Место учебного предмета «Русский язык»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 204 часов, но учитывая школьное распределение часов (4 часа в неделю) изучение курса будет проведено за 136 часов
Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения Учебного предмета «Русский язык» Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются: - понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; - понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; - уважительное отношение к родному языку; - потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - стремление к речевому самосовершествованию; - формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются: - овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; - способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; - коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; - знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета. Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются: - представление о русском языке как языке русского народа; - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования; - овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии: - содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; - содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; - содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции Общие сведения о языке 1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке. 2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Морфемный словарь 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания. Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика). Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения. Сложное предложение. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация. 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи. 2. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Виды контроля: промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений, аудирование, планирование текста; итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|