Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

при обучении игре на детских музыкальных инструментах




Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные - дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

 

Музыкально-дидактические игры, пособия, упражнения активно используются при проведении музыкальных, занятий, включаются в развлечения, досуги и праздники.

Далее приводятся музыкально – дидактические игры и упражнения, применяющиеся на практике в различных видах музыкальной деятельности.

 

Музыкальные игры являются одним из способов развития у детей способности воспринимать музыку. Под музыку ребята выполняют движения, различные игровые действия. Это способствует тому, что они лучше чувствуют характер произведения, его содержание, композицию.

Игра создает хорошие возможности для выявления интересов детей, активизирует творческое мышление ребенка, формирование которого начинается уже с раннего возраста. В процессе творчества выявляются способности каждого ребенка, направленность личности, своеобразие детских интересов и потребностей.

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально- дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу. Музыкально- дидактические игры - это одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой и созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников.

Музыкально- дидактические игры развивают у ребенка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, воспитывают любовь к музыке.

Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления у детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей, помогают готовиться к школе.

 

 

Заключение.

Проблеме музыкального воспитания детей дошкольного возраста уделялось и уделяется большое внимание. Необходимость развития музыкально-сенсорных способностей отмечал видный отечественный психолог Б.М.Теплов. Музыкантами-педагогами, такими как Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, Э.П.Костина и др. были разработаны музыкально-дидактические игры для музыкально-сенсорного воспитания дошкольников.

Изучив работы данных авторов по интересующей нас проблеме можно констатировать, что музыкально- дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально- дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Итак, музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не будет полным и разносторонним, если в нем будет опускаться сенсорное звено. Последний входит в состав общей музыкальности как непременный его компонент. Сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной музыкальной практики. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.

Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях.

Музыкально- дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны воспринимать детьми целостно, и в то же время, им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально- дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано - под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушки, бубна, барабана, дудочки и т.д.

В содержание самостоятельной музыкально - игровой деятельности, прежде всего, входит то, чему дети научились с помощью взрослых. А необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной предметной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию самостоятельной музыкальной - игровой деятельности детей, важнейшей особенностью которой является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.

Музыкально- дидактические игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию музыкального слуха у детей. Их содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.

Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления у детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей, помогают готовиться к школе.

 

В следующем году мы с педагогом планируем обширней изучить данную тему, провести диагностику и апробировать на практике дидактические игры, чтобы дети благоприятно и с интересом развивались.

 

Список используемой литературы

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 240с.

2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]/ Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1967. – 415с.

3. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255с.

4. Злыгостева, З. Роль музыкально- дидактических игр в музыкальном развитии детей [Текст] / З. Злыгостева // Дошкольное воспитание. – 1987. - №4. – С.88-90.

5. Кононова, Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы муз. рук-ля / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: уч. для уч-ся пед.уч-щ / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.

7. Мкртчян, Ш. Музыкальные игры как средство формирования самостоятельной художественной деятельности [Текст] / Ш. Мкртчан // Дошкольное воспитание. – 1981. - №6. – С. 93-96.

8. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пос. для практических работников ДОУ / Г.П. Новикова. – М.: Аркти, 2000. – 203с.

9. Орлова, Т. Музыкально- дидактические игры в развитии детей [Текст] / Т. Орлова // Дошкольное воспитание. – 1984. - №9. – С.77- 82.

10. Зацепина, М.Б Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 96 с.

11. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с.

 

12. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; под ред. О.П. Радыновой.- М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223с.

13. Арисменди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст]: / А.Л. Арисменди; общ.ред. М. Шуаре; пер. с исп. - М.: Прогресс, 1989. - 176с.: ил.

14. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144с.

13. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М., 1958.

15. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов – М., 1947.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...