на основе анализа разрывов
Методы управленческого анализа, специфические для стратегического менеджмента Метод анализа разрывов (GAP-анализ). Метод анализа разрывов (GAP-анализ, gap — разрыв) является эффективным методом стратегического анализа, позволяющим выявить возможные разрывы между поставленными целями и имеющимися возможностями организации, а также наметить шаги по устранению этих разрывов [11, 25]. Возможные шаги проведения анализа разрывов: • установить долгосрочную цель организации, например увеличить объем продаж; • определить возможности организации в текущий момент и в • отразить в стратегическом плане поэтапное достижение на • выявить возможный разрыв между намеченными показателями плана и возможностями организации; • разработать стратегические меры по устранению возможных разрывов.
Пример 5.5. Туристическая организация поставила цель — увеличить объем продаж за 3 года на 60 %. Установлено экспертным путем, что для поэтапного достижения намеченной цели (ежегодного увеличения объема продаж на 20%) организация располагает необходимыми ресурсами, но не может в рамках существующих условий увеличить объемы продаж. Опросами потребителей выявлено, что среди потенциальных потребителей туристических услуг есть потребители, которые не могут приобрести туристические путевки из-за: их большой цены; качества оказываемых услуг; недостатка стимулирования продаж. Установив причины разрывов, сдерживающие рост объема продаж, организация поставила задачи по ликвидации имеющихся разрывов и разработала стратегические решения (табл. 5.5).
Таблица 5.5. Разработка стратегических мер организацией на основе анализа разрывов
Анализ цепочки ценностей. М. Портер разработал этот метод для устранения рассогласования между внутренней деятельностью организации и внешней конкурентной средой. Анализ цепочки ценностей позволяет выявлять внутренние потенциальные источники конкурентного преимущества и увязывать их с внешней конкурентной средой, обеспечивая экономное использование ресурсов. Можно утверждать, что цепочка ценностей может способствовать выявлению возможностей для обеспечения стоимостных преимуществ организации, а также для обеспечения необходимого для потребителя разнообразия товаров и услуг. Цепочка ценностей М. Портера позволяет увязать потребительские предпочтения с ценой товара или услуги по всему процессу их создания [25, 34]. В цепочке ценностей деятельность организации делится на две части (рис. 5.2):
• основную деятельность (материально-техническое обеспечение, производство, товародвижение, маркетинг и продажи, обслуживание); • вспомогательную деятельность (структура управления, управление финансами, планирование, управление качеством и др.; управление людскими ресурсами; технологическое развитие). Цепочки ценностей, объединяя стратегически важные виды деятельности (которые устраивают потребителей и за которые они хотят заплатить), дают представление о процессе формирования стоимости при создании товаров и услуг и позволяют более четко определять функции отдельных подразделений организации при создании конечного продукта. Отдельные виды деятельности организации должны координироваться между собой, рассматриваться в их взаимосвязи и с учетом покупательских потребностей. Если организация служит поставщиком продукции для другой организации, то целесообразно рассматривать цепочку их совместных ценностей, которая находит отражение в цене конечного продукта, принимаемой потребителем. Так, например, если туристическая организация использует в качестве поставщиков услуг гостиницы и автотранспортные организации, то целесообразно рассматривать совместную цепочку ценностей, состоящую из цепочек ценностей туристической организации, гостиниц и автотранспортных организаций, которые замыкаются на обслуживаемых туристах. Туристическая организа ция и поставщики услуг взаимосвязаны, и отношения взаимной выгоды повышают способность этих сторон создавать потребительские ценности, устраивающие потребителей, которые готовы платить за качественное обслуживание. Такой подход должен обеспечить взаимную выгоду взаимосвязанных сторон, их конкурентоспособность. Таким образом, хотя цепочка ценностей, представленная на рис. 5.2, и замыкается на прибыль, но все же во главе угла этой прибыли стоит потребитель, который в конечном счете обеспечивает прибыль организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|