здравствуй, береза, меня зовут Ира! Я хочу с тобой дружить» и т.д. Воспитатель вместе с детьми придумывает ему имя (например, береза Белянка, елка Колючка). Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть дерево: какие у него сейчас листья? Желтые, зеленые, красные? Каких листьев больше всего? Есть ли на земле листья этого дерева? Откуда они взялись? Остались ли еще листья на ветках? А какого цвета были листья летом? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает сам.) Почему же листья изменились? Потому что наступает осень. Осенью листья на многих деревьях, кустах опадают. Пока еще листьев опало немного, потому что осень только началась, на улице тепло. Но вот цвет многих листьев уже изменился. (Если дети наблюдают за сосной или за елью, воспитатель обращает их внимание на то, что на березе, рябине листья желтеют, краснеют, опадают, а хвоинки остаются зелеными.) Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, в экологической комнате. Воспитатель продолжает знакомить детей с обитателями уголка природы. Воспитатель изготавливает модель дерева, за которым дети будут наблюдать в течение всего года. Варианты модели: аппликация из клейкой ленты на стене, объемная модель из сухих веток, рисунок дерева на ткани и детали на липучках. Главное, чтобы на модели можно было отражать результаты наблюдений: менять листья или снимать их, добавлять фигурки птиц, снег, капельки дождя, солнышко, дождевого червяка и т.п. После первого знакомства с деревом на участке воспитатель показывает детям модель дерева и объясняет им, для чего она нужна: «Если на нашем дереве будут зеленые листочки, значит, и на это деревце мы повесим зеленые листочки — вот так (показывает.) Если наше дерево будет согревать солнышко, мы прикрепим над деревом солнышко, если пойдет дождик, прикрепим капельку дождя».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. «Поезд» Задачи. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, попрыгать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание. Закреплять правильное произношение гласного звука [у]. Материалы. Паровоз (заводная игрушка); большая и маленькая матрешки. Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу заводную игрушку и демонстрирует детям, как паровоз идет, подает сигналы. Дети окружают игрушку, рассматривают ее, активно высказываются. Воспитатель садится с детьми на ковер и говорит: -Вот какой паровоз: у него есть... (кабина, колеса), на крыше... (труба). В кабине сидит... (машинист) и смотрит... (в окно). А как машинист попал в кабину? (Через дверь.), — жестами и интонацией незавершенности педагог побуждает детей включиться в разговор и дополнять его предложения своими ответами. — Паровоз тянет... (вагоны). У вагонов тоже есть... (колеса, двери, окна, крыша). В вагонах сидят... (пассажиры). Они смотрят... (в окна). Что видят пассажиры?... (Дорогу, деревья, корову, лошадку и т.д.). Воспитатель продолжает рассказ: -Представьте, что вы видите много деревьев, кустов. Это... (лес). За лесом — луг. На лугу — стадо... (коров). По дороге идет лошадка. Ребята, а вы ездили на поезде? Далеко?... (свободные высказывания детей). Сейчас мы поиграем в поезд, поедем к матрешкам, они хотят с вами поиграть. Воспитатель расставляет матрешек в разных местах группы и говорит: -Поезд отправляется, колеса стучат: «Чух-чух-чух». Паровоз гудит: «У-у-у». Подъезжаем к станции, поезд замедляет ход: «Чух-чух- чух». Остановились. (Дети произносят звукоподражания и имитируют движение поезда.) Какая красивая матрешка. Поздороваемся с ней: «Здравствуй, матрешка! Проходи, пожалуйста, присаживайся у окна». Поезд едет дальше. На следующей остановке детей ждет еще одна матрешка. Игра повторяется. -Наш поезд привез пассажиров за город, — продолжает воспитатель, — будем отдыхать и веселиться. Покажите матрешкам, как вы умеете плясать. (Воспитатель напевает плясовую мелодию.) А теперь попрыгаем, ручками похлопаем, ножками потопаем. А сейчас пойдем собирать цветы и ягоды. Наклоняемся, срываем ягодку и кладем в ротик. Срываем цветок и плетем венок. (Дети сопровождают слова педагога выразительными движениями.) Дети, вам понравилась наша прогулка? Что мы делали? Мы веселились? (Веселились). Плясали? (Плясали). Прыгали? Ручками хлопали? Ножками топали? Собирали цветы и ягоды? (Интонацией побуждает детей включиться в разговор). -Устали? Утомились?» — спрашивает воспитатель. — Ляжем отдохнуть. (Дети переходят на ковер.) Матрешкам споем колыбельную: «Ааа-ааа». И сами закроем глазки и поспим. Отдохнули? Едем домой: «Чух-чух, у-у-у, у-у-у». Приехали.
ФИЗКУЛЬТУРА №3-4 Задачи. С помощью игрушек, игровых приемов стимулировать активные двигательные действия детей; приучать ходить свободно в колонне по одному, совершенствовать навык ползания на четвереньках по прямой 2—3 м; доставлять детям радость от совместных форм двигательной деятельности. Место проведения. Физкультурный зал. Материалы. Куклы, погремушки по количеству детей, обручи, гимнастическая скамейка (или стульчики). Содержание занятия. В физкультурном зале детей встречают уже знакомые по первому занятию куклы (кукла Катя и кукла Маша), они здороваются с каждым ребенком по имени и продолжают знакомиться с теми ребятами, которые пришли в зал впервые. Куклы рассказывают, что они ждали ребят, сегодня принесли им для игр веселые погремушки. Дети врассыпную идут по залу, останавливаются у гимнастической скамейки (стульчиков), на которой лежат погремушки. Дети берут погремушки в каждую руку, рассматривают, воспитатель предлагает потрясти погремушки и послушать, как они звучат (раздается мелодичный звон). Детям нравится звонить погремушкой. Воспитатель спрашивает детей, как звенят погремушки, и сам отвечает: «Дзынь-дзынь-дзынь!», дети повторяют. Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: -А теперь, ребята, пойдем друг за другом так, чтобы никому не мешать. Дети строятся друг за другом произвольно, идут свободно по всему залу, стараясь не наталкиваться друг на друга; по неожиданному сигналу воспитателя они останавливаются и дружно произносят «Дзынь-дзынь-дзынь!». Задание повторяется 2—3 раза. Далее проводится игровое упражнение «Веселые погремушки»: вместе с воспитателем дети выполняют следующие движения: 1) поднять погремушки вверх, тихо-тихо позвенеть ими над головой; 2) присесть и громко постучать погремушками о пол; 3) встать, наклониться, постучать погремушками о колени. Затем организуется подвижная игра «Доползи до погремушки». Дети сидят на гимнастических скамейках, поставленных вдоль одной стороны комнаты. Перед ними, на расстоянии 2—3 м, на полу разложены обручи и в них — погремушки. Воспитатель вызывает 3—4 малышей и предлагает им проползти на четвереньках до погремушки, взять ее, встать, поднять ее повыше и погреметь погремушкой над головой, положить погремушку в обруч и вернуться на место. Затем воспитатель вызывает других детей до тех пор, пока все дети не выполнят задание. Воспитатель все время разговаривает с детьми, подбадривает их, подсказывает, что и как надо делать, помогает новеньким детям. Задание погреметь погремушкой вызывает у детей стремление доползти до цели как можно быстрее. Но в этом случае снижается качество движений: ребенок спешит, нарушается координация движений; поэтому воспитателю не следует специально направлять внимание детей на быстроту передвижения. В этом упражнении при повторном проведении может участвовать и большее число детей (от 4 до 6). Тогда для каждого из них следует приготовить соответствующее количество погремушек. Игровое задание выполняется 2—3 раза. Затем дети возвращают погремушки куклам, благодарят их. Занятие окончено, куклы «дарят» детям несколько погремушек, чтобы они играли ими в группе. В случае отказа детей (которые только начали посещать детский сад) участвовать в игре, их можно просто посадить на стульчики, дав по погремушке.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «Форма предметов» Задачи. Создавать условия для развития представлений детей о предметах по их геометрической форме. Развивать воображение детей. Материалы. Геометрические фигуры (круг диаметром 5 см, квадрат со стороной 5 см, треугольник со стороной 5 см, овал). Одна сторона фигуры — белая, другая — с рисунком, соответствующим предмету этой формы. Детали строительного материала (кубики и треугольные призмы, большие и маленькие). Содержание занятия. Дети сидят на коврике вокруг маленького кукольного столика. У воспитателя в руках большой, красивый конверт, из которого случайно выпадают две фигуры — круг и овал, и воспитатель заводит с детьми разговор: -Ой, что это такое? Посмотрите, дети! На что это похоже? — и обводит пальцем по краю фигуры круга, -вот как я пальчиком веду, веду, веду.... Если дети не догадываются сразу, то воспитатель переворачивает фигуру другой стороной и спрашивает: -Что это? — Мячик! — отвечают дети, — Давайте покажем, какой он! Воспитатель побуждает детей руками показать округлую форму, нарисовать ее в воздухе и подбадривает детей: — Вот какой мяч нарисовал Коля — круглый, и у Маши — круглый мяч. Далее воспитатель вытаскивает овальную фигуру. -А что же это такое? На что это похоже?- и показывает другую сторону фигуры, где нарисован огурец. -Это огурчик! — говорят дети. Воспитательница подтверждает ответы: -Да, это похоже на огурчик. Давайте проведем вместе по его краю, посмотрим, какой он, — воспитатель повторяет контур овала рукой в воздухе вместе с детьми, подбадривая и комментируя их движения. Далее, опуская руку в конверт, воспитатель привлекает внимание детей: -Давайте посмотрим, что же еще здесь лежит? Ой, не знаю, что это! - она показывает квадрат, резко очерчивая пальцем контур фигуры. — Веду, веду, веду — уголок, веду, веду, веду — уголок. Дети могут легко узнать эту фигуру. Воспитатель слушает высказывания детей: «Это кубик! Домик!» Воспитатель переворачивает фигуру, на обратной стороне которой нарисован куб: — Да, это кубик. А что надо на него поставить сверху, чтобы получился домик? — Крышу! — отвечают дети. — Оказывается и крыша здесь есть! — говорит воспитатель, показывает треугольник и предлагает построить домик. Воспитатель строит из плоскостных фигур дом и помещает его на фланелеграф или наборное полотно. — А теперь посмотрите, что у нас здесь приготовлено, — ведет детей на ковер, где уже разложены кубики большие и маленькие. — Что мы сделаем из них? — спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. Дети строят простые по конструкции домики: берут кубики и ставят на них призмы соответствующих размеров. — Давайте полюбуемся, какие красивые домики у нас получились! И большие, и маленькие. Порадуемся вместе — говорит воспитатель.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «Моя группа» Задачи. Напомнить детям расположение помещений (прихожая, раздевалка, групповая комната, спальня, туалет), их назначение, фиксируя предметы индивидуального пользования каждого ребенка: «твой шкафчик», «твоя кроватка», «твое полотенце», «твоя расческа», «твой стаканчик для полоскания» и пр. Расширить ориентировку в окружающем пространстве, показать функциональное назначение локальных игровых мест для различных видов деятельности (конструирование, театр кукол, ряжение, книжный уголок). Способствовать проявлению активности в игре. Материалы. Знакомые игрушки, расположенные в разных игровых уголках. Новые игрушки и пособия для различных видов деятельности. Содержание занятия. Воспитатель предлагает малышам пройти в прихожую: -Посмотрим, какие красивые картинки у вас на шкафчиках. Что на них нарисовано? Далее педагог просит каждого малыша назвать свою картинку, на своем шкафчике, а вновь пришедших детей — показать. Дети проходят в спальню, где на спинках кроваток имеются такие же маркировочные пластиковые картинки. Педагог подчеркивает, что у каждого малыша своя кроватка: -У Алеши на картинке машинка, у Лены — кукла, у Васи — мишка. — Дети запоминают свои картинки, находят и запоминают свои полотенца в умывальной комнате, а также все другие личные вещи. Основная часть занятия — это экскурсия по групповой комнате. Прежде всего, малыши подходят к кукольному уголку. Здесь детей встречают их любимые куклы. Малыши называют их по имени и деталям одежды: «Кукла Тамара с голубым бантом»; «Кукла Зоя в сиреневом комбинезончике»; «Кукла Соня в кружевном фартучке» и пр. Педагог разыгрывает перед детьми сценку встречи. Куклы любят ребят и все время рады встрече в своем кукольном уголке. Здесь же их ждут Мишка и зайчик Степа, свинка Маруся. Вдруг неожиданно появляется Петрушка, который просит малышей посмотреть все другие игровые уголки: «Здесь ребята будут строить из кубиков, а вот — гараж, где стоят разные машины». Петрушка «садится» в машину и делает вояж по группе, распевая веселую песенку. Дили-дили-дили-дон! Я веселая игрушка, А зовут меня Петрушка! Я с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке! Дили-дили-дили-дон! (JI.H. Павлова) Воспитатель показывает уголок ряжения, где дети примеряют у зеркала шапочки, фартучки и др. аксессуары. Аналогично обыгрываются и все другие игровые пространства (зоны). Особое внимание уделяется привлечению к этой деятельности вновь пришедших детей. В заключение педагог показывает малышам новые игрушки. Далее занятие разворачивается по ситуации, логично переходя в самостоятельную игру малышей. Педагог старается вызвать интерес детей друг к другу, группе, детскому саду.
РИСОВАНИЕ «С кем ты будешь рисовать красками?» Задачи. Познакомить детей с новым материалом (гуашевыми красками), приемами рисования кистью на бумаге. Развивать сюжетно- игровой замысел. Материалы. Тонированные в пастельные цвета листы бумаги альбомного формата, мягкие кисти № 8-12, банки с водой, салфетки для осушения кистей после промывания. Мольберт, колпачки с фигурками персонажей, которые были на занятии по рисованию, подставка для кистей. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, рисунков цветными карандашами (результаты первого занятия), игры с игрушками. Содержание занятия. Дети сидят полукругом. Около стола воспитателя стоит мольберт с листом бумаги, рядом краски, коробочка с фигурками известных детям персонажей, подставка для кистей. Воспитатель говорит: -Сегодня мы будем учиться рисовать красками, они такие красивые, яркие. А кто знает, чем надо рисовать? (Дети отвечают). Вот этими кисточками будем рисовать, они мягкие, как у зайчика хвостик (проводит ворсом кисточки по ладошке каждого ребенка). Рисовать будем разными красками (показывает, как надо окунуть кисточку в баночку, отжать о край и затем на мольберте рисует 3—4 мазка красной краской). Вот мазок, еще мазок, распускается цветок. (Затем промывает кисточку в банке с водой, осушает и берет желтую краску, рисует мазки). Желтые листочки по ветру летят... -К нам на занятие снова пришли цыпленок, зайчик, попугай, синичка, медвежонок, котенок, — воспитатель надевает на палочки кисточек все фигурки. — Вместе с ними вы будете рисовать красками, — продолжает он. Каждому ребенку предлагается выбрать фигурку, надеть ее на кончик палочки и рисовать красками на бумаге. Процесс рисования приобретает характер экспериментирования с цветом краски. Ребенок может использовать разные цвета, удивляясь появлению ярких мазков, пятен, линий, форм (перед детьми гуашевые краски шести цветов). Воспитатель обращает внимание ребенка на выбранную им фигурку, поощряет развитие сюжетно-игрового замысла: например, «зайчик прыгает в лесу» (мазки мелкие), «мишка косолапый идет топ- топ-топ...» (мазки крупные), «желтый цыпленок» (кружочки), нашел черного жучка» и т. д. У ребенка возникают новые ассоциативные образы. Воспитатель вместе с ним удивляется их появлению, помогает найти сходство с различными предметами, персонажами. В процессе рисования дети по своему желанию могут менять колпачки с фигурками, которые для них становятся «живыми», эмоционально реагируют на появление новых изображений. После занятия воспитатель располагает на столе рисунки так, чтобы все дети увидели их на некотором расстоянии. Предлагает каждому ребёнку найти свой рисунок и по желанию рассказать, что он нарисовал. В вечернее время дети могут самостоятельно играть с фигурками, рисовать, придумывать новые «сюжеты». Новеньким детям воспитатель индивидуально и практически помогает набирать краску, делать мазки, промывать кисточку и т. п.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Башенка для Петушка» Задачи. Приобщать детей к конструированию через разыгрывание простых сюжетов. Учить: видеть различия между такими деталями как кубики и кирпичики (по форме, устойчивости и цвету); различать их на ощупь; находить одинаковые по форме и цвету кубики. Активизировать слова «петушок», «кукарекает», звукоподражание: «Ку-ка-ре-ку». Материалы. Набор строительного материала, матрешка, игрушка- петушок. Содержание занятия. Воспитатель сдвигает два стола и на их середине располагает детали одного набора строительного материала, включающего кубики и кирпичики. Далее обращается к детям (4—6 чел.): «Помните как в прошлый раз мы с вами строили дорожку и скамеечку для Катеньки, которая живет на даче вот в этом домике. На даче у Катюши живет красивый Петушок (показывает игрушку- петушка): Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь.[2] Вместо имени Ваня педагог, повторяя далее потешку, может вставлять имена других детей или слово «деткам». — Катенька просит нас с вами построить башенку для Петушка. Давайте возьмем синие кубики (показывает синий кубик) и будем ставить их аккуратно друг на друга. Вот какая высокая синяя башенка получилась! Взлетел на нее Петушок и закричал: «Ку-ка-ре-ку». Катенька стала ласково звать Петушка: «Петушок, Петушок, золотой гребешок», а Петушок откликается... Как он откликается, как кукарекает? (Дети отвечают вместе с воспитателем: «Ку-ка-ре-ку!») Спустился Петушок и стал клевать зернышки за загородкой. Воспитатель делает из 4-х кирпичиков квадратную загородку. Затем говорит от имени Петушка: -Какую хорошую синюю башенку вы мне построили, а теперь я хочу, чтобы вы построили красную башенку, как у меня гребешок. Воспитатель предлагает детям взять по одному красному кубику и вместе с ними строит красную башню, ставя кубики друг на друга. Петушок «взлетает» на нее и вместе с детьми кричит: «Ку- ка-ре-ку!». Затем воспитатель предлагает детям угадать на ощупь, что лежит в чудесном мешочке (заранее положив в мешок 2—3 кубика и 2—3 кирпичика разных цветов). Взяв ту или другую деталь в руку, дети называют ее и затем показывают всем. Если ребенок затрудняется назвать, воспитатель помогает ем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|