Внушение в повседневной жизни.
Всякому хорошо известно, как сильно действует на ребенка пример родителей, он в своих играх старается изобразить их несложные движения, копировать сначала членораздельные звуки, а далее и всю речь с ее акцентом и недостатками; затем также невольно и хорошо перенимает все телодвижения, манеры, жесты, мимику окружающих лиц. На воображение и поведение детей не менее сильно влияют слышанные ими рассказы или прочитанные книги: дети как бы сами переживают жизнь симпатичных им героев, придумывают игры, напоминающие разные проделки этих героев, и стараются во всем на них походить. Попадая в школу, ребенок и там также бессознательно начинает копировать нравящегося ему педагога: его разговор, тон, речь, походку, жесты; словом, все индивидуальные особенности любимого учителя являются систематическим и постоянным внушением. В силу всего этого родители, педагоги и все лица, в той или другой мере воспитывающие детей, должны уяснить себе, что они непрестанно и непроизвольно действуют внушающим образом (суггестивно) своими чисто внешними проявлениями, а также и своими внутренними качествами, иначе говоря, всеми своими совершенствами и недостатками. Подчеркнем: атмосфера дома, общий тон окружающих родственников и учителей — все так или иначе влияет на склад личности в процессе ее формирования. Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое благотворное или пагубное влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все. Нечего подробно говорить о том известном факте, что дети усиленно подражают и друг другу. Какая-нибудь выходка или смех одного тотчас заражают всю группу, проявление негативизма со стороны одного может передаться всему детскому коллективу, наравне с этим и всякий положительный, хороший при мер одного из воспитанников может энергично повлиять на недисциплинированного школьника. Общий дух школы или интерната в точности представляет собой равнодействующую этих разнообразных влияний, то соединяющихся, то борющихся между собой.
Взрослым эта подражательность свойственна в не меньшей степени. Если причины, вызвавшие подражание, существуют длительный период, то результатом является поразительное сходство, которое замечается подчас между людьми, живущими одной общей жизнью. Нередки случаи, когда характер и мировоззрение одного из супругов начинают постепенно изменяться и приближаться в общем итоге к воззрениям и характеру другого супруга. Обе супружеские стороны в этих случаях в конце концов начинают смотреть на жизнь совершенно одинаковыми глазами, а именно глазами того из них, который оказался более сильным, более способным внушать и постепенно ввел в поведение другого свои основные представления, которые и стали доминирующими в психике этого последнего. В результате две психические единицы слились воедино. В других более многочисленных случаях дело не доходит до полного слияния поведения обоих, но всякий раз мы можем наблюдать в психике одного из супругов явные элементы внушения другого. Если один из супругов не в Состоянии ассимилировать внушаемое другого и вместе с тем у него нет способности импонировать своим поведением, то в таких случаях можно ожидать, что супруги, как говорится, не сойдутся характерами, и дело может дойти до полной невозможности совместного жительства. Тираническое могущество моды, традиций, этикетов, церемоний, суеверий, амулетов, талисманов, героический поступок одного, увлекающего за собой отряд воинов и решающий таким образом судьбу целой битвы, и наоборот—бегство одного труса, иногда вызывающее общую панику, поражение, или единичный случай самоубийства, Нередко влекущий за собой еще несколько таких же случаев, — все это, несомненно, очень властные результаты внушения.
Школьник легко может устоять против соблазнов дурных примеров, если он серьезно хочет выполнить то, что требуется от него школой. Точно так же и взрослый, отдающийся целиком какой-либо задуманной работе, менее всего подвержен влиянию окружающей среды. Бездельники, ленивцы, наоборот, очень легко, при первом же толчке извне направляются в какую угодно сторону. То же можно постоянно наблюдать у всякого слабовольного, неустойчивого, неуравновешенного, с повышенной нервной возбудимостью или ненормальной психомоторной активностью. Подобные субъекты отличаются от остальных именно тем, что они, как хамелеоны, меняют свою окраску, тут же немедленно приспосабливаясь к окраске среды и отражая на себе всякое ее влияние. Американский дефектолог Уэллс Уолин (см.: Wollace Wallin. Problems of Subnormality. — N. J., 1927) считает, что именно в этом надо искать причину изменчивости характера таких людей, которыми командует и понукает первый попавшийся на их жизненном пути.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|