Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предвидение как феномен человеческой культуры




I. Требования к освоению дисциплины

И ее особенности

Цель изучения дисциплины

Основная цель изучения «Социального прогнозирования и проектирования» заключается в привитии будущему специалисту способности по­нимать смысл и выявлять тенденции происходящих изменений в обще­стве, в усвоении общих требований к разработке и оценке социальных прогнозов и социальных проектов. В процессе изучения данной дисциплины студенты получат возможность озна­комиться с проводимыми в России социальными инновациями, с тех­нологиями разработки социальных прогнозов и проектов для разных структурных уровней общества, что расширит их управленческую куль­туру и позволит соотнести полученные знания с представле­ниями дру­гих дисциплин социально-гуманитарного профиля. Это помо­жет молодому специалисту на первых стадиях становления его как кад­рового менеджера и при организации ра­боты трудового коллектива.

В результате освоения дисциплины студент должен:

· Знать роль и место социального прогнозирования и проектирования в типовом цикле соци­ального менеджмента, в процессе разработки инноваций; типы и особенности различных видов социаль­ного прогнозирования и проектирования; смысл важнейших социаль­ных прогнозов и проектов.

· Уметь понимать и объяс­нять тренды позитивных и негативных социальных процессов; оценивать эффективность предлагаемых инновационных социальных проектов; приме­нять полученные знания в своей профессиональной деятельности путем формирования обоснованных объяснений вскрытым тенденциям в жизнедеятельности трудового коллектива и выдвижения социально приемлемых предложений по нейтрализации негативных последствий от них.

· Владеть основами технологии разработки социальных прогнозов и проектов на уровне, позволяющем участвовать в работе команды под руководством опытного специалиста.

Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины являются:

а) получение первоначальных представлений об особенностях про­цессов прогнозирования и проектирования в различных сферах общест­венной жизни.

б) освоение студентами методологии выработки социальных прогнозов, результаты которых обеспечат оптимальность планирования организационной деятельности, социального развития персонала, подготовки инновационных кадровых проектов;

в) приобретение студентами знаний технологии социального проектирования, необходимых им в профессио­нальной деятельности при разработке инновационных кадровых проектов, проектов и планов развития персонала;

а) знакомство с предпосылками и историей возникновения представлений человечества о своем будущем.

Место дисциплины в учебном процессе

К дисциплинам (модулям), знание которых необходимо при изучении «Социального прогнозирования и проектирования» относятся: «Философия», «История», «Социология», «Политология», «Социальный менеджмент», «Основы теории управления», «Статистика».

К дисциплинам (модулям), для которых освоение «Социального прогнозирования и проектирования» необходимо как предшествующее, относится «Разработка управленческих решений», «Управление социальным развитием персонала», «Инновационный менеджмент».

Взаимосвязь данной дисциплины с предшествующими и последующими дисциплинами, а так же с рядом других смежных дисциплин отмечается при описании каждой изучаемой темы.

Порядок изучения дисциплины

Миссия дисциплины «Социальное прогнозирование и проектирование» заключается в максимально общем рассмотрении вопросов опережающего отражения действительности в социальной сфере, без которых работа современного управленца становится бесцельным шараханьем и спонтанным реагированием на непрерывно возникающие вызовы.

В соответствии с миссией организуется весь учебный процесс по освоению запланированного материала, который построен на основе модульного принципа обучения. Материал разворачивается от абстрактного, интуитивного к конкретному, рациональному, что позволяет постепенно проникать в сущность излагаемых знаний.

Изучение вопросов социального прогнозирования и проектирования реализуется посредством лекций и практических занятий. Важное значение при этом имеет самостоятельная работа студентов.

Формы контроля знаний студентов предполагают текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в форме систематических опросов, периодического тестирования, решения проблемных ситуаций и выступлений с докладами и рефератами. Формой итогового контроля является зачет.

При этом лекционная часть занятий проводится путем объяснительно-иллюстративного обучения, в котором сочетается устное изложение материала с индивидуальным ознакомлением учащихся со специально разработанным для изучения курса комплексом иллюстративных компьютерных материалов, прилагаемых к данной рабочей программе.

Несмотря на то, что курс ориентирован на формирование у студентов общекультурных компетентностей, его практическая часть проводится с широким использованием активных и интерактивных форм.

II. Тематика ДИСЦИПЛИНЫ

I. Пролегомены опережающего отражения

Действительности

Тема 1. Предвидение как феномен человеческой культуры

(2 часа)

Рассматриваемые вопросы. В этой теме дается краткое представление о временном аспекте бытия всего сущего, одинаково важное и для прогнозирования и для проектирования. Рассматриваются варианты взаимного влияния прошлого, настоящего и будущего друг на друга и на жизнь людей. Разводятся понятия синонимической группы «предвидение», при этом выделяются два вида предвидения – предсказывающее и предуказывающее. Первое формирует образы возможного будущего, в том числе и прогнозы, второе – образы желательного будущего, в том числе проекты. Далее рассматриваются разновидности этих двух типов предвидения, отмечаются многоплановый характер их проявления в истории человеческой культуры. Имеются в виду повседневно-бытовые, интуитивно-эвристические, эзотерико-оккультные, религиозно-мистические, фантазийно-мифологические и научно-философские проявления различных форм предвидения.

Термины и понятия: реальность и виртуальность, действительность и возможность, время и вечность, панорама, ретроспектива, перспектива, прошлое, настоящее, будущее, Апокалипсис, Армагеддон, предвидение, предсказание, предуказание, антиципация, прогнозирование, проектирование.

Рекомендации по освоению. При обосновании актуальности опережающего отражения действительности следует исходить из философских представлений о реальности, действительности и возможности. Центральным положением служит мысль о том, что без предвидения будущего, без его целенаправленного формирования управление обществом или трудовым коллективом будет пустой тратой времени, разбазариванием сил и средств.

Важно так же подчеркнуть сложность формирования прогнозов и проектов, а так же пагубные последствия от их ошибочности и необоснованности. Их разработка требует высокого профессионализма и социальной ответственности разработчиков. Эти обстоятельства и привели к отказу от их широкого применения в социальном менеджменте последнего времени.

Очевидно, что при изучении этой темы полезным будет знакомство с элементами философии, психологии, социологии и политологии. В свою очередь, эта тема послужит своеобразным концептуальным контекстом для всех дисциплин управленческого цикла.

Тема2. Развитие представлений о будущем в истории человечества (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Презентизм и футурофобия первобытного мышления. Самоосуществление и саморазрушение прогнозов: эффект Эдипа и эффект Пигмалиона. Архаичные формы представлений о будущем (прорицания, предвидения, пророче­ства, предсказания, предзнаменования). Мифологические, религиозные, уто­пические и футурологические корни прогнозирования.

Три основные парадигмы развития общества:

а) регресс от «золотого века» в древности к гибели культуры в Но­вейшее время;

б) бесконечные циклы подъемов и упадка;

в) прогресс от высшего к низшему.

Цивилизационный, формационный, мир-системный и фазовый подходы к объяснению и предсказанию эволюции общества.

Термины и понятия: презентизм, футурофобия, прорицание, предвидение, пророче­ство, предсказание, предзнаменование, «эффект Эдипа», «эффект Пигма­лиона»; общественно-экономические формации, цивилизационные типы обществ, мир-системы, мир-империи и мир-экономики, фазы развития общества: архаическая, традиционная, индустриальная, когнитивная, межфазовые переходы.

Рекомендации по освоению. Здесь уместно обратиться к мифологии, религиозным воззрениям прошлого, донаучным представлениям, истории возникновения философских учений, выдвижения социальных и политических утопий и моделей развития человечества. Особое внимание следует уделить важнейшим трактовкам исторического процесса, позволяющим экстраполировать настоящее в соответствие с трендами, на которых акцентируют внимание разработчики таких трактовок.

Представляется, что эта тема может стать одной из увлекательных во всем курсе, погрузив студентов в интеллектуальную культуру прошлого, в мир чаяний и надежд, художественного вымысла и научных предположений. В этой теме дается самое предварительное представление о социальном прогнозировании.

Свое влияние должны оказать сказки, услышанные в детстве, знакомство с литературой в школьные годы, знания по истории и культурологи, философские, социологические и политологические представления. Материал данной темы призван расширить общий культурный горизонт будущего специалиста.

Тема 3. Социальное проектирование в исторической рет­роспективе

(2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Социальные утопии как первые проекты об­щественного устрой­ства. Эволюция утопизма, ключевые социальные утопии.

Русский космизм как предтеча современного социаль­ного проек­тирования и глобалистики.

Социальная фантастика как мысленное экспериментирование, как проектирование возможных миров.

Относительная новизна феномена социального проек­тирования.

Термины и понятия: схоластика, мысленное экспериментирование, утопии, политические мифы, прожекты, мечты, грёзы, рай, социализм, коммунизм, анархизм, космизм.

Рекомендации по освоению. Важно проследить сквозную траекторию формирования политических проектов-утопий от Платона до Маркса, выделив общее и подчеркнув их отличие, вызванное разным историческим опытом авторов и степенью научности их подходов. Общим в них было стремление улучшить социальную природу человека, избавиться от разлагающего влияния частной собственности и придумать оптимальное государственное устройство. Отличия заключались в путях достижения такого состояния, которые порой принимали очень жестокий характер.

Необходимо рассмотреть и ключевые проекты будущего в русском космизме и современной социальной фантастике. Здесь рисуются готовые финальные состояния идеального общественного устройства, но порой не всегда указываются пути их достижения.

Следует продемонстрировать всю сложность такого рода социальных проектов и негативные последствия, неизбежно возникающие при их реализации. Можно поставить вопрос относительно того, стоит ли разрабатывать социальные проекты или пустить развитие общества на самотек. Другими словами, должна ли эволюция общества носить естественный или управляемый характер?

 

II. Социальное прогнозирование

Тема 4.Эволюция научного прогнозирова­ния в XX в. (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Становление научного прогнозирования. Причины возрастания интереса к разработке научных прогнозов на рубеже XIX–XX вв. зарождение футурологии. Концепция ге­нетичес-кого и телеологического прогноза В.А. Базарова. Концепция технологического прогнозирования.

Второй бум прогнозирования с конца 40-х и на протяжении 50-х годов. Появление «антифутурологических» настроений в обществе, реформистское и апокалиптическое направления антифутуризма, «антифутурологические волны», «футуршок» и рецепты по его преодолению.

«Римский клуб» и его роль в исследовании проблематики будущего: учреждение «Римского клуба», футурологическая бомба, социальная ответственность футурологов, третий бум прогнозирования.

Современный этап развития исследований будущего: глобалистика, глобальные проблемы современности, кризис глобалистики, альтернативистика, утрата интереса к футурологическим исследованиям

Термины и понятия: генетический прогноз, телеологический прогноз, технологический прогноз, футурология, антифутуризм, глоба­листика,глобальные проблемы, альтернативистика, экзи­стенциализм, индустриализм, научно-технический прогресс.

Рекомендации по освоению. Важно подчеркнуть, что на рубеже XIX–XX вв. человечество меняет мифологический, умозрительный подход к прогнозированию будущего на научный, рациональный подход. Следует дать периодичность становления научного прогнозирования:

а) I бум – начало прогностических исследований в 1950-х гг.;

б) II бум – расширение прогностических разработок в 1960–1970 гг.;

в) III бум – начало применения методологии прогнози­рования в практической деятельности с 1970 г.

Появляется футурология как направление интеллектуальной деятельности, связанное с прогнозирова­нием развития глобальных проблем и поис­ком способов их разрешения.

Ведущими факторами, стимулирующими развитие футурологии вообще и технологического прогнозирования, в частности, стали ускорение темпов развития общества, его возрастающая техническая и военная мощь при отставании институтов сдерживания (морали, дипломатии, пацифистских организаций, наднациональных органов примирения и др.).

Основными вехами в эволюции футурологии стали следующие:

а) зарождение концептуальных основ (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, А. Турэн, Д. Белл, Г. Кан и др);

б) развитие футурологии в трудах Д. Белла, Г. Канна и концепция индустриализма;

в) современное состояние («конвергенционизм» экзи­стенциализма, тейярдизма и неопозитивизма).

Текущий этап развития исследований будущего характеризуется становлением глоба­листики и альтернативистики (Дж. Бернал, Н. Винер, Р. Юнг, А. Печчеи).

Однако возникшие направления научного прогнозирования столкнулись с многочисленными трудностями экономического, политического и социального плана, что в значительной мере ослабило интерес к этим исследованиям. Начинается переход от глобального охвата проблематики к дроблению предметной области прогнозирования и позадачной разработке прогнозов. Рассматриваются экономические, политические и социальные условия появления «антифутурологических» настроений в обще­стве (экологическая, тех­нологическая и антитисциентист­ская волны). В связи с этим отмечаются работы О. Тоффлера, Дж. Нейсбитта и др.

Обращается внимание на кратковременный взлет интереса к прогнозным исследованиям в нашей стране в период «хрущевской оттепели» и отсутствие его в пост­со­ветский период (концепция «управления в ручном ре­жиме»).

Рассмотрение этой темы призвано сформировать исторический контекст тех разделов управленческих дисциплин, в которых рассматривается прогностическая стадия типового цикла управления. Имеются в виду «Социология» (тема «Социология управления»), «Основы теории управления», «Социальный менеджмент», «Разработка управленческих решений».

Тема 5. Методология социального прогнозирования (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Основ­ные понятия прогнозирования: прогноз, прогнозирование и прогностика, многосторонний характер прогнозов.

Типология прогнозов.

Научное предвидение как основа социального прогнозирования: понятие и особенности научного предвидения, факторы, обеспечивающие достоверность научного предвидения.

Принципы и методы социального прогнозирования: онтологические принципы социального прогнозирования, прогнозные методы прикладной социологии, критерии результативности прогноза.

Термины и понятия: прогноз, прогностика, профиль прогноза, прогнозный фон, объект прогнозирования, прогнозная модель, социальный прогноз, научное предвидение, горизонт заблаговременности, масштаб прогнозирования, оправдываемость прогноза, вариативность прогноза, верификация прогноза, валидность прогнозной модели, флюктуации, тенденции, тренд, фрактальность, детерминизм, синергизм, аналогия, экстраполяция.

Рекомендации по освоению. В этой теме дается представление о социальном прогнозировании, как изучении перспектив развития какого-нибудь социального процесса, как построение модели возможного будущего. Обращается внимание на многоаспектный характер прогнозов. Приводятся основ­ные характеристики и типо­логия социальных прогнозов. Доказывается важность научного предвидения как методологического фундамента социального прогнозирования.

Перечисляются общие принципы и методы социального прогнозирования. Подчеркивается роль прогнозирования как необходимой стадии любой управленческой деятельности, важность которого возрастает в условиях неопределенности и высокой частоты возмущений, влияющих на течение социальных процессов. Приводятся основные технологические особенности прогнозирования и подчеркивается его актуальность в государственном управлении на со­временном этапе.

Тема 6. Технология социального прогнозирования (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Классификация методов прогнозирования.

Интуитивные методы прогнозирования: индивидуальные экспертные методы, коллективные экспертные методы, требования к вопросам, задаваемым экспертам, получение экспертной оценки прогнозируемой величины.

Формализованные методы прогнозирования.

Прогнозная интерполяция и экстраполяция: понятие интерполяции и экстраполяции, методы интерполяции, методы экстраполяции, примеры простейших способов экстраполяции.

Иллюстрация различных моделей тренда.

Термины и понятия: прогнозный фон, тренд, флюктуация, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, традукция, аналогия, верификация, эвристика, тренд, флюктуация.

Рекомендации по освоению. На основе основных положений методологии социального прогнозирования, изложенных в предыдущей теме, здесь рассматриваются разновидности методов прогнозирования, общая технология их составления. Приводятся способы разработки некоторых из них на уровне, достаточном для ориентирования в процессе построения конкретных прогнозов в будущей профессиональной деятельности.

Методом коллективного творчества строится коллективный экспертный прогноз в привычной для студентов предметной области. В той же предметной области строится экстраполяционный прогноз. Затем результаты обоих прогнозов сравниваются между собой.

III. Социальное проектирование

Тема 7. Эволюция научного проектиро­вания (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Архитектурно-строительное и инженерно-техническое проектирование как предтеча социального проектирования: объекты архитектуры и строительства, специфика архитектурно-строительного проектирования, архитектурно-строительный проект, ландшафтный дизайн и садово-парковое проектирование, градостроительное проектирование, инженерно-строительное проектирование.

Основные особенности архитектурно-строительного и инженерно-технического проектирования: надежность и безопасность, тщательность и взвешенность, стандартизация и технологизация, многостадийный характер проектирования, комплексность и системность, стремление к удовлетворению мельчайших запросов потребителей.

Становление социального проектирования: первые научные концепции нового социального устройства в конце XIX – начале ХХ вв., возникновение в послевоенные годы практик социального планирования, проектирования и конструирования орга­низационных и социальных процессов, осознание проектирования как специфического вида деятельности и как социального института, реальное становление методологии и куль­туры социального проектирования в начале XXI в.

Термины и понятия: идея, замысел, концепция, проектирование, конструирование, разработка, дизайн, эксплуатация, модификация, утилизация.

Рекомендации по освоению. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что в конце XIX – начале ХХ вв. разработка социальных проектов продолжилась, но, с одной стороны, они постепенно перестали носить всеохватывающий, глобальный характер, а с другой стороны, от умозрительного подхода к их построению проектировщики перешли на рациональную, научную основу. Началось включение проектирования как важнейшей стадии в цикл социального управления. Однако отсутствие необходимой методологии, учитывающей специфику социального проектирования и отличающейся от методологии проектирования архитектурно-строительного и инженерно-технического, а так же волюнтаристические тенденции в высшем руководстве страны привели к полосе неудач и разочарованию в этом виде деятельности. Тем не менее, в начале XXI в. интерес к социальному проектированию начинает восстанавливаться. В определенном смысле это связано с надвигающейся фазой постиндустриального (когнитивного, семантического) развития человечества, требующей широкого внедрения социальной проектности.

Тема 8. Методология социального проектирования (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Понятие социального проекта.

Типология социальных проектов: типы проектов по характеру проектируемых изменений, типы проектов по направлениям деятельности, типы проектов по особенностям финансирования, типы проектов по их масштабам, типы проектов по срокам реализации, престиж-проекты, псевдопроекты.

Социальное проектирование как механизм разработки и внедрения социальных инноваций: понятие проектирования, понятие социального проектирования, элементы социального проектирования как общей технологии социальной работы.

Целеполагание в социальном проектировании: роль и место процедуры целеполагания в проектной деятельности, построение «программно-целевого ромба».

Базовые правила, принципы и методы разработки социальных проектов: базовые правила разработки социальных проектов, базовые принципы разработки социальных проектов, базовые методы разработки социальных проектов.

Особенности реализации социальных проектов и их социокультурные последствия: социальная инерция и сопротивление инновациям, социокультурные последствия реализации социальных проектов.

Типовая структура описания социального проекта: роль текстового описания, структура текстового описания проекта, окончательная форма проекта как текста

Термины и понятия: проект, проектирование, социальный проект, социальное проектирование, проектный продукт, целеполагание, целеопределение, целереализация, социальная инженерия, социальная технология, социальный стандарт, унификация, типизация, стандартизация, технологизация.

Рекомендации по освоению. В этой теме дается представление о методологии социального проектирования как процесса формирования модели потребного будущего, приводятся характеристики и типы социальных проектов. Признается неизбежность стадии проектирования не только в управленческой деятельности, но и в созидательной – при осуществлении любой социальной инновации. Подчеркивается, что важной особенностью разработки социальных проектов, наследуемой от разработки проектов инженерно-технических, становится стремление к технологизации процесса проектирования. Формируется новая сфера деятельности – социальная инженерия. Особое внимание уделяется проблемам внедрения социальных проектов и социально-культурным последствиям этого.

Тема 9. Технология социального проектирования (2 часа)

Рассматриваемые вопросы. Жиз­ненный цикл социального проекта: технологические стадии работы над социальным проектом, предварительные процедуры, разработка концепции проекта, определение жизнеспособности проекта, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, реализация проекта, контроль за ходом реализации проекта, коррекция проекта по итогам контроля, завершение работ и ликвидация проекта.

Применение социальной диагностики, социальных показателей и социальных нормативов в практике соци­ального проектирования: социальная диагностика проекта, социальные показатели и социальные нормативы в практике социального проектирования.

Экспертиза социальных проектов.

Термины и понятия превентивные, оперативные и постфактные меры, социальная диагностика, экспертиза, жизненный цикл, виды обеспечения, социальные показатели, социальные нормативы, организационно-распорядительная, нормативно-техническая, проектно-техно-логическая и сметно-финансовая документация проекта.

Рекомендации по освоению. Здесь рассматривается общая технология разработки проектов, ее стадии, виды обеспечения, типовая структура описания проекта, а так же принципы, методы и способы проектирования на уровне достаточном для ориентирования в процессе разработки конкретных проектов в будущей профессиональной деятельности. Подчеркиваются специфические особенности социальных проектов, отличающие их от проектов архитектурно-строительных и инженерно-технических. Выделяются социальные показатели и социальные нормативы, служащие объектами контроля за ходом проектных разработок и мерой результативности проекта. Особое внимание уделяется оценке качества проектов – их диагностике и экспертизе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...