Понятие «Смерть» в святоотеческом учении
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В творениях святых отцов слово «смерть» (θάνατος) имеет массу смысловых оттенков и обозначает не одно лишь разлучение души с телом. Приговор к смерти, осуществившийся после грехопадения праотцев, означает фундаментальное изменение условий существования первозданных людей и всей вселенной. Смерть стала неотвратимым спутником человеческой жизни, неизбежным итогом его земного пути. Возможность смерти могла и не реализоваться в мире, если бы Адам не согрешил, но как только появились основания для ее появления, она стала неотъемлемым свойством тварного бытия (см.: Рим. 8, 20–22). Никто своими силами не может избавиться от ее власти: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12)[19]. В самом общем смысле смерть – это утрата источника жизни. В своем пределе смерть устремлена к небытию, но даже после грехопадения человека смерть не может достигнуть в нем этой конечной цели в силу его богообразности. Поэтому смерть человека в некотором смысле условна. Она может низвести его до определенной Богом степени деградации, но полностью уничтожить, превратить в небытие – нет. Из наиболее распространенных в Священном Писании и у святых отцов значений слова «смерть» можно выделить следующие. 1. Смерть телесная (физическая, земная) – конкретное единовременное событие, разлучение души с телом. Душа дает жизненную силу телу, и когда она покидает его, то в нем начинаются процессы разложения вплоть до элементарного состава. Исполняется слово Божие, сказанное падшему Адаму: Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Эта смерть возможна только в чувственном мире. В сверхчувственном мире ее нет, ибо Ангелы и души людей имеют богообразную целостную и неделимую природу.
2. Смерть души (или духовная смерть) – состояние, в котором дух человека парализован, не воспринимает божественную силу, не преображается под действием благодати и тем самым не осуществляет своего высшего предназначения. Оно возникает из-за грехов, при отпадении разумной личности от Бога и приводит к утрате благодатной жизни с Ним. Эту смерть восприняли падшие духи, наши согрешившие прародители и все их потомки, то есть все человечество. Состояние духовной смерти так описывает апостол Павел: Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [ воле ] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2, 1–5). Смерть духовная первична по отношению к смерти телесной, то есть она есть причина, а физическая смерть – неотвратимое ее следствие. 3. Смерть как свойство вселенной после грехопадения. В Священном Предании исключается идея изначального существования смерти в видимом мире, ибо актуализация ее возможна только в силу совершенного греха: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15), возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23). Поскольку грех может совершить только свободное личностное существо, а в видимом мире таковым является человек, то смерть в чувственном мире реализуется именно по причине человеческого греха: одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5, 12; см. также 5, 21 и др.). Так как человек создан владыкой земного бытия (см.: Быт. 1, 26), то из-за преступления наших прародителей закону греха и смерти подпали не только они сами, но и вся подчиненная им вселенная, которая превратилась в «царство смерти»: Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8, 20–23). Это очень важные слова – апостол говорит именно о неразумной твари, которая не добровольно подпала под рабство тлению, то есть она не была такой изначально, но подчинилась тлению, а значит, и смерти, из-за греха человека.
Мысль о том, что смерть в видимом мире изначально не существовала, но стала неотвратимым законом бытия именно из-за грехопадения человека, широко представлена в святоотеческом наследии. Свт. Феофил Антиохийский: Очевидно, не земля, а преступивший человек – причина смерти [20]. Прп. Макарий Великий: Адам поставлен был господином и царем всех тварей… По его пленении, тленна уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что через него воцарилась смерть над всякою душою [21]. Часто словом «смерть» в святоотеческой традиции означается вселенский принцип устремленности тварного мира к небытию. Однако эта обреченность на смерть, появившаяся из-за грехопадения разумных существ, не означает, что мир, возникший по слову Божию из ничего, снова превратится в ничто. Ибо Премудрый Господь и закон смерти использует для преображения мира ко благу. 4. Смерть абсолютная – полное уничтожение, достижение изначального небытия, превращение в безусловное ничто. Смерть абсолютная – чисто теоретическое понятие. В реальности такая смерть невозможна, ибо Бог, промышляя о Своем творении, не позволяет ему полностью исчезнуть. Однако цель диавола – направить мир именно к небытию. В этом смысле можно говорить об абсолютной смерти, но такая смерть – превращение человека в ничто – невозможна. Бог дал человеку бессмертие, и лишиться его он не может, ибо дары и призвание Божие непреложны (Рим. 11, 29). Могут измениться условия для реализации бессмертия, но само это свойство неотъемлемо, и каждого человека ожидает или вечная радость с Богом, или бесконечные страдания вдали от Него. Человек бессмертен, и он должен осмысливать свою жизнь исходя из этого факта.
Экзистенциальная смерть. В трудах святых отцов описывается духовный опыт богооставленности, который субъективно переживается личностью как тяжелейший опыт смерти, бездны, тьмы, ада. По своей сути это личное переживание, обусловленное различными причинами и не обязательно сопряженное с реальной утратой богообщения. Однако внутренне оно переживается как одно из самых страшных испытаний человеческого сознания, когда человек ощущает себя стоящим на грани небытия в состоянии глубочайшего отчаяния, без какой-либо поддержки Бога. Можно сказать,что вечные муки в определенном смысле – это бесконечная экзистенциальная смерть. [1] Амарталогия (греч. амартиа – промах, грех, болезнь) – богословское учение о первородном грехе и его последствиях. [2] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 20. [3] Однажды к святому Антонию Великому пришел диавол и начал рыдать. - Кто ты и что с тобой случилось? - спросил преподобный. - Святой отец, - ответил диавол, - я не человек, я - злой демон. - Что же тебе нужно? - Ничего более, - отвечал злой дух, - кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние диавола? - Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, - сказал святой. В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу. - Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов? Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел Божий и сказал: - Зачем ты молил Господа за диавола? Ведь он приходил искушать тебя! - Я этого не знал, - ответил Антоний. - Почему же Господь не открыл мне этого? - Не смущайся, - ответил Ангел. - Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему: "Ты - древнее зло, ты - сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!"
Сказав это, Ангел скрылся. На другой день диавол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал: - Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет! Сказав это, диавол исчез. - Да, - подумал святой Антоний, - поистине древнее зло не может сделаться добром! Протоиерей Г. Дьяченко. "Уроки христианской веры" [4] Авва Исаия, прп. Духовно-нравственные слова. – Сергиев Посад, 1911. С. 115. [5] Это особая и важная тема подробно раскрыта в сборнике его работ: Рафаил (Карелин), а рхим. О вечном и преходящем. – М., 2007. С. 28, 35, 61 и др. [6] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 16, 4 // Творения: В 12 т. Т. 4. Кн. 1. – СПб., 1898. С. 132. [7] Филарет Московский, свт. Толкование на книгу Бытия. – М., 2004. С. 93. [8] Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. Поучение 1. – Калуга, 1895. С. 23. [9] Свт. Иоанн Златоуст Творения, т.11, ч.1 бес.14 СПДА 1905. стр. 124. [10] Макарий Великий, прп. Беседа 2, 1 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 14. [11] Макарий Великий, прп. Беседа 6, 5 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 62. [12] Игнатий (Брянчанинов), свт. Сочинения. Т. 1. – СПб., 1905. С. 232. [13] Августин Иппонский, блж. О Троице. Кн. 12. Гл. 11. 16. [14] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти // Полное собрание творений. Т. 3. – М., 2002. С. 13–14. [15] Анастасий Синаит Преподобный. Избранные творения / Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова при участии М. В. Никифорова. — М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2003. — 479 с. http://krotov.info/acts/07/3/anastas_0.htm#asin11 [16] Григорий Богослов, свт. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Собрание творений: В 2 т. Репринт. Т. 1. – СТСЛ, 1994. С. 528. [17] Цит. по: Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. – М., 2004. С. 213. [18] Феофил Антиохийский, свт. Три книги к Автолику о вере христианской: Кн. 2, 26 // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб., 1895. С. 159. [19] Обзор толкований этой цитаты см. в кн: Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. – М., 2005. С. 47–52. [20] Феофил Антиохийский, свт. Три книги к Автолику о вере христианской: Кн. 2, 29 // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб., 1895. С. 161. [21] Макарий Великий, прп. Беседа 11 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 85–86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|