Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проанализируйте текст конституции зарубежного государства (на выбор) и найдите примеры различных конституционных норм (по разным основаниям для классификации), заполнив таблицу:




КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА (Семинар 2)

I. План:

1 Система конституционного права. Конституционно-правовые нормы.

2. Конституционно-правовые отношения.

3. Источники конституционного права: понятие и виды, соотношение их юридической силы в различных странах.

4. Основные тенденции развития конституционного права на современном этапе.

 

 

II. Обязательные источники:

1. Тексты конституций.

2. Учебник по конституционному праву зарубежных стран

3. Богдановская И. Ю. Эволюция судебного прецедента в "общем праве". // Право. -2010. - № 2. - С. 75 – 87 (статья приложена к письму).

 

IV. Выполните упражнения и задания:

Проанализируйте текст конституции зарубежного государства (на выбор) и найдите примеры различных конституционных норм (по разным основаниям для классификации), заполнив таблицу:

 

Основание для классификации Вид конституционной нормы Текст конституционной нормы

Напр., по времени действия

Временные В отступление от статьи 48 законом устанавливаются временные, на срок не более пяти лет с момента вступления в силу конституции, ограничения активного и пассивного избирательного права для ответственных руководителей фашистского режима. (ст. XII Переходных и заключительных постановлений Конституции Италии 1947 г.)
Постоянные Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности (ст. 2 Конституции Италии 1947 г.)
     
     
     

 

2.  Проанализируйте следующие положения конституций зарубежных стран и опишите структуру конституционно-правового отношения.

Из Конституции Италии 1947 г. (ст. 73, 74):

Законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения.

Если палаты, каждая абсолютным большинством голосов своих членов, объявляет закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе.

Законы публикуются немедленно после промульгации и вступают в силу на пятнадцатый день после их опубликования, если в самом законе не установлен другой срок.

Президент Республики может до промульгации закона в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения.

Если палаты вновь утвердят закон, то он должен быть промульгирован.

 

***

Из Конституции Франции 1958 г. (ст.49):

Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос о доверии к Правительству в связи с его программой или, в некоторых случаях, с заявлением общеполитического характера.

Национальное собрание выражает недоверие Правительству путем принятия резолюции порицания. Такая резолюция приемлема к рассмотрению, только если она подписана по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование проводится только через 48 часов после ее внесения. Подсчитываются только голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята лишь большинством голосов членов Собрания. Кроме случая, предусмотренного в следующем абзаце, один и тот же депутат не может подписывать более трех резолюций порицания в течение обычной сессии и более одной – в течение внеочередной сессии.

 

***

Из Основного Закона ФРГ 1949 г. (ст.81):

(1) Если в предусмотренном статьей 68[1] случае Бундестаг не распущен, Федеральный Президент может по предложению Федерального Правительства и с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении законопроекта, отклоненного Бундестагом, хотя федеральное Правительство определило этот законопроект как неотложный. Это применимо также в случае отклонения какого-либо законопроекта, даже если федеральный Канцлер связывал с ним свое предложение, предусмотренное статьей 68.

(2) Если Бундестаг после объявления состояния законодательной необходимости снова отклонит законопроект или примет его в неприемлемой для Федерального Правительства редакции, то закон считается вступившим в силу, если Бундесрат его одобрит. Это применимо также в том случае, если проект не будет принят Бундестагом в течение четырех недель после его нового внесения.

(3) В период нахождения Федерального Канцлера в должности любой другой отклоненный Бундестагом законопроект также может быть принят согласно абзацам 1 и 2 настоящей статьи в течение шести месяцев после первого объявления состояния законодательной необходимости. По истечении этого срока не допускается дальнейшее объявление такого состояния в период нахождения в должности того же федерального Канцлера.

(4) Основной закон не может быть ни изменен, ни частично либо полностью отменен или приостановлен на основании закона, принятого согласно абзацу 2.

 

***

Из Конституции США 1787 г. (разд. 2 ст. 2):

Он (Президент США) имеет право по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; он по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом; но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтет уместным, Президенту единолично, судам или главам департаментов.

 

3. Прочитайте отрывок из книги американского юриста Л. Фридмена «Введение в американское право» [2] . Чем автор объясняет тяжеловесный стиль статутов в рамках англосаксонской системы права? Можно ли достичь таким именно образом поставленную законодателем цель? Как это отражается на понимании законов населением? Почему подобная практика применяется в одних странах, а в других – нет?

 

Исторически сложилось, что многие суды на самом деле смотрели на статут весьма узко и неблагожелательно. Они рассматривали статут как нечто инородное, разрушающее красоту и симметрию общего права. Этот широко распространенный взгляд судов на статут позволяет объяснить довольно специфический стиль американских (и английских) статутов. Многие из этих статутов невероятно многословны, состоят из целых гирлянд синонимов и перечисления. Для того чтобы не быть голословным, приведем пример.

«Все обещания, соглашения, обязательства, векселя, договоры и другие документы, целиком или частично касающиеся денег или других ценных вещей, выигранных или проигранных, положенных, поставленных или находящихся в игре любого рода, или на скачках, или петушинных боях, спортивных или развлекательных играх, соревнованиях или пари, или выдача денег в долг или вперед во время игры, соревнования, пари с целью быть положенными, поставленными, находящимися в игре или пари, признаются недействительными».

Этот тяжеловесный язык принадлежит одному из статутов штата Огайо, означающему, если говорить нормальным языком, лишь то, что договор, касающийся азартных игр, признается недействительным (то есть суд и пальцем не пошевелит для того, чтобы какая-либо из сторон получила по подобному договору деньги или ценные бумаги). Основной смысл этого статута может быть выражен в четырех словах; еще около десятка слов могли бы полностью объяснить всю его суть. В кодексах используется более восьмидесяти отдельных слов, являющихся частью единого очень длинного и сложного предложения. Составитель написал его так, как будто он должен был предотвратить любую возможную щель или трещину в смысле статута; как если бы текст статута был утлой лодчонкой в будущем враждебном море. Эти предосторожности, эти синонимы, эти бесчисленные оговорки должны были бы отвратить суды от поиска лазеек в статуте или превращения мелких щелок в большие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...