Внешняя политика ССС в 30 – е годы.
В 1920-е гг. страна должна была решать ряд важных внешнеполитических задач: добиться международного признания СССР и его включения в систему равноправных международных отношений; наладить торгово-экономические связи, в то же время не оставляя надежд на будущую мировую социалистическую революцию. Ведущие капиталистические страны постепенно меняли отношение к СССР, переходя от открытой враждебности к заинтересованности в установлении выгодных торговых отношений. в 1924—1925 гг. наступила полоса признания СССР (восстановление дипломатических отношений с 12 государствами). Тем самым был положен конец экономической блокаде. В 1933 г. СССР был официально признан США. Внешние торговые связи устанавливались и осуществлялись с трудом, со срывами и осложнениями. Идеологическое противостояние на международной арене не ослабевало. Приход в 1933 г. к власти в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером, их агрессивная внешняя политика обусловили изменение внешнеполитического курса СССР (разработка планов создания системы коллективной безопасности; заключение многосторонних и двусторонних договоров со странами буржуазной демократии в целях изоляции Германии и Японии; принятие СССР в Лигу Наций в 1934 г.; деятельность Коминтерна приобрела антифашистский характер). В 1936 г. СССР поддержал республиканскую Испанию в ее борьбе с фашистским мятежом Ф. Франке. Западные державы, проводя политику “умиротворения” агрессора, в сентябре 1938 г. вступили в Мюнхенский сговор (согласие Англии и Франции на передачу Германии Судетской области Чехословакии). Возрастало напряжение и на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1928 г.; столкновение с японскими войсками у озера Хасан в 1938 г.; отпор нападению Японии на союзницу СССР Монголию у реки Халхин-Гол в 1939 г.). Несмотря на стремление избежать серьезных военных столкновений, к концу 1930-х гг. Становится ясно, что локальные вооруженные конфликты с неизбежностью ведут к большой войне. В этих условиях СССР стоял перед выбором внешнеполитических приоритетов.
Культура в СССР в 20–30-е гг. (Билет 15) Вариант 1 С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Сказанное, конечно, не означает, что наука и культура в 20—30-е гг. не знали взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.
Вариант 2 Культура в СССР в 20-30 годы. В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.
Вариант 3 Культура СССР в 20 – 30 –е годы. Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования — создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|