Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список экзаменационных вопросов по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века (часть вторая)» для студентов I II курса факультета журналистики.




1. Своеобразие духовной ситуации ХХ века и положение литературы. Исторические, политические, социальные, идеологические факторы литературного развития. Периодизация литературы ХХ века.

2. «Левая идея» в литературе ХХ века. Проблема социалистического реализма. Образы «левых» в литературе ХХ века, авторы, выступавшие с левых позиций. Политическая проблематика творчества Бертольда Брехта, Жана-Поля Сартра, Грэма Грина, Джорджа Оруэлла, Генриха Белля, Умберто Эко и др.

3. Литература и развитие психологии в ХХ веке. Литературное значение Фрейда. Литературное «чтение» Фрейда, фрейдистское чтение литературы. Значение идей Фрейда для формирования теоретических установок сюрреализма.

4. Миф и литература ХХ века, проблема «мифологического» романа (романа-мифа). Идеи Карла Густава Юнга и их литературные применения. Миф в поэтике Фолкнера, Голдинга, Гарсия Маркеса и др.

5. Литература и религия в ХХ веке. Религиозное сознание и религиозная обрядность как литературные темы. Религиозные аспекты проблематики творчества Сартра, Камю, Грэма Грина, Энтони Берджесса, Генриха Белля, Умберто Эко.

6. «Массовая литература», литература и массовая культура ХХ века. Приемы и образы массовой культуры в произведениях Джона Осборна, Дж. Д. Сэлинджера, В. В. Набокова, Умберто Эко и др. Кинематограф и литература. Система литературных премий и ее значение.

7. Историческая обстановка и направления литературного развития 1920–1940-х годов в ведущих странах Европы и в США. Важнейшие литературные центры. Содержание понятий «литература потерянного поколения», «модернизм», «авангардизм». Международный антифашистский конгресс в защиту культуры (1935), его цели и значение.

8. Литература «потерянного поколения». Факторы формирования. Становление духовного комплекса «потерянности» в сочинениях Д. Г. Лоуренса, Анри Барбюса. Идеи и эстетика «потерянного поколения» в творчестве Луи Фердинанда Селина, Эрнста Юнгера, Ярослава Гашека и др.

9. Своеобразие культурно-исторической ситуации в США в 1920–1940-е годы. Национальные традиции и европейские влияния в литературе периода. Значение творчества Шервуда Андерсона. «Потерянное поколение» в литературе США. Творчество Джона Дос Пассоса, Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, Генри Миллера, Джона Стейнбека, Томаса Вулфа, Уильяма Фолкнера.

10. Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя. Хемингуэй и «потерянное поколение». Основная проблематика, эстетические принципы, приемы описания и повествования. Особенности построения диалога. Этика хемингуэевского героя. Книга рассказов «В наше время» и традиция воспитательного романа. Сюжет и композиция книги. Мотив «победы в поражении» в произведениях Эрнеста Хемингуэя.

11. Уильям Фолкнер. Основные произведения. Литературные влияния. «Поток сознания» и композиция романов Фолкнера. Культура и история американского юга в произведениях писателя. Общенациональные аспекты проблематики. Фолкнер и модернизм. Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени

12. Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов. Мировоззренческие основы, теория и практика дадаизма и сюрреализма. «Ошеломляющий образ». «Автоматическое письмо».

13. Бертольд Брехт: литературная и общественная позиция. Принципы эпического театра. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Брехт и эстетика авангарда. Брехт в СССР.

14. Литература и философия экзистенциализма. Творчество Жана Поля Сартра. Основные идеи и темы его произведений. Философское и художественное содержание творчества Сартра. Проблема вины, свободы и ответственности в драме «Мухи». Основные положения трактата Жана Поля Сартра «Что такое литература?». Идея «ангажированности» в концепции Сартра.

15. Альбер Камю и философия экзистенциализма. От «абсурда» к «бунту» (эволюция творчества). Важнейшие произведения Камю, их темы, проблемы, стиль. Типы «абсурдного героя» в творчестве Камю.

16. «Антибуржуазные революции» 1950–1970-х годов и характер литературного развития. Литература и настроения либерального протеста («контестации»). Литературные «группы», «объединения», «течения»: «сердитые молодые люди», неореализм, «Группа-47» и др. Проблема авторского отношения к протестующему герою в произведениях Джона Осборна, Генриха Белля, Кингсли Эмиса и др.

17. Культурно-исторический фон, основные проблемы и идеи американской литературы 1950–1970-х годов. Американский военный роман. Тематика произведений Нормана Мейлера, Джека Керуака, Курта Воннегута, Джона Апдайка, Джона Стейнбека и др.

18. Джером Дэвид Сэлинджер и его книга «Над пропастью во ржи». Традиции романа воспитания и «рождественской литературы» у Сэлинджера.

19. Проблема контркультуры. Основные явления «контркультурного» фона, их осмысления и отражения в литературных экспериментах Хулио Кортасара, Энтони Берджесса, Джека Керуака, Уильяма Берроуза и др. Контркультура и авангардизм. Контркультура и коммерческое искусство.

20. Идеи и эстетика французского «нового романа»: «новый роман» и модернизм. Критика классического романа. Творчество Алена Роб-Грийе, основные стратегии описания и повествования.

21. Становление концепции постмодернизма в литературе 1950–1970-х годов. Постмодернизм как «состояние», как эстетическая концепция и как сумма приемов.

22. Владимир Набоков как американский писатель. Россия, Америка, Европа в жизни и творчестве Набокова. Сквозные мотивы, «метасюжет» Набокова. Важнейшие черты стиля.

23. Сэмюэл Беккет. Основные черты творческого и жизненного пути, своеобразие положения в литературе. Важнейшие произведения, их жанры, темы, образы. Беккет и «театр абсурда». Сценические способы изображения небытия и абсурда в пьесе «В ожиданье Годо». Театр Беккета как развитие традиций драматургической классики. Сходное и несходное в эстетических концепциях Беккета и Джойса.

24. Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы. Проблема «магического реализма».

25. Хорхе Луис Борхес. Философские и эстетические основы творчества. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса. Приемы детективного жанра в новеллах Борхеса.

26. Габриэль Гарсия Маркес. Основные произведения. Стиль, система образов, позиция повествователя в романе «Сто лет одиночества». История и миф в творчестве Маркеса.

27. Послевоенная английская литература, ее отношение к викторианскому наследию и к «великой традиции». «Постимперские» комплексы. Английский постмодернизм. Крупнейшие английские послевоенные романисты, темы и идеи их произведений (Грэм Грин, Уильям Голдинг, Джон Фаулз, Айрис Мердок, Энтони Берджесс и др.). Значение Оруэлла. Утопия и антиутопия в английской литературе.

28. Самосознание искусства в литературе второй половины ХХ века. Тема музыки в повести Кортасара «Преследователь» и в романе Берджесса «Заводной апельсин». Тема живописи в повести Фаулза «Башня из черного дерева». Проблематика романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».

29. Умберто Эко. Серьезное и игровое в романе «Имя розы». Концепция постмодернизма в «Заметках на полях Имени розы»

30. Основные черты современной литературной ситуации (1980–1990-е годы). Крупнейшие современные писатели. Проблемы мультикультурализма, феминизма, постколониальности в современной литературе.

 

 

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. В сумму баллов за ответы на дополнительные вопросы будут включены баллы за работу на практических занятиях (кроме баллов за доклад) и бонусные баллы за работу по предыдущему разделу курса (литература 1870-х – 1910-х годов). Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...