Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические проблемы возрастной психологии.

Новообразования 1 года жизни.

С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции. Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения. В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.

 

Теоретические проблемы возрастной психологии.

1) Одной из проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
С одной стороны, это развитие, безусловно, зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. Пока достаточно не созреет мозг человека, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие связанные с ней способности.
С другой стороны, столь же очевидно, что психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем, как справедливо считают многие современные ученые, в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. То же самое касается совершенствования содержания и методов обучения и воспитания.
Однако, точно сказать, в какой степени психическое развитие человека на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы.
2) Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека. Под стихийным понимается обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная с семьи и заканчивая высшими учебными заведениями. Здесь более или менее четко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания человека.
Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одна из конкретных разновидностей этой проблемы - относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие человека.
3) Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить как ряд частных вопросов, каждый из которых достаточно труден для решения, а все они вместе взятые составляют действительную психолого-педагогическую проблему. Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей человека? Входят ли в них только генотипически обусловленные особенности организма, или в их число следует также включить некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства человека? От чего в большей степени зависит развитие способностей людей: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у человека к определенному виду деятельности, например, музыкальные, если он с рождения не имел для этого выраженных задатков, скажем, абсолютного слуха?
4) Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. Действительно, что понимать под развитием: только то, что представляет собой глубокие преобразования революционного и эволюционного характера, или также включать в него то, что происходит под воздействием ситуации? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения человека можно считать его развитием? С этой же проблемой связан вопрос о том, что оказывает большее влияние на развитие с течением времени: эволюционные, революционные или ситуационные преобразования? Первые обычно медленны, вторые кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто, а третьи, как правило, неглубоки. Это - не недостатки, а достоинства, заключающиеся в необратимости эволюционных, глубине революционных и непрерывности ситуационных изменений психики и поведения человека. Так что же больше влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных нами проблем.
5) Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития - интеллектуальное и личностное - определяют его в целом?
Вот круг вопросов, с помощью которых можно обозначить проблемы возрастной психологии.

Период новорожденности.

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4–4, 5 месяца жизни, утраивается к 10–11 месяцам.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600–900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800–1000 мл), от 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела (900–1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...