Прочтите текст и выполните задания 2—14.
ВАРИАНТ 6 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—14. (1)Я иду по родному городу, а рядом со мной, не отставая ни на шаг, идёт моя собака Динго. (2)Мы идём по тротуару, шагаем по мостовой, перебегаем через перекрёстки. (З)Время от времени мы понимающе смотрим друг на друга. (4)Так, по крайней мере, кажется мне. (5)В моей собаке, помимо стати и красоты, — внутреннее благородство. (6)Его излучают глаза, оно угадывается в лёгкой, уверенной походке, в плавных поворотах головы. (7)И в том, что она идёт рядом, не отставая и не забегая вперёд. (8)Я назвал свою собаку Динго, но не в честь её диких родичей — австралийских собак. (9)Я назвал её в честь любимой книги — «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Исаевича Фраермана. (10)Динго — это её полное имя. (11)А вообще дома мою собаку зовут Доня, Донюшка. (12)Оставшись вдвоём с собакой, я разговариваю, рассуждаю. (13)Собака, естественно, существо молчаливое. (14)И это делает меня малословным. (15)По возможности, кратким и точным. (16)Я пишу, а собака сидит рядом. (17)Она как бы заглядывает в мои мысли, прислушивается к моим чувствам. (18)Ая как бы выверяю по ней мысли и чувства. (19)Вообще с собаками хорошо говорить. (20)Они не спорят, не перебивают. (21)Ввнимательно слушают. (22)Наклоняют голову набок и слушают, и кажется — всё понимают.
(23)Всё началось со случая, который глубоко потряс меня. (22)Отец убил у сына собаку — и сын возненавидел отца. (25)Эта история два года не давала мне покоя. (26)Потом родился рассказ «Он убил мою собаку». (27)После этого рассказа я почувствовал, что не могу жить без собаки, и тогда появилась Динго. (28)Не вымышленная, не сочинённая. (29)Одномесячный щенок, которого я принёс за пазухой в дом. (30)...Потерялась собака. (31)Потерялась и попала в беду. (32)Какой-то негодяй пырнул её на улице ножом. (33) Раненое животное истекало кровью. (34)Мимо шли два мальчика. (35)Они подняли собаку и принесли её домой. (Зб)Вызвали ветеринарную «скорую помощь» — синий крест. (37)Потом началась борьба за жизнь раненой собаки. (38)Были минуты отчаяния. (39)Были бессонные ночи. (40)Два добровольных санитара, два маленьких брата милосердия на корточках сидели у подстилки, на которой лежала раненая собака. (41)А когда собака поднялась на ноги, мальчики принялись за поиски её хозяина. (42)И нашли его, хотя это оказалось нелёгким и долгим делом. (43)Спасённая из беды собака очутилась в родном доме. (44)Вот и вся история. (45)Но у неё есть продолжение. (46)Это продолжение уходит в будущее. (47)Я представляю себе, какие люди вырастут из двух мальчиков, которые могли пройти мимо собаки, лежащей на мостовой, но не прошли. (48)Дни, проведённые у подстилки раненого животного, наверняка пробудили к жизни большие, добрые силы, которые заложены в каждом человеке, но которым не всегда дано проявиться. (49)Я глубоко уверен, что эти два мальчика сделают в жизни много добрых дел людям, с которыми судьба сведёт их. (50)Иногда очень полезно вспоминать сказки своего детства. (51)В этих сказках заложены человеческая мудрость и человеческая доброта. (52)Оглянитесь, и вы увидите вдалеке Михаила Ивановича Топтыгина, Мышку-норушку, Кота в сапогах и, конечно, Собаку. (53)Вам не кажется, что за каждым четвероногим существом скрывается живой человеческий характер? (54)Эти существа пробуждают необычные, таинственные чувства. (55)И эти чувства детская непосредственность переносит на обычных собак, лошадей, медведей. (56)Дети воспринимают их, как тех сказочных: просто звери до поры до времени перестали разговаривать человеческим языком.
(57)Сказочные звери — аллегория. (58)А любовь к ним оказывается аллегорией любви к людям. (59)Разве этот неожиданный вывод не верен? (60)Академик Павлов поставил собаке памятник за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. (61)Может быть, со временем у нас появятся ещё памятники и другим собакам. (62)Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам — минёрам, санитарам, связным и тем, что шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. (63)А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому... (По Ю. Яковлеву *) * Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др.; сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «Уменя есть лев» и др. Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание) у которые следует записать в поле ответа в тексте работы. 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор считает полезным вспоминать сказки детства?» 1) Сказки воспитывают лучше всяких нравоучений. 2) В сказках добро непременно одерживает победу над злом. 3) В сказках заложены человеческая мудрость и человеческая доброта. 4) В сказках в аллегорической форме представлены многие человеческие качества.
Ответ: ________ 3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является парцелляция. 1) Вообще с собаками хорошо говорить. Они не спорят, не перебивают. 2) После этого рассказа я почувствовал, что не могу жить без собаки, и тогда появилась Динго. Не вымышленная, не сочинённая. 3) Ноу неё есть продолжение. Это продолжение уходит в будущее. 4) Сказочные звери — аллегория. А любовь к ним оказывается аллегорией любви к людям. Ответ: ____________ 4. Из предложений 30—40 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 5. Из предложений 45—51 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом «В краткой форме страдательного причастия пишется одна буква Н». Ответ: ____________ 6. Замените просторечное слово «пырнул» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ____________ 7. Замените словосочетание «понимающе смотрим», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ____________ 8. Выпишите грамматическую основу предложения 54. Ответ: ____________ 9. Среди предложений 8—18 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. Ответ: ____________ 10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Оглянитесь, (1) и вы увидите вдалеке Михаила Ивановича Топтыгина,(2) Мышку-норушку,(3) Кота в сапогах и,(4) конечно,(5) Собаку. Ответ: ____________ 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 42. Ответ запишите цифрой. Ответ: ____________ 12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я представляю себе,(1) какие люди вырастут из двух мальчиков,(2) которые могли пройти мимо собаки,(3) лежащей на мостовой,(4) но не прошли.
Ответ: ____________ 13. Среди предложений 45—56 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с однородным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: ____________ 14. Среди предложений 19—29 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________ Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Инверсия, то есть изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью, является ценным средством выразительности текста». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДОБРЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое добрые силы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|