Пример: тенор, певший баритоном.
К третьему уроку этот певец исполнял теноровое соло из "Мессии" Генделя красивым чистым тембром. Постепенно становилось все более очевидно, что студент пытался петь не своим типом голоса. Уплощение языка было одним из плохих последствий пения в неправильном fach. Как я уже писал выше, хроническая хриплость сопровождала каждое выступление. Этот начинающий певец был на пути больших вокальных проблем, из-за того, что его бывший педагог настаивал на баритоновом типе голоса. На самом же деле молодой певец - высокий тенор. Подобная ситуация - пример доминирования эго педагога над реальной природой студента. Это является преступлением, и должны существовать законы, защищающие певца. Правда, он мог петь в баритоновой тесситуре, понижая гортань с надавливанием на нее корнем языка. Тем не менее, это создавало неправильную окраску и толкало к пению ниже, чем оно должно быть. Будучи белокожим блондином (обычно такого типа люди имеют выступающие кровеносные сосуды на поверхности связок), и продолжая пение в такой опасной технике, все закончилось бы кровоизлиянием.
Техника, использующая выдвижение вперед нижней челюсти.
В моей собственной истории период, когда мне в хоре приходилось петь за тенора будучи баритоном, был тяжелейшим. Я постоянно страдал от охриплости, особенно когда дирижеры просили меня петь тонким, прямы звуком. Мне было сложно говорить после любых хоровых репетиций, оттого, что при пении с опущенной гортанью я не выдерживал теноровой тесситуры. В результате я получил постоянное перенапряжение связок. Зажатая или повышенная гортань могут вызывать такое голосовое перенапряжение. Мне повезло, что шрам у меня на правой связке находится на фронтальной поверхности, а не боковой. Тем не менее такой шрам мог бы стать для меня роковым, и я бы получил повреждение, несовместимое с карьерой певца. Сросшиеся волокна работают не так, как здоровые. Звук мальчика из хора неприемлем ни для кого из взрослых. И требование такого звука провоцирует все вокальные неудобства, перечисленные мною выше.
Одним из моих любимейших стилей в музыке является Барокко. Я люблю прекрасную музыку Баха и Генделя. Я сам пою эту музыку с естественным, "мерцающим" вибрато. Правильное вибрато имеет быстрые колебания. Его не нужно путать с широким вибрато или качанием голоса. Я понимаю желание дирижеров, не дающих певцу качать голос, ведь становится невозможным интонирование. Тем не менее, решать эту проблему с помощью прямого звука бесполезно и даже опасно. Обычно певец с широким вибрато начинает петь еще хуже из-за зажатости в горле. Это нормальное следствие "выпрямления" голоса. Почему выпрямление голоса вредно? Ответ на этот вопрос простой. При правильной вокализации вибрато получается упругим и мерцающим. Вибрато - результат здоровой функции голосовых складок. Это имеет прямое отношение к сравнению, сделанному Флагстад, с серебром в голосе или серебряной нитью. Если же певца педагог или дирижер заставляют петь прямым звуком, то он начинает зажимать горло, чтобы связки не могли полностью вибрировать. Это в свою очередь не дает нужному количеству воздуха проходить через голосовую щель. Такое напряжение в горле становится причиной всевозможных негативных последствий. Самым главным недостатком такой техники является постоянная голосовая усталость в купе с несбалансированными регистрами. Для большинства певцов с такой техникой переход в головной регистр становится трудным. И сам певец обычно не знает о том, что пытается выйти на верх с помощью грудного механизма. Тем не менее, прямой звук настолько тонкий и светлый, что можно спутать зажатую гортань при грудном механизме с головным регистром. В моем случае, когда я пел тенором, поднимая гортань, мне казалось, что я пел головным голосом, в то время как я буквально "заталкивал" грудной механизм настолько высоко, насколько возможно. Связки становились очень усталыми, и производить красивый звук было невозможно. Правильное функционирование связок также было невозможно, и я не ощущал поднятого мягкого неба. С годами мой голос стал все более и более хрупким. В тембре абсолютно отсутствовало тепло. К тому времени, когда я попал к Алану Линдкуэсту, у меня была тяжелая вокальная травма в возрасте 29 лет.
Пение на улыбке.
Большинство певцов прибегают к улыбке, чтобы осветлить тембр голоса. Вместо этого звонкости нужно добиваться, держа язык ближе к зубам и в форме арки. Злоупотребление этой техникой обедняет тембр, который становится похожим на детский, что является плохим признаком. Эта техника также не имеет никакого отношения к увеличению объема голоса, так как результаты обычно противоположны. Когда мы улыбаемся во время пения, поднимается гортань, спадает мягкое небо, неправильно включается в работу нижняя челюсть, выдвигаясь вперед, тембр становится пронзительным и белесым, и нередко певец занижает интонацию. Также связки перестают плотно смыкаться. Таким образом, абсолютно все части аппарата певца занимают позиции, несовместимые со здоровым и удобным пением. В результате применения такой техники зажимается горло, и появляется охриплость. Несмотря на то, что от данной техники ждут прежде всего улучшения состояния голоса, она является одной из самых опасных, что было доказано научными исследованиями с применением волоконно-оптических инструментов. Несмотря на то, что существуют действительно прекрасные исполнители старинной музыки, в данной среде пение на широкой улыбке пользуется особенным почетом. Те, кто используют пение на улыбке, чтобы добиться "аутентичного" звучания, страдают от последствий. Я могу назвать много певцов, имеющих обширную дискографию и поющих с низкой интонацией. Я искренне не понимаю, по какой причине их записи имеют такой успех. Неужели люди не слышат фальши? Кроме того, со временем такие голоса полностью деградируют. И снова возвращаюсь к собственному опыту. Я учился у высокого тенора, который заставлял меня улыбаться при пении. В результате я получил зажатость в горле и постоянную голосовую усталость. К тому времени, когда я пришел на занятия к Алану Линдкуэсту, мой голос стал жестким, негнущимся и плоским. Пение в верхнем регистре было невозможно, потому что горло было слишком зажато, а из-за неправильного смыкания связок, была регистровая неровность. Без сомнений, пение с использованием данной техники бессмысленно и даже опасно.
К этой технике прибегают в основном мужчины. Я помню выступление одного британского баритона, певшего Генделевского Илию в Коннектикуте (Elijah by Handel). Это был не концерт, а настоящая катастрофа. Голос был темным и крикливым, напоминая брачный зов лося. Мне было жаль этого певца, а публика в целом была разочарована этим выступлением. Я уверен, что певцы могут сохранить голос, пока они здоровы физически. Если человек здоров физически и правильно тренирует свой голос, вокальное долголетие дается относительно легко. Баритону же было всего около 55, и он должен был бы быть на пике своей вокальной формы. К сожалению, голос уже стал жестким, а верхние ноты были низкие по интонации. Причиной этого было неправильное выражение лица. Так как в тот вечер в концерте участвовала моя ученица, меццо, я знаю о певце кое-что еще. Ему приходилось быть заносчивым из-за своей неуверенности, которая превратила его в человека, с которым сложно работать.
Я твердо уверен, форсирование, неоправданное увеличение подсвязочного давления крайне негативно сказывается на голосе. Невозможно одновременно выталкивать голос и сохранить связки здоровыми. И я сочувствую эстрадным певцам, которые используют эту технику, чтобы выделиться среди конкурентов. Обычно это сопровождается растяжением грудного регистра вверх - пение грудью в диапазоне, не предназначенном для этого. Мне повезло, так как я прошел через это только с одним кровоизлиянием в связки, и мне хватило ума довериться своим инстинктам и обратиться за помощью.
"Большой звук", который в последнее время стал очень популярным, искусственно создается пропусканием огромных масс воздуха через гортань. Я называю это перезажатым дыханием. Часто, объясняя данную технику, педагог кладет свой кулак в область солнечного сплетения и просит толкнуть его с помощью дыхания. При использовании такого приема в пении звук получается громкий, но зажатый, без необходимого количества носового резонанса. При правильном пении, область солнечного сплетения постепенно освобождается по мере того, как певец пропускает через связки небольшой поток воздуха. Помните, как Карузо говорил, что для пения ему нужно не больше воздуха, чем для обычной беседы. C техникой, провоцирующей зажатость любой из частей аппарата певца невозможно достичь вокальной свободы. Корень языка становится негибким и, кроме того, оказывает механическое давление на гортань. Обычно певцы еще страдают от злоупотребления грудным регистром, не используя головной голос, а в следствие отсутствия баланса между регистрами появляются проблемы с верхними нотами. Однажды я обучал французскую меццо-сопрано, использовавшую такую технику. Поступивши в престижную консерваторию, к концу обучения она практически не могла петь. Ее не допустили до выпускного экзамена, и после судебного предписания ей было разрешено заниматься со мной. На реабилитацию голоса мы потратили полтора года. Переучивание - сложный процесс, особенно если плохая привычка доведена до автоматизма, как было в случае с этой певицей. Девушка, проделав огромный путь, выпустилась из консерватории, и сейчас работает педагогом по вокалу.
Пение с сипотцой.
Я впервые узнал об опасностях данной техники от своей коллеги доктора Барбары Матис (Dr. Barbara Mathis) - одного из лучших педагогов и исследователей голоса в США. Она проводит свои новаторские опыты и преподает в Ламарском Университете в Боумонте, штат Техас (Lamar University in Beaumont, Texas). В ходе исследований она стала применять оптоволоконную камеру и открыла по меньшей мере удивительные вещи. Барбара рассказала, что во время пения "с сипотцой", голосовые связки все более и более краснели и опухали почти в два раза. Такие данные открыли нам глаза на многие аспекты вокальной техники. Мне же было разрешено воочию наблюдать за ходом исследований. Свой опыт с сиплым пением я получил в начале своих занятий с Аланом Линдкуэстом. Из-за многолетнего форсирования и ора при завышенной гортани мои связки перестали смыкаться полностью, "загибаясь" в разные стороны. Педагог предложил мне упражнения, изменившую мою вокальную жизнь. Внезапно после двух занятий мой голос снова стал здоровым, хотя я страдал от сипа во время пения в течение 15 лет, следуя неверным указаниям. Линдкуэст же использовал метод Гарсиа 'coup de glotte'. Недавно я слушал выступление в одном Нью-йорском кабаре, где исполнитель использвал сиплость для художственной выразительности, что было большой ошибкой.
Заключение: причины вокальной деградации
Причины: (1) Курение или употребление алкоголя, (2) Использование грудного регистра слишком высоко, (3) Зажатость области солнечного сплетения, (4) Пение с повышенной гортанью, (5) Пение с низким мягким небом, (6) Пение с выдвинутой вперед или зажатой нижней челюстью, (7) Пение с неполным или слишком плотным смыканием связок, (8) Использование неоправданно большого подсвязочного давления, (9) Нправильная поза: опущенная или слишком выпяченная грудная клетка, (10) Наклон головы вперед и вытягивание шеи во время пения, (11) Использование речевых гласных вместо вокальных, (12) Неопертое пение, недостаток сопротвления в нижних мыщцах пресса и пояснице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|