Список определений по акмеологии.
Акме – (греч. acme – вершина, цветущая пора). Высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достяжений, когда проявляется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие способностей и дарований; считается, что акме приходится на период взрослости, или зрелости человека. (1). Активность – многозначный термин, используемый в разных науках физиологии, (электрофизиологическая активность мозга), социологии, (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значения. В гегелевской философии активность рассматривалась как имманентная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В амкеологическом понимании активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствовании. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим. (3) Гетеростаз – исходное положение о том, что многие люди мотивированы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации (1). Жизненный путь – наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. (2). – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии (1). – прогресс эволюции социоиндивидуального развития субъекта от его рождения до самой смерти (4). Зрелость – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (приблизительно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития (1).
– наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности (2). – наиболее константно-продолжительная фаза онтогенеза, которая модальноизируется интенциональностью к достяжению высшего-харизматического-приемлемого-рацианального развития интеллигибельно-духовных, интеллектуально-ментальных или же анатомосоматофизических способностей-свойств индивида (4). Изменчивость - исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся. (3) Кризисы возрастные – условные наименования переходных этапов возрастного развития (5). – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями (2). – специфическо-условная индексация-денотация переходных фаз-этапов возрастной эволюции (4). Мастерство – категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (1). Потенциал личностный – в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально-важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и система постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов – интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и профессиональному развитию (1).
Профессионал - в широком понимании это субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин). (3) Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Основаниями для категорий профессионализм личности и деятельности стало определение профессионализма, предложенное Н.В.Кузьминой. (3) Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин). (3) Развитие личностно-профессиональное - это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков). (3) Самоактулизация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личносных возможностей (2). – интенциональность-стремление субъекта к наиболее полному проявлению-репродукции-эволюции своих индивидуально-личностных потенций, спроецированных на реализацию собственного Эго в социуме (4). Самоэффективность - свойство личности, концептуально описанное А.Бандурой, подразумевающая убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы оно было продуктивным. (3)
Уровень акмеологический - характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности (А.А.Деркач, А.А.Мироедов). (3) Условия акмеологические - это прежде всего значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Данное понимание акмеологических условий (и факторов) отражает нынешнее состояние акмеологии (В.Г.Зазыкин). (3) Холизм - исходное положение о том, что поведение и развитие личности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного подхода в психологии и акмеологии (Д.Зиглер). (3)
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология.- 2003 2. Карпенко Л.А. Психология. Словарь. – 1990 3. Краткий акмеологический словарь. Автор составитель В.Г.Зазыкин. 4. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – 1998 5. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|